Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
8. 1 седмица Великого поста. Как поститься? Беседа о посте (по богослужебному чину и святым отцам)
Наступил Великий пост и сразу же поставил перед нами вопрос, как проводить его, чтобы получить наибольшую пользу для тела и души, для дела нашего спасения? Как не потерять, не погубить эти великие святые дни, нарочито выделяемые для нас Православной Церковью пред Светлым праздником Христова Воскресения?
Чтобы оценить и по достоинству использовать Великий пост, следует уяснить каждому из нас точку зрения на пост самой Православной Церкви в великопостном богослужебном чине и в учении Святых Отцов. Начнём с богослужебного чина первой седмицы.
«Поста божественным начатком умиление стяжим»5. «Всевестное воздержание начнем светло, лучами святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистым очищением, богомужества крепостью: яко да светоноснии предварим во святое и трехдневное воскресение, осиевающее нетлению миру»6. Так учит о посте святая Церковь устами преподобного Феодора Студита.
Время Великого поста некоторые из нас, братия и сестры, воспринимают как время тяжёлое, унылое, траурное. Некоторые в глубине души считают, что пост – бремя непонятное, и неудобоносимое, и ненужное. Время де высоких подвигов прошло. Мы живём не в монастыре и не в старое время, когда легче было соблюдать посты. В наших-де условиях пост не так уж обязателен и возможен. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется с всякими оговорками, сетованиями, причитаниями и ограничениями. На душу многих из нас ещё действует первая, четвёртая и седьмая недели, стыдя, устрашая и возвышая нас (особенно четвёртая и седьмая) своим высоким и спасительным содержанием, и тут мы ещё берём себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим. В другие же недели поста мы с лёгким сердцем всё себе разрешаем и не утруждаемся себя ни молитвой, ни постом.
Всё это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера, но и потому, что у нас нет правильного понятия о посте, что мы руководимся своим, искажённым, уродливым, домашним взглядом на пост, а не взглядом церковным.
Православная Церковь назвала первый понедельник поста «чистым», предлагая нам озаботиться сразу же «чистотой», поначалу – внешней. Т. е. чистотой тела, одежды, комнаты. Чистота внешняя располагает к чистоте и светлости внутренней. Где затрачены усилия на чистоту внешнюю, и эта чистота достигнута – там радость, там оживление, некое просветление духа и готовность быть лучше, чище, святее и в своём внутреннем мире, в своих отношениях к Богу и ближним. Имея это в виду, святая Церковь и призывает нас пост начать с чистоты, начать «светло», с сердечного «умиления», с готовности «сиять лучами святых заповедей Христовых, светлой любовью», очищением сердца и чтобы «светоносными» встретить Христово Воскресение. Сколько света, любви, духовной радости, а не мрака и уныния в этих дивных призывах Церкви!
Называя пост «приятным», «истинным», святая Церковь указывает далее, в чём он должен выражаться. «Истинный пост есть злых (дел) отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (наговора), лжи и клятвопреступления: сих оскудения, пост истинный есть и благоприятный» (самогласен вечерни понедельника).
Сколько благ и радостей духовных принесёт нам пост, если мы будем следовать указаниям Церкви, т. е. начнём переходить от тьмы греховной к свету: избегать зла, ярости, похоти, лжи, клятвопреступлений! Разве зло есть не зло, а спасительное добро, чтобы за него всегда держаться? Разве гнев, ярость есть кротость или смирение, чтобы их не искоренять, а сохранять? Разве похоть («плоти, очес») не делает нас рабами греха и своего тела? Разве ложь стоит того, чтобы человеку и впредь оставаться лживым и ложью обольщать и развращать себя и других? Пост, указывает далее Церковь, – есть «мать целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов, спасение человеков»7.
Мы, братия и сестры, очень далеки от целомудрия, чистоты сердечной и ни в чём так не нуждаемся, как в покаянии и сокрушении сердечном. Без этого сокрушения нельзя и думать об очищении сердца от страстей. Без очищения же сердца нам невозможно озариться «лучами святых заповедей Христовых, светлостью любви» (седален утрени понедельника), т. е. достичь того, к чему нас зовёт Церковь с первого же дня первой седмицы поста.
Итак, началом духовной жизни является сердечное сокрушение, обличение себя в грехах и связанное с этим покаяние. Возможны ли, братия и сестры, самообличение и покаяние без слёз, если они глубокие и искренни? Нет, не возможны! И если «не имам слез токи», то будем просить о них: «тучи ми подаждь, Христе, слез, в поста красный день: яко да восплачу, и отмыю скверну от сластей, и явлюся Тебе очищен»8.
Чтобы лучше растрогать нашу душу и вызвать слёзы сердечного сокрушения и покаяния святая Церковь предлагает нашему назиданию на первой седмице покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Ограничимся пока этими немногими указаниями на то, как смотрит на пост святая Церковь в своём великопостном богослужебном чине. Обратимся к творениям святых Отцов, уясняющих внутренний смысл и значение поста.
Преподобный Ефрем Сирин, вразумляя верующих, в своё время (IV в.) говорил им: «Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост училище благочестия. Пост довлеет в бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здоровья, мир в домах. О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как до́лжно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо!»
Как хорошо, как всесторонне и проникновенно раскрыто в словах преподобного высокое значение поста, раскрыто на основе постнического опыта и самого святого отца и других подвижников.
Почему «велик день поста» и для нас, братия и сестры? Потому что, начиная поститься, мы начинаем борьбу с самим собой, с гнездящимся в нас грехами и страстями – чревоугодия, гордости, уныния и другими. Это ли не самое насущное и великое пред Богом дело на земле? И разве не блажен тот, кто твёрдо и решительно начал борьбу с собой, чтобы возвратить себя Богу и разве не дойдёт до небес его покаянная молитва о помощи?
Кто встанет на путь поста, у того плоды его будут неисчислимы и весьма необходимы. Об этом так говорит святитель Афанасий Великий: «Видишь ли, что делает пост – болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим нечистым духом, да будет ему известно, что сей род по слову Господа изгоняется только молитвой и постом».
Мы нередко, братия и сестры, жалуемся на нервные болезни, на дурные помыслы и не хотим знать, что часто они происходят от нашей крайней распущенности и одержимости. Чтобы взять себя в руки, овладеть собой и нужно прибегнуть к помощи поста – воздержание и в мысли, и в слове, и в деле. К этому и зовёт нас святитель Афанасий.
О любви к посту и о плодах его трогательно и возвышенно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей лёгкий полет, делает её способной подниматься на высоту и помышлять над горним».
Так бывает у того, кто постится, а что бывает у того, кто высокомерно относится к посту, пренебрегает им? «Кто нерадит о посте, – говорит святой Исаак Сирин, – тот приводит в колебание всё». Значит, по мысли святого Исаака Сирина, сколько бы добра человек не совершил – всё это доброделание непрочно и неустойчиво, пока не скреплено постом. Ибо только пост и молитва, молитва и пост закаляет силы человека, делая их устойчивыми и прочными во всяком деле.
Вот почему преподобный Симеон Новый Богослов и говорит: «Пост есть начало и основание всякого духовного делания». Ну, а если пост, спросите вы, братия и сестры, обостряет болезни (особенно желудочные) и приносит расстройство в духовно-телесную природу человека, если немощи человеческие стоят на пути строгого воздержания в пище? Святой Варсонофий, живший в конце шестого века, так говорит об этом: «Один инок жаловался великому старцу, что по немощи своей он не в состоянии поститься. Старец на это ответил: „О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного. Не от немощных телом требует Бог поста, а от сильных и здоровых. Снизойди немного телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает твою болезнь, которую послал тебе. Благодари же Бога за всё, благодарение ходатайствует о немощи пред Богом”».
У нас с вами, братия и сестры, преобладает тот взгляд, что пост предъявляет больше требований к телу, чем к душе, на телесный пост мы обращаем больше внимания, чем на духовный. А между тем телесный пост есть только средство к посту духовному, а этот последний есть средство к «стяжанию благодати Святого духа» (как говорит преподобный Серафим Саровский), а тем самым и спасения. Поэтому весьма необходимо телесное воздержание (в пище, питии и прочем) соединять с воздержанием духовным: с обуздыванием своего языка, гнева, кичливости, слабоволия, человекоугодия и прочего. Только в этом случае мы выполним завет нашей Церкви: «постимся телесно, постимся и духовно».
Но беда наша в том, братия и сестры, что плохо выполняя завет Церкви о посте телесном, мы ещё хуже выполняем завет о посте духовном. И особенно тогда, когда нас одолевают физические болезни и немощи. Имея телесные недуги и старческие немощи, мы обычно этим прикрываемся и успокаиваем себя, я-де больна, нет сил, ни поститься, ни бороться с грехом, ни посещать храм, ни соблюдать молитвенное правило дома. Вот это-то самоуспокоение и самооправданием и опасно. Следует разграничивать и определять, что при болезнях и старческих немощах будет по силам, и на какой пост (телесный или духовный) следует обратить в каждом отдельном случае наибольшее внимание.
Если кто сильно истощён недугами, домашними раздорами и болезнями, престарелым возрастом, у того строгий телесный пост ещё более ослабил бы и истощил силы телесные и тем более затруднил бы выполнение духовного поста. Само по себе телесное истощение от болезней и скорбей и есть невольный пост телесный, и здесь следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения, усиление мирного отношения к окружающим людям, усиление внутренней молитвенности и прочее. Тогда улучшение духовного состояния улучшит, укрепит и физические силы наши. И за всё это мы возблагодарим Господа.
Из позднейших подвижников много руководящего и весьма полезного для уяснения самой сущности поста мы находим у преподобного Серафима Саровского. «Пост в том, чтобы не есть много... Не следует разбирать между снедями вкусными и невкусными, что свойственно животным... Мы отказываемся от приятной пищи, чтобы усмирить плоть, и дать свободу духу». Истинный пост состоит в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел съесть, отдать алчущему... Как Христос укрепил Себя сорокадневным постом, так и подвижники выступали на путь крестный в подвиге поста. К подвигу поста надо приучать себя постепенно, как приучал преподобный Дорофей ученика своего Досифея (доведя норму хлеба с четырёх фунтов до восьми лот). Однако не всякий может строго воздерживаться во всём или лишать себя всего, что может служить к облегчению немощей. Могий же вместить, да вместит (Мф. 19:12).
«Пищи употреблять до́лжно каждый день столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели. Иначе может случиться, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу по примеру отцов, употреблять один раз в день, и Ангел Господень прилепится к тебе». Смотрите сколько светлого, разумного, утешительного и для всех нас доступного в этих словах о посте нашего великого старца.
Братия и сестры, если бы мы благодатно восприняли и запечатлели в своём уме и сердце мудрые и спасительные наставления о посте Православной Церкви и святых Отцов её, то и сами не могли бы удержаться от того, чтобы не начать поститься. И мы уподобились бы мудрым девам, своевременно заготовляющим елей в сосудах своих для встречи Жениха – Господа нашего Иисуса Христа. К такой встрече с воскресшим Спасителем в дни святой Пасхи и будет готовить нас святая Церковь в наступившую святую четыредесятницу.
Что нам ещё не следует забывать, когда мы ставим вопрос о посте? Не следует забывать и того, что пост есть древнее церковное установление. Для церковного же человека требование Церкви есть закон, послушание ей – «паче поста и молитвы». Церковь жива и свята действующим в ней Духом Святым. Жив и голос её пастырей: их совет, наставления и указания. Всякий верующий человек может по вопросу поста получить индивидуальные указания от своего пастыря.
Наконец, всем нам полезно помнить и грозные прещения древнего 69-го Апостольского правила. Если кто из членов или клира «не поститься в святую четыредесятницу перед Пасхой, или же в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, – да будет низвержен (из сана). Аще же мирянин – да будет отлучен» (от Церкви). Слышите, братия и сестры, какие грозные прещения и для священнослужителей, и для мирян, если они без достаточной причины не выполняют пост. Извержение из священного сана несёт с собой духовную смерть для священнослужителя. Отлучение мирянина от Церкви – духовное угасание и неизбежную духовную смерть, ибо «вне Церкви нет спасения».
По нашим грехам, наверное, все мы достойны указанных наказаний, – и лица духовные и лица светские. Только бесконечная милость Божия держит нас всех на своих местах, терпеливо ожидая нашего покаяния.
Так используем же предстоящие дни Великого поста для великого покаяния и примирения с Богом и со своими ближними! Этот пост потому и назван святой Церковью великим, что требует великих усилий по очищению душ и сердец наших от греховной грязи.
Великие усилия и труды дадут и великую радость духовного единения с Господом с первых же дней поста.
Помолимся Господу, чтобы Он «благостию» Своею ввёл нас «в пречестные дни сия ко очищению душам и телам, к воздержанию страстей, в надежди воскресения». Аминь.
* * *
Седален утрени в понедельник.
Седален утрени в понедельник.
Самогласен утрени понедельника.
Стиховна вечер, понедельник.