Св. Петр Митрополит Киевский и Всея России

Источник

В конце XIII столетия престол Митрополии Всероссийский был перенесен из Киева во Владимир на Клязьме. До 1299 года Митрополит Максим оставался еще в Киеве; но в сем году он переселился со всем клиром своим в северную столицу Великих Князей Русских, а Владимирского Епископа перевел в Ростов1.

Князья Галицкие, господствовавшие тогда на юге России, неравнодушно смотрели на сие удаление от них Митрополита. Посему, когда Митрополит Максим скончался, Князь Галицкий Юрий Львович отправил к Константинопольскому Патриарху посольство с просьбою об учереждении особой Митрополии для южных областей Русских. Сие поручение возложено было на игумена Ратскаго монастыря в Волыни, Петра, о котором Князь в тоже время, тайно от него самого, писал к Патриарху, чтобы он, в случии согласия на разделение Митрополии, рукоположил сего игумена в Митрополита2.

Между тем явился соперник Петру, некто игумен Геронтий, вероятно из Владимира; взяв с собою одежду и утварь святительскую, он отправился в Константинополь просить Митрополии Всероссийской лично для себя. Но Бог устроил так, что смиренный Петр получил то, чего домогался властолюбивый Геронтий, и не искавший никакого престола поставлен в Митрополита не только южных , но и северных областей Русских; ибо Геронтий, по причине бурнаго плавания на Черном море, замедлил в пути, а Патриарх, следуя прежнему церковному порядку, не захотел разделять Митрополии.

Св. Петр, хотя и не ожидал такого призвания, но не был не готов к высокому служению. С юности он был строгим подвижником благочестия. Двенадцати лет вступил в монастырь, и был образцом в исполнении послушаний монастырских и в подвигах молитвы. Удостоенный сана пресвитерскаго, он начал учиться иконному писанию, потому что находил услаждение всегда взирать на святые изображения Господа Иисуса Христа, пречистой Его Матери и Светых Угодников и, взирая, возноситься умом к самим изображаемым!

Наконец, после многолетних подвигов в сей обители, Св. Петр сам основал монастырь на избранном им уединенном месте на реке Рате; создал в нем церковь во имя Спасителя, и, собрав не малое число братии, словом и делом поучал их жизни по Богу. Новое звание открыло в нем новые добродетели: он был кроток в назидании, безгневен в обличении согрешающих, щедр и милостив в призрении убогих; если не имел чего другого, то раздавал требующим свои иконы, отдавал свою власяницу.

Извлеченный из мирной обители на чреду пастырского служения (1309), Св. Петр, при самом вступлении в оное, встретил много огорчений. Он прибыл на престол свой во Владимир3. Но как дотоле не был известен князьям северным: то нашлись недовольные его поставле- нием. Нужно было время, чтобы открылись его достоинства пред всею его паствою.

В следующем году Св. Петр, по долгу Пастыря, обозревая свою Митрополию, был в Брянске. В то время Удельный князь сего города, Василий, был изгнан своим дядею Святославом; но испросив помощь у Хана, вел с собою Татар против своего родственника. Кроткий Святитель убеждал Святослава поделиться княжешем с племянником, или совсем отступиться от своих притязаний, чтобы избежать междоусобного кровопролития. Святослав не повиновался, и поте- рял сражение и жизнь. Татары ворвались в город, и Св. Петр принужден был искать себе безопасности в церкви4.

Около того же времени возстал против Первосвятителя Андрей, Епископ Тверской, из рода Литовских князей. Тайно послал он к Патриарху Константинопольскому Афанасию донос, в котором, клевеща, взводил на своего Митрополита какие-то тяжкие вины. Патриарх не поверил обвинениям, но для иследования дела послал в Poccию одного из своих клириков и требовал оправдания. Св. Петр смиренно принял сие новое искушение, уповая на Бога, защитника невинных.Созван был Собор в Переславле Залесском5; прибыли Епископы Ростовский и Тверской, знатнейшие игумены и священники; приглашены были и князья на сей необыкновенный доселе в России суд. Великий Князь Михаил Тверской не принимал в нем участия; но юные дети его Димитрий и Александр и другие князья были на соборе. Прочитан был присланный к Патриарху донос, и произвел сильное смятение в присутствовавших. Чтобы укротить сие смятение, невинный Святитель, подобно Св. Григорию Богослову, предложил; «Я не лучше пророка Ионы. Если из-за меня такое волнение: то извергните меня из среды себя». Но наконец истина восторжествовала, все желали знать имя клеветника. И когда он стал известен, то все обратились против него с укоризною. Один только Св. Петр принял его под свою защиту и изрек ему «мир тебе, чадо. Не ты виновен в сем, но древней завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог».

Между тем Св. Петру готовился новый тяжкий труд. По смерти Хана Тохтагу нужно было ехать в Орду вместе с Великим Князем для подтверждения новым Ханом Узбеком грамот, которыми духовенство освобождалось от даней Монгольских. К сему побуждало, как свидетельствует летопись, и желание предупредить послов Папы Римского, которые могли испросить у Хана вредные для Православия преимущества своей церкви в южных областях России. Бог благословил сие путешествие полным успехом к радости Церкви, и Св. Петр, принятый Ханом с великими почестями, получил от Узбека подтверждение преждних прав своего духовенства6.

Устроив внешние дела Церкви, Св. Петр тем с большею ревностию заботился о её внутреннем благоденствии; объезжал епархии, не стесняясь ни болезнями телесными, ни старостию лет; поучал вверенное ему стадо словом и примером, обличал противников истины. К сему времени жизнеописатель Св. Петра относит обличение еретика Сеита (мыслившего противно учению Православной Церкви) и его осуждение за непокорность истине7.

Конечно с болезнью сердца видел кроткий и любвеобильный Архипастырь, как споры за Великое Княжение между Князьями Тверским и Московским терзали Pоссию;8 как Волынь, его отечество, была опустошена и покорена Литовцами, и самый Киев, первопрестольный град Православия, перешел в руки язычника Гедимина (в 1321 г.)9 Но если мы ничего не можем сказать, какие меры предпринимал Св. Петр к облегчению бедствий России в то время: то по крайней мере знаем, что он положил прочное основани ея мира и величия в будущем, когда перенес свою кафедру из Владимира в Москву, и принес с собою будущей столице России благословение Божие. Жизнеописатель Св. Петра повествует, что любовь к Князю Московскому Иоанну Даниловичу, известному своим миролюбием, набожностию и щедростью к бедным, побудила Св. Петра переселиться в Москву. А по другим известиям, его привлекла сюда любовь к некоему иноку Алексию. Св. Петр, знав его богоугодное житие, хотел провести последние дни своей жизни при его гробе, над которым совершались чудеса10.Как бы то ни было, весною 1325 г. Св. Петр был уже в Москве; там рукоположил Архиепископа Новгородского; там же вскоре похоронил привезенное из Орды тело убиенного в Орде Великого Князя Георгия11. В августе следующего года, по убеждению Святителя, заложен в Москве храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Св. Петр, убеждая Князя к созданию сего храма, пророчески говорил: «если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и Святители поживут в нем, и взыдут руки его на плечи враг его, и прославится Бог в нем.» Князь с усердием приступил к совершению дела богоугодного; быстро воздвигаемы были стены храма. Но еще скорее приближался к концу своему блаженный Святитель.

Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил его.За несколько времени до кончины Св. Петра Князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Рассказывая о сем сновидении Святителю, Князь услышал от него такое объяснение: гора высокая – это ты, Князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни. И спустя четыре месяца с половиною после заложения храма, Святитель преставился в жизнь блаженную (21 Декабря 1326 г.), предоставив все свое стяжание на совершение св. храма. Чудеса от мощей его открылись при самом погребении его, и не прекращались после того. Посему Митрополит Феогност, заступивший его место, с разрешения Константинопольского Патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике Святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской12.

Вскоре пророчество Святаго о Москва начало исполняться. Любимый им Князь Иоанн был признан от Хана Великим Князем. Москва при нем же стала возвышаться над старшими престольными городами. Митрополит Феогност и его преемники не искали другаго города для своего престола, кроме Москвы. При содействии Святителей Московских возрастала и усиливалась единодержавная власть Великого Князя Московского в потомстве Иоанновом, доколе наконец облеклась порфирою Царской.

Верная Москва, благоговейно чтя память первого своего Святителя, храня его св. Мощи, как залог своего благоденствия, соблюла св. иконы, им написанные, панагию его и жезл пастырский.13 Для благочестивых чад его паствы время сохранило и еще памятник Святителя – краткое послание его к духовенству его паствы.

Древние пастыри Церкви Российской имели обычай, кроме особенных случаев, требовавших внимания их, рассылать общее наставительные послания к духовенству и князьям. Примером последних может служить послание Никифора, Митрополита Киевского к Великому Князю Владимиру Мономаху14, по случаю наступления Четыредесятницы. Объясняя причину , по которой решился писать, Митрополит говорит: «есть церковный обычай и правило говорить князьям о чем-либо полезном в сие время. Сознаю , что хочу врачевать будучи сам оструплен грехами и покрыт гноем: но слово от сего не терпит никакого вреда. Хотя мы и таковы, но Слово Божие, которое в нас, здраво и цело.»

Примером посланий Святительских к духовенству может служить поучение к попам, приписываемое Митрополиту Кириллу15. В одной из рукописей, принадлежащих Библиотеке Московской Духовной Академии, между поучениями на разные дни недели, помещено поучение от Пастыря всему народу , где Наставник, указывая на тяжкие времена свои16, говорит: «сего ради пишу вам вмале всему великому Божию Священству, чтобы есте о всем держали по достоинству чина великого Божия Священства.» И после наставления о воздержености заповедует: « от сего времени писанья на каждый день предстояние бы есте имели к Богу прилежное, поюще молебен утр и вечер о здравии благородных и благочестивых Русских Князей и о поспешении христолюбивого воинства и о тишине Христианской.» Потом обращается с наставлением к мирянам, которых увещевает посещать св. церкви, творить милостыню, блюстись от всякой нечистоты, и пр., чтобы быть православными не по имени только, но и по делам. Такого же рода поучительные послания Митрополита Фотия (1407 – 1131), одно к священническому и иноческому чину о великом Божием Священстве, другое к Настоятелю и инокам Печерскаго Монастыря17.

К числу таких посланий должно отнести и Слово Св. Петра, – драгоценный памятник его пастырской попечительности о стаде Христовом. Представляем сие послание благочестивому вниманию читателей18.

* * *

1

Летопись, служащая продолжением Нестору. М 1784. стр. 58.

2

Житие Святителя Петра. Оно написано одним из приемником Св. Петра, Митрополитом Киприаном, в прославлении памяти Святого н в благодарность за избавление от напастей и болезней, претерпленных нм в Константинополе. Помещено в Степенной Книге Ч. I. стр. 410 – 424.

3

Здесь поставлен, им Давид, Архиепископ Новгородский, 5 июня 1309 г Новгородская первая летопись стр. 69.

4

Никоновская, летопись Т. III. Стр. 106. Святослав убит 2 Апреля 1310 г.

5

Время Собора определяется; 1, тем, что в сем деле принимал участие Патриарх Афанасий, который управлял Константинопольскою Церковью с 1304 года по 1310 или 1311 год; 2, тем, что, по замечанию жизнеописателя Св. Петра на Соборе присутствовали Епископы Ростовский Симеон и «преподобный Прохор, игумене тогда сый». Но Симеон в 1311 году отказался от престола, и в тоже время возведен на его место Прохор. Итак Собор должен быть не позже 1311 года. Правда, Киприан замечает, что на сем Соборе не присутствовал Великий Князь Михаил, поскольку был в то время в Орде. А в Орду Михаил отправился в 1313 году и пробыл там до 1315 года. Но или жизнеописатель имел введу другое путешествие Михаила, не известное по летописям, или указал сию причину уклонения Михайлова от участии в Соборе только по догадке. Андрей в 1315 г. оставил свой престол и скончался в 1323 году. История Государства Российского Т. IV. пр. 247 и 280

6

История Государства Российского том. IV. пр. 245. Ярлык подписан 1315 года. (См. о достоверности ханских грамот, г. Григорьева стр. 9). А Св. Петр отправился в Орду 1313 году, и в летописи замечено, что он «отпущен бысть вскоре». Вероятно, ярлык выдан при отправлении из Орды Великого Князя, который возвратился в Россию в 1315 году

7

Имя Сеита у Татар, исповедавших Магометанскую религию, принадлежало их вероучителям. Истор. Г .Росс. Т. VII пр. 263.Повествование о России, Арцыбашева, книга 4. пр. 1029. В рукописном Алфавите, находящемся в Библиотеке Московской Духовной Академии, слово сеиты, толкуется владыки. У Византийских Историков Σε ΐ τιδες означает монахов Персидских и Турецких Du Gang. Gloss. Grace. T. 2 p. 1315. В летописях Русских часто упоминается о Сеитах у Татар. История Государства Российского Том VII пр. 181. VIII. пр. 256. IX. пр. 644. Не был ли упомянутый еретик из крещенных сеитов? И не от того ли сей еретик у Татишего называется Протопопом? Татищев прибавляет к сему, что Сеит отвергал сушествование рая на земле и воставал против монашества. Неизвестно, откуда заимствованы сии подробности. Слич. Рассужд. об ересях и расколах, бывших в Русской Церкви. М. 1838 г. стр. 69 – 73.

8

По случаю сих споров Великий Князь Михаил Тверской принял венец мученический в Орде. Там же убит Великий Князь Георгий Данилович Московский

9

Нарбут в Истории Литовского народа 1838. Т. IV стр. 484 – 491, где, следуя Летописи Быховца, исправляет повествование Стрыйковского, которому не доверял в сем случае Карамзин.

10

Так пишет Герберштейн, бывший у нас в начале XVI столетия. Dе rebus Moscoviticis, ed. a Starzcewsky.

11

Летопись Новгородская первая, стр. 73.

12

Степенная книга Ч I стр. 421 – 432.

13

Памятник Московских Древностей, Снегирева. Стр. 12, 16, 26 и 171.

14

Напечатано в Русских Достопамятностях, Ч. I. М. 1815. стр. 67 и след.

15

Напечатано в Прибавлениях Творениям Св. Отцев, 1843 г. стр. 428 и след.

16

Рукоп. общая минея, лист. 116 на об. Вероятно это отрывок из целого поучения. Оно начинается так: «Ведаете, сынове, и то, как по последним сим временам, а наипаче ныне, грех ради наших скорбем на ны преумножимся (вместо скорби преумножились), преже гладом и напрасными падежеми и морами, и насильством и пленом от поганых.»

17

Первое в рукописи Синодальной Библиотеки, под названием послания Митрополитов Российских. л. 112 и след. Последнее встречается в некоторых списках Патерика Печорского, принадлежащих Троицкой Лаврской Библиотеки. Здесь между прочим Фотий пишет: «В пришедших (вм. в предшедших) летех вашей любви слово о наказанях духовным изрекох. И ныне паки, яко должник бывая духовных духовная всегда сбеседовати.»

18

Послание Св. Петра заимствовано из рукописи Академической Библиотеки, под названием общая минея, под № 77, на бумаге в лист, конца XV столетия. Оно сличено с списком Библиотеки Волоколамского Иосифова монастыря, под № 282, на бумаге в 4, принадлежавшей прежде, по надписи, Леониду Епископу Рязанскому (упоминается в 1581 г. См. Акт. Истор. Т. I. прим. к грам. под № 216.). Кроме сего послания, в той же рукописи Волоколамского монастыря, еще приписывается Петру Митрополиту Киевскому поучение, начинающееся так: «К Епископом и поцом и Архимадритом, игуменом и дьяконом и ко всем православным крестьяном, как ходити по закону крестьянскому. Пьянства лишайтесь…» Но по многими грубым выражениям и ложным мыслям оно несообразно с духом кроткого Пастыря и чистотою его учения. В списки деянии Собора, так называемого, стоглавого, приводится под именем Св. Петра Митрополита Киевского правило о том, чтобы вдовые священники не служили литургии (гл. 76). Воспрещение священнодействовать вдовым священниками действительно существовало в древней Церкви Российской, как показывает определение Собора Московского 1503 г., и на сем Соборе также свидетельствовались учением Петра Митрополита о неслужении вдовым священникам и диаконам. (Акты Археограф Коммисии Т. I. стр. 485, 486). Но в древних списках нашей Кормчей книги не видно сего правила.


Источник: Горский А.В. Св. Петр, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1844. Ч. 2. Кн. 1. С. 73–84.

Комментарии для сайта Cackle