Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
25. Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная неделя. О несении креста своего
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!»
Наступает четвёртая седмица Великого поста, называемая Крестопоклонной. Она делит Великий пост на две половины. В среду кончается первая половина поста и с четверга начнётся вторая половина. В течение Великого поста мы просим Господа «Подать нам подвигом добрым подвигатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и святому Воскресению».
Нелегко это «течение поста». Оно требует непрерывного духовного подвига, борьбы с грехом, высокой подготовки к Светлому Христову Воскресению, чтобы и нам совоскреснуть с Ним, – Господом нашим Иисусом Христом. И вот, чтобы укрепить нас на этом пути подвига, святая Церковь и даёт нам целую неделю для подкрепления себя силою Крестной через почитание Креста Господня и поклонение ему. «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся... и Крест Господень почтим. Крест – хранитель всея вселенныя... верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Так высоко возносит Крест Христов святая Церковь. Почитая Крест Господень, святая Церковь напоминает нам о нашем собственном кресте, который мы должны нести для очищения и снесения души. Христос всем нам говорит: Кто хочет по Мне идти, да возьмёт крест свой и по Мне грядет (Мф. 16:24).
Голгофский Крест Христов мы мысленно представляем. На Нём Христос искупил наши грехи. Мы знаем и тот крест, который мы носим на своей груди (хотя, быть может, и не все), мы знаем и крест, которым творим крестное знамение. Мы видим много священных изображений креста в храме. О каком же кресте говорит Господь, призывая нас нести его? Чтобы понять это вспомним, каков был Крест Христов. Из чего он состоял? Крест Христов состоял из страданий за нас, за наши грехи при Понтийском Пилате, вплоть до смерти, смерти же крестной.
На Голгофский Крест Христос взошёл добровольно, чтобы избавить людей от греха и примирить их с Богом. Он мог сделать это, лишь взяв на Себя грехи человеческие, и наказание за них. Где грех, там и беззаконие (1Ин. 3:4), самочиние. Где беззаконие, там и наказание – страдание. Одно неотделимо от другого. Поэтому Агнец Божий, взяв на Себя грехи мира (Ин. 1:29), принял и «наказание» за эти грехи, т. е. Голгофские муки и смерть. И всё это по любви к нам, чтобы избавить нас от наказания за наши грехи.
Когда мы творим грех, то тем самым вызываем и наказание за него в виде укоров совести, внутренних мучений и других скорбей и бед. Вернейшим средством от этих страданий и скорбей является борьба с грехом. Чем меньше мы боремся с грехом, тем тяжелее наша жизнь, тем больше болезней, скорбей и несчастий. Попуская на нас все эти невзгоды и беды, Господь хочет вместе с тем понудить нас в них же самих (невзгодах, болезнях и прочем) находить источник утешения и средства исправления. Это возможно, если мы усвоим правильный взгляд на них. Обычно мы не любим болезни, страдания и скорби, видя в них для себя одно только горе и несчастье. Не так смотрели на них апостолы и подвижники благочестия. Апостол Павел в скорбях видел начало «терпения», духовной «опытности» и «надежды» на милость Божию (Рим. 5:3–5). Святые угодники в каждой скорби видели посещение Божие, в каждой болезни видели указание на необходимость борьбы с грехом, в каждом искушении – призыв к покаянию. И во всём этом (скорбях, болезнях и прочем) они видели свой крест и с терпением и благодарением спасительно несли его. И нам следует болезни, скорби, лишения переносить в Боге, т. е. превращать их в средство исправления, примирения с Богом и людьми, в средство очищения и спасения. Это и будет тот крест, который зовёт нас нести Спаситель. Первым помощником в несении этого креста является Сам Господь, нёсший Свой страшный, но спасительный для нас Крест Голгофский. Святая Церковь зовёт нас поклониться Животворящему Древу Креста. В нём сосредоточена вся любовь Божия к нам, вся Кровь, пролитая на нём за нас, грешных, вся победа жизни над смертью, уничтожение наших грехов. Припадая ко Кресту, мы приобщаемся этой любви Божией, в этой победе жизни над смертью, грехом и примиряемся с Господом.
Когда преподобная Мария Египетская, войдя в Иерусалимский храм, припала ко Кресту Господню, то почувствовала Его животворящую и возрождающую силу и при участии Божией Матери и Её указаний, сразу же отправились на подвиг пустынножительства. Взирая на спасительный Крест Господень, будем же смиренно и терпеливо нести свой крест и мы. Будем очищаться, духовно оздоровляться своими скорбями, будем духовно возрастать и крепнуть от тех невзгод, лишений и болезней, которыми посещает нас Господь. Будем всегда прибегать ко Кресту Господню как источнику благодатных сил и помощи Божией!
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»! Аминь.