Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
24. Неделя 3 Великого поста. Крестопоклонная неделя. О непреходящей ценности души нашей (Мк. 8:34–9:1)
«Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк. 8:35).
Господь наш Иисус Христос на Кресте Голгофы завершил наше спасение. Последним Его словом с Креста было: совершилось. Совершилось наше спасение. С тех пор по зову Христа и апостолов христиане стали участвовать в страданиях Христа, стали состраждать Ему, сраспинаться с Ним. Апостол Павел решительно призывает нас к этому участию в страданиях Христа (Флп. 3:8–10). К этому же призывает и апостол Пётр (1Пет. 4:12–13). А апостол Иоанн прямо говорит, что если Христос положил за нас душу свою, то и мы должны полагать души свои за братьев (1Ин. 3:16).
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали зов Самого Спасителя следовать за Ним крестным путём, путём крестоношения. Он зовёт нас отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним. Что значит отвергнуться себя? Это значит от себя, от своего эгоизма. Забыть себя для себя, чтобы найти себя в Боге и в другом человеке, чтобы жить для него и в нём. Но ведь это очень трудно и едва ли возможно, скажете вы. Ведь это значит встань на путь борьбы не на жизнь, а на смерть с самим собой: со своим самолюбием, со своей самостью, самоугождением, чёрствостью, жестокостью, равнодушием и холодностью и другим.
Да, действительно, это тяжкая борьба. Её успех невозможен без помощи Божией, которая даётся только при нашей любви к Господу, при послушании Его воле и следовании за Ним. Без Меня, – говорит Он, – не можете ничего творить. И наоборот всё можем творить и даже «горами двигать», если пребудем в любви Божией, которая и открывается в нас через нашу любовь к Богу. Любить Бога – значит не быть рабом суеты мира, грубых удовольствий и соблазнов этого мира. Любить Бога – значит хранить душу свою для Бога и терять её для житейской мамоны.
Земная жизнь – временна, скоротечна. Мы видим, как мелькают годы, как стареют, сходят со сцены люди, как ветшают и лишаются ценности окружающие нас предметы и вещи. Всё изменчиво на путях земной жизни. Сегодня интересы моды, вкусы, взгляды – одни, завтра – другие, а потом третьи и прочее. Одно у нас остаётся всегда с нами: наша бессмертная душа, наш дух, как образ Божий, как бесценное сокровище наше, предназначенное не только для жизни временной, земной, но и вечной, загробной. Поэтому, какая польза человеку, если он приобретает весь мир, т. е. блага земной жизни, а душе своей повредит, отвлекая её от интересов духовных, спасительных и обрекая на гибель для жизни вечной.
Какое земное благо, какое материальное сокровище, какая материальная ценность может быть приравнена к ценностям нашей бессмертной души? Такой земной ценности нет, и никогда не будет. Так высока и ценна пред Богом наша бессмертная душа, наш божественный дух. Но мы, братия и сестры, часто забываем, какое сокровище имеем, какую в себе небесную вестницу и жительницу носим! Поэтому так пренебрегаем ей. Душа создана для вечных благ, для Бога, а мы питаем её благами земными, тленными. Она животворится любовью к Богу, к людям, а мы понуждаем её привязываться к вещам и интересам изменчивым, скоропреходящим. Ей нужен тесный крестный путь, а мы распахиваем пред нею двери широкого пути, ведущего в пагубу.
Братия и сестры! Наступила Крестопоклонная неделя. Святая Церковь стремится воздвигнуть Крест Христов в нашем сердце, чтобы мы живо чувствовали в нём Христа и притом распятого. Всю Крестопоклонную неделю мы будем созерцать крест Христов, воздвигнутый посреди нашего храма, чтобы, взирая на него, мы животворились духом, укреплялись волей, умилялись сердцем. Он будет взывать к нашей религиозной совести и чести, к нашему духовному мужеству, будет звать к преданности и верности Христу и любви друг к другу.
В Кресте Христовом, в следовании за Ним – наше спасение. Кто стыдится Христа и Его крестного пути, того постыдился и Он, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8:38). Будем же верны и преданы Ему. «Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое воскресение Твоё поем и славим». Аминь.