Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
6. Неделя мясопустная. О страшном суде. Суд совести и суд Божий (окончание) (Мф. 25:31–46)
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
От лица Господа нашего Иисуса Христа, словами Его Евангелия, святая Церковь возвещает нам, что наступит некогда время, когда этот мир закончит своё существование. Это произойдёт при втором пришествии Сына Божия. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24:27, 29).
По учению апостола Петра, придёт день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет. 3:10, 13), где смерти не будет и люди будут, как ангелы на небесах» (Мк. 12:25), и как сыны воскресения (Лк. 20:36). Все эти изменения будут связаны со вторым пришествием Спасителя для суда над человечеством.
Господь явится с ангелами (Мф. 13:39). Они вострубят и как жнецы соберут все соблазны и делающих беззакония (Мф. 13:39, 41–42). В суде Божием над людьми будут участвовать и святые (1Кор. 6:2). Само присутствие их на судилище будет уже осуждением, укором для грешников: ведь они тоже могли бы быть угодниками Божиими, если бы сохранили обеты крещения и свою веру во Христа проявили в делах любви и милосердия. Уже один взор любви и сострадания святых будет терзать сердце несчастных грешников как недостойных этой любви.
Кто ещё будет судить грешников? Судить их будет их совесть пред лицом святых, ангелов и Сам Христос.
Чтобы представить себе, хотя бы до некоторой степени, картину будущего суда Божия, вспомним суд Спасителя ещё в условиях Его земной жизни, суда над грешницей, взятой в прелюбодеянии и приведённой книжниками и фарисеями к Нему. Они оказали Ему: Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. А Ты что скажешь? (Ин. 8:5). Огромная толпа разъярённых фарисеев и книжников ждала ответа. Они жаждали крови этой женщины, и руки их тянулись к камням для немедленного самосуда. Но Христос молчал. Он сидел около храма на камне, низко склонив голову, и что-то писал перстом на земле, не обращая на них внимания (Ин. 8:6). Они продолжали спрашивать. Христос продолжал молчать. Почему так? Спаситель молчал, желая, чтобы возбуждённая толпа успокоилась, пришла в себя и оказалась способной спокойно выслушать ответ и воспринять всю правду слов Его, касающихся не только грешницы, но прежде всего их самих. Когда этот момент наступил, Христос, восклонившись и посмотрев внимательно на них, сказал им: Кто из вас без греха, первый брось в неё камень (Ин. 8:7). И, сказав это, опять низко наклонился, не обращая на них внимания и как бы предоставляя им свободу действия.
Но слово Владыки жизни и смерти было сказано. И решение Правды Божией о грешнице было вынесено, сразу же стало оказывать своё воздействие. Но, однако, оно коснулось не только её, обвиняемую, но и обвинителей её. Оно было обращено к их совести, к их собственным грехам и беззакониям. Эта совесть их и решила дело: обличаемые ею, они стали уходить один за другим, начиная со старших до самых последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине (Ин. 8:9). Однако сама по себе совесть обвинителей не имела бы на них такого действия, если бы здесь не было Христа, т. е. если бы слова эти были оказаны кем-то другим, а не Им Самим. Но слова были сказаны Христом-Сердцеведцем, молчаливым их обвинителем. Сказаны тем, Кого даже считали «справедливым учителем истинного пути Божия.., не взирающего на лицо» (Мф. 22:16). Они поняли, что «камень» осуждения Христос справедливо направляет в них самих, ставя их лицом к лицу со своей совестью, и они, обличаемые ею, стали тихо поворачиваться и один за другим скрываться и от Христа и друг от друга.
Под молчаливое осуждение Христа подпала и совесть блудницы, и она, перестрадавшая около Христа свои согрешения, была отпущена Им без осуждения. Значит, собственная совесть и Христос – вот кто оказались судьями и над обвиняемой, и над обвинителями. Так будет и при втором пришествии Спасителя (Мф. 25:34, 31). Разница будет в том, что на этот раз фарисеи и книжники могли скрыться от Спасителя, а от страшного суда грешники скрыться уже не смогут и в отчаянии возопиют: Горы, падите на нас, холмы, покройте нас (Лк. 23:30). Но ничто им не поможет. Для них это поистине будет страшный суд.
Как и первый, частный, предварительный суд – суд сразу же после смерти человека, – есть суд внутренний, из глубины человеческого состояния, из недр его духа, совести и свободной воли идущий, так и второй, окончательный суд будет судом совести в присутствии Спасителя, святых угодников и ангелов. Ещё при нашем земном существовании, голос совести тревожит нас, как голос Божий в нас, как голос Иисуса Христа живущего в нас (Кол. 1:27). Эта совесть полным голосом заговорит в нас при втором суде Божием, когда взоры всех ангелов и святых будут устремлены на нас. «Совесть каждого человека откроется тогда перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал за всю свою жизнь, но все сказанные слова, тайные желания, и помышления»4. Внутреннее самоосуждение будет завершено окончательным определением Господа (Мф. 25:34, 41).
Время второго пришествия Иисуса Христа сокрыто от нас. А потому мы должны, братия и сестры, жить так, чтобы всегда быть к нему готовыми. Бодрствуйте, – говорит Спаситель, – потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).
В наступающие дни спасительного поста особенно нужна нам «память смертная», память об исходе нашем к Господу. Святая Церковь подготовляет нас к подвигам поста и покаяния, а окружающая жизнь соблазняет нас всевозможными искушениями, грубыми удовольствиями похотью тела, очес и гордостью житейскою. Сам Господь спешит нам на помощь. Смотрите за собой, – говорит Он, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, чтобы день тот не настиг вас внезапно (Лк. 21:34). Мы должны уподобиться мудрым девам, которые приготовились к сретению Жениха, имея горящие светильники – свет веры и огонь любви к Христу и братиям нашим. Бодрствуйте и молитесь, – говорит Господь, – да сподобитесь избежать всех будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36).
Будем же, братия и сестры, молить Бога сподобить нас «мирной кончины» и «доброго ответа на страшном судищи Христовом и особенно в наступающие спасительные дни поста и покаяния. Аминь.
* * *
Из Катехизиса.