Заключение
В заключение изложим важнейшие из положений, раскрытых в книге
1) На ниве мира вместе растут и развиваются пшеница и плевелы, добро и зло, царство Божие и царство дьявола.
2) Проявляясь во всех сторонах жизни человеческого рода, бытие, действование и рост добра и зла особенно наглядно обнаруживаются в области религиозной веры и жизни и связанной с религией нравственности: С одной стороны, всему человеческому роду всегда была и есть присуща вера в Бога или религия, и безрелигиозных, а, тем более, противорелигиозных племён на земле не было, и нет. С другой стороны, во все века у всех народов были и есть извращения религиозной веры и жизни, выражающиеся в маловерии и холодности к предметам веры, в фанатизме, в суевериях, в лжеверии, в нелепом и мерзком обоготворении природы и идолослужении или в язычестве, в борьбе против истинной религии и в нечестии.
3) Но высшими степенями извращения религии и наиболее пагубными для человечества видами его до́лжно признать забвение Бога и религии, отрицание бытия Божия и религии, ненависть и вражду к Богу и ко всему святому и божественному, осмеяние святыни и религии, богохульство и кощунство и другие виды борьбы против Бога и религии и против поклонников их.
4) К счастью безбожие, подобно эпидемиям, достигает значительного распространения только временами, в худшие эпохи, в века особенного упадка религии и нравственности. Такова эпоха, начавшаяся в половине 18 века и продолжающаяся, с небольшим перерывом, до настоящего времени.
5) Безбожие есть своего рода болезнь духа, совершенно не свойственная задаткам нормальной природы человека и пагубная для последней, а потому безбожные эпохи бывают редко и продолжаются недолго. Так как, с одной стороны, безбожие, будучи состоянием чисто отрицательным и ненормальным, не имеет прочной опоры и самой разрушительностью своей само себя уничтожает. А, с другой стороны, оно находит сильнейшее противодействие себе в лучших сторонах человеческой природы, которая по естественному чувству самосохранения вступает в борьбу против этого губительного недуга и, при благодатной помощи Божьей, ограничивает его распространение и постепенно освобождает от него организм человеческого рода.
6) Но настанет некогда время, когда мир как бы одряхлеет, и человечество вступит в состояние как бы старости с её немощностью и недугами, так что в человечестве уже не найдётся достаточного количества сил и бодрости для успешной борьбы с ними, для самоисцеления и восстановления к жизни, и таким образом кончится бытие человечества в теперешнем его виде.
7) Конец мира и человеческого рода наступит тогда, когда и пшеница и плевелы довершат своё развитие, достигнут полного роста и окончательной зрелости.
8) Зрелость всей пшеницы и довершение полноты царства Божьего на земле обнаружатся тогда в том, что проповедано будет Евангелие царствия по вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24:14), что в Церковь Христову войдёт полное число язычников (Рим. 11:25) привьются к своей маслине, т. е. ко Христу, будут помилованы, и таким образом весь Израиль спасётся (Рим. 11 глава), что хотя из множества званных мало будет избранных, но зато эти последние будут гореть столь пламенной любовью к Богу и к людям, обнаружат такое полное пренебрежение к благам земной жизни, достигнут такой необыкновенной высоты развития духовной жизни и святости, проявят столь поразительные подвиги самоотвержения и преданности Христу и Церкви и такую несокрушимую веру в Бога и вечную жизнь, что не поддадутся никаким сатанинским обольщениям, не устрашатся никаких угроз и лишений, не изнемогут ни от каких мучений и, подобно мученикам первых веков христианства, будут безбоязненно и с радостью умирать за исповедание имени Бога и Христа (Мф. 24 глава; 2Сол. 2 глава; Откровение 12, 13 и 20 главы; Дан. 7, 8, 11 и 12 главы).
9) Необыкновенно сильный рост и широкое распространение зла в последние времена проявятся в глубоком и широко распространённом нравственном растлении и чрезвычайном религиозном упадке человеческого рода, или в отступлении.
10) В частности, тогда люди будут беспечны и преданы исключительно удовольствиям чувственной жизни до забвения о жизни загробной, будут заражены всякими пороками, и беззаконие между ними умножится, а любовь охладеет, так что народы будут ожесточённо воевать друг против друга, и самые близкие родные убивать друг друга; тогда явится много лжепророков и лжехристов, и они многих прельстят, т. е. среди людей распространится лжеверие; а истинная вера в Бога и во Христа и исповедники её будут ненавидимы, гонимы и уничтожаемы; привязанность к плотской жизни, нравственная распущенность и лжеверие доведут многих людей до забвения религии и до положительного отрицания Бога и вечной жизни, до материализма и атеизма. В довершение зла постигнут человечество великие бедствия, которые будут частью следствием великого религиозно-нравственного упадка людей, частью наказанием за него.
11) Эта бездна зла породит человека, называемого антихристом, который будет как бы истоком зла человеческого рода и в особенности нравственного растления и богоотступничества последних времён.
12) По мнению одних богословов он произойдёт из христианства, по соображениям других – из иудейства, по догадкам третьих – из язычества. Можно держаться старинного взгляда, что он произойдёт из колена Данова, хотя ближайшие предки его и родители, может быть, и не будут Иудеями по вере и национальности.
13) Унаследовавши от своих предков гнусные наклонности человеческой природы, антихрист вместе с тем проникнется силой и злобой сатаны, который вселится в него, совершенно овладеет им и сделает его своим раболепным и могущественным орудием в своей окончательной борьбе против Бога, Христа и царства добра.
14) Составляя как бы отстой всех пороков человеческой природы и совмещая в себе злобу дьявола, являясь как бы воплощением зла, антихрист возглавит в себе всё зло человеческого рода, и оно достигнет в нём своей вершины, достигнет такой высокой степени силы, упорства и разнообразия в своих проявлениях, до какой оно ни в ком из людей не достигало и не может достигнуть.
15) Представляя в своём лице окончательное и полное завершение роста человеческого зла и всецелое проявление злобы дьявола, антихрист столько рассеет зла в человеческом роде, столько обольстит и погубит людей и столько причинит людям страданий и бедствий, как никто другой из людей; начавшееся ещё до него развращение, нечестие и богоотступничество он чрезвычайно усилит и распространит, а также до крайности умножит бедствия человеческого рода; через него, в его царстве и в его время зло в человечестве достигнет высшего развития и выступит на решительную и окончательную борьбу против царства добра.
16) Пользуясь смутностью времён, раздорами, междоусобицами, войнами и всякими беспорядками, и вообще бедствиями, которые будут удручать человечество в последние времена, найдя опору для осуществления своих коварных замыслов в растлении, нечестии, лжеверии, легкомыслии, безбожии и вообще в порочности и дряблости своих современников, он легко овладеет умами и волей и привлечёт к себе сердца людей, обещая им умиротворить их, избавить от злоключений, всех облагодетельствовать и даровать мятущемуся и несчастному человечеству мир, богатство и полное благоденствие.
17) Но сильнейшее содействие осуществлению его замыслов окажет дьявол, при помощи которого он будет совершать столь поразительные чудеса, что вся земля будет дивиться, и чудесами он прельстит великое множество людей.
18) Привлёкши на свою сторону множество людей лестью, коварством и волшебными чарами, он воцарится и скоро достигнет всемирного могущества и владычества.
19) Тогда он объявит себя Богом и станет искоренять веру в истинного Бога, во Христа и в богов, станет уничтожать все религии и все культы и потребует божеского поклонения только себе одному.
20) Великое число людей, которые и без того уже были маловерующими, или совсем неверующими, будут обольщены его волшебными чудесами, а другие не устоят против его непобедимого могущества, устрашатся угроз и поклонятся ему, как Богу.
21) В них он найдёт огромную поддержку себе для борьбы с не покоряющимися и не поклоняющимися ему, пребывающими твёрдыми в вере в Бога и Христа и вообще в отеческой вере. Он и они будут поголовно истреблять последних.
22) Что действительно некогда выникнет из бездны зла и придёт по действию сатаны такой человек, это многократно засвидетельствовано, как в Ветхом, так и в Новом Завете; об этом же согласно учат все отцы и учители Церкви и множество богословов всех веков и исповеданий.
23) До́лжно, однако, сознаться, что учение Священного Писания, как о лице, действовании и царствовании антихриста, так и о времени и признаках его пришествия, очень таинственно, и открыть его истинный и полный смысл очень трудно.
24) Оно состоит из пророчеств, которые исполнятся только в будущем, и притом, быть может, весьма отдалённом от нашего времени, и уже поэтому понять настоящий смысл этого учения очень трудно.
25) Кроме того, эти пророчества выражены прикровенно, большей частью под символами, отгадать истинное значение которых весьма затруднительно.
26) Далее, эти пророчества большой частью слиты вместе с пророчествами о первом пришествии Христа и о последовавших за ним событиях. И потому нужно отличить и отделить в них относящееся ко второму пришествию Христа, к последним временам мира и к времени антихриста от того, что относится к последним временам Ветхого Завета, к первому пришествию Христа и к начальному времени Нового Завета; а это сделать нелегко.
27) Наконец, самим священным писателям Богом не открыто, когда наступит кончина мира и придёт Иисус Христос для суда над миром, а потому не открыто и время пришествия антихриста. Бог намеренно сокрыл от людей знание о том, когда наступит последний день и час мира, чтобы люди не предались беспечности, а всегда бодрствовали в ожидании кончины мира.
28) Таинственность учения Писания об антихристе и вообще, о последних временах мира, есть одна из причин безграничного разнообразия и различия богословских мнений об антихристе по всем пунктам учения о Нём. Особенно велико количество и разнообразие мнений об антихристе у протестантов.
29) Хотя учение Писания об антихристе не ясно и трудно для понимания, но по содержанию своему оно обильно: в разных книгах Священного Писания указаны разные стороны этого предмета.
30) Усилия богословов всех веков и всех исповеданий и были преимущественно направлены к уяснению смысла таинственных и разнообразных по букве и содержанию свидетельств Ветхого и Нового Завета об антихристе.
31) Сколь ни велики таинственность учения Писания об антихристе и трудности в деле уяснения его смысла, сколь ни велико разногласие богословов по всем пунктам этого учения, однако усилия богословов осветить этот предмет не были тщетны. Очень многое в этом предмете осталось, да и до последних времён останется тёмным, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени (Дан. 12:9); но некоторый стороны этого таинственного предмета всё-таки несколько раскрыты богословами, потому что хотя Даниилу сказано: сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени (Дан. 12:4), однако тут же добавлено: многие прочитают её, и умножится ведение (12:4).
32) Само собой разумеется, что и православные богословы не менее богословов инославных и сектантских должны прилагать труды к уяснению таинственного учения Писания об антихристе.
33) Но так как это учение тёмно, и весьма затруднительно открыть истинный смысл и полное значение его, то при объяснении учения Писания об этом предмете православные богословы более чем когда-либо, должны помнить правило, что Писание до́лжно толковать под руководством учения святых отцов и учителей Церкви.
34) Так как, далее, отцы и учители Церкви писали об антихристе довольно кратко, а некоторые вопросы по этому предмету решали различно, и так как при особенной трудности предмета не бесполезно выслушать по возможности большее число голосов, то православному богослову необходимо знакомиться с догадками, мнениями и учениями и прочих богословов, как православных, так и инославных.
35) Основаниями для решения вопросов о том, какие из многочисленных мнений об антихристе должно принять, какие только можно принять и какие до́лжно отвергнуть и опровергнуть, должны служить: православное догматическое учение об антихристе, самостоятельное и тщательное изучение учения об антихристе Писания, обстоятельное ознакомление с учением об антихристе отцов и учителей Церкви, сравнительная оценка самых мнений, знание учения, характера и истории тех исповеданий, сект и школ, к которым принадлежат богословы, высказывающие такие или иные мнения об антихристе, знание имеющих отношение к учению об антихристе фактов всемирной истории, как гражданской, так, в особенности, священной и церковной, и современной богослову жизни, наконец, здравый смысл и критическое чутьё.
36) За исключением разве признания, что в Священном Писании действительно содержится учение об антихристе, в учении о лице антихриста, о его царствовании и о времени и признаках его пришествия нет ни одного пункта, который бы всеми богословами был понимаем одинаково.
37) Тем не менее, многие положения касательно этого предмета установлены твёрдо, и многие вопросы решены удовлетворительно, а относительно других пунктов, по крайней мере, выработаны правдоподобные мнения. С другой стороны, есть достаточное количество данных, чтобы иметь возможность отличить от истинных и вероятных мнений об антихристе мнения неправдоподобные, ложные и нелепые и основательно опровергнуть их.
38) В итоге все существенные стороны учения об антихристе настолько раскрыты и освещены, что есть возможность выработать правильное и довольно полное воззрение на этот предмет, предостеречь себя от увлечения мнениями фантастическими, лживыми, нелепыми и неправославными, и знать, какие вопросы в учении об антихристе можно решать категорически, какие предположительно и какие до́лжно отвести к вопросам неразрешимым.
39) Собственное имя антихриста в Писании не открыто; открыто только число имени его, 666 (Откр. 13:17–18), которое, поэтому, называется числом зверя или звериным числом.
40) Зато он наименован в Писании многими нарицательными названиями. Эти названия следующие: нечестивый, малый рог, презренный, царь северный, опустошитель, мерзость запустения, стоящая на святом месте, стоящая, где не должно, лжехристос, судья неправедный, иной, который придёт во имя своё, т. е. иной, нежели истинный Христос, зверь из моря с семью головами и десятью рогами, подобный барсу, медведю и льву, зверь из бездны с семью головами и десятью рогами, человек греха (или беззакония), беззаконник, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, выдающий себя за Бога, антихрист. Общераспространённое название его есть антихрист, т. е. противник Христа.
41) В Ветхом Завете образ его предначертан в описании царя Тирского, царя Вавилонского Навуходоносора и царя Сирского Антиоха Епифана. Эти три царя суть его прообразы. Иные прообразами его признают ещё Валаама и Голиафа.
42) Кроме этого антихриста, антихриста в собственном смысле, которого некоторые богословы называют антихристом великим, есть ещё антихристы многие, антихристы не в строгом смысле слова. Это все те, которые не признают Христа, пришедшего во плоти, общее – все извратители и гонители истинного христианства. Это – предшественники или предтечи настоящего антихриста, подобные ему по духу и подготовляющее его пришествие.
43) Антихрист явится на свет обычным, естественным способом, и природа его будет такая же, как и у всех людей, т. е. будет состоять из человеческой души и человеческого тела, и антихрист не будет ни порождением дьявола, ни воплощением его.
44) Антихрист будет человек единоличный, индивидуум. Мнение, будто в Писании антихрист только изображается под видом одного лица, а на самом деле будто бы Писание в одном лице указывает на множество лиц, или признаёт антихриста лицом коллективным, собирательным, произвольно и не согласно ни с буквой, ни со смыслом и содержанием учения Писания об антихристе, ни с учением отцов и учителей Церкви. Это мнение еретическое, сектантское. Самый источник, из которого проистекло это мнение, совершенно мутный: оно порождено яростной борьбой одних еретиков против других, или же еретиков и раскольников против православных.
45) Столь же не основательны и произвольны рационалистические мнения, будто в Писании в лице антихриста изображён дух времени, проявляющийся во многих лицах разных времён, или будто изображение антихриста в Писании есть олицетворение зла.
46) Учение Лютера и других глав реформации, внесённое в символическую книгу протестантского исповедания и повторённое очень многими протестантскими богословами, будто настоящий, последний антихрист есть папа, точнее, папы, начиная с Бонифация VIII, ложно. Источник этого учения – ненависть и яростная вражда протестантов против пап и их исповедания. Основы его – извращённое толкование Писания, преувеличенный взгляд на пороки и лжеучение папства и клира Латинской церкви.
47) Несостоятельность этого учения обнаружилась и в том, что в новейшее время множество самих протестантских богословов, как свободомыслящих, так и церковных, отказались от него.
48) Как первовиновников еретических заблуждений Западной Церкви и отпадения её от Церкви Восточной, Православной, пап можно, пожалуй, назвать антихристом в широком смысле слова, предтечами настоящего антихриста, но отнюдь нельзя признать настоящим антихристом.
49) Столь же произвольно и лживо заимствованное у протестантов и несколько преобразованное учение русских раскольников-беспоповцев, будто антихрист явился в лице патриарха Никона и архиереев Русской Церкви и царствует, как в Восточной, так и в Западной Церкви, по мнению одних раскольников – с самого Рождества Христова, по мнению других – с тысячного года по Рождеству Христову, по мнению третьих – с 1666 года, и будет царствовать до кончины мира.
50) Источники этого лжеучения – протестантское учение о том же предмете, сектантский дух и сектантская ненависть к Православной Церкви; основа его – извращённое толкование Писания, несогласное ни с буквой Писания и прямым смыслом его слов, ни с учением отцов и учителей Церкви.
51) Антихрист придёт непосредственно перед вторым пришествием Христовым, перед кончиной мира. Это предсказано, как в Ветхом, так и в Новом Завете.
52) Сюда относится многократно повторенное в Писании изречение о мерзости запустения, стоящей на крыле святилища, на святом месте, где не до́лжно.
53) В Первой Книге Маккавейской и в 11 главе книги Даниила мерзостью запустения названо осквернение идольскими жертвами и опустошение Иерусалимского храма и жертвенника Антиохом Епифаном. Но уже в этом событии прообразовательно предуказана мерзость запустения, имеющая некогда осуществиться в антихристе и в его царствовании.
54) Прямо предсказано об этом в 12 главе книги Даниила.
55) Прикровенное предсказание об этом можно находить и в 9 главе книги Даниила, в пророчестве о седьминах.
56) Главные типы изъяснения пророчества о седьминах были намечены и отчасти раскрыты ещё отцами и учителями Церкви, а пространнее – богословами нового времени.
57) Седьмины Даниловы суть седьмицы лет. Расчисление их в отношении к их началу и концу и исследование о годе рождения Христа показывают, что пророчество о седьминах есть мессианское пророчество, и что самая важная, единая, седьмица совпадает со временем общественного служения Иисуса Христа и первыми годами существования новозаветной Церкви.
58) Но пророчество о седьминах содержит ещё в себе таинственное предуказание на последние времена мира; в нём предначертаны вместе конец Ветхого и конец Нового Завета.
59) Заключающееся в этом пророчестве изречение о мерзости запустения указывает, как на осквернение и опустошение Иерусалимского храма во время Иудейской войны, так и на антихриста и на его оскверняющее и уничтожающее всякую святыню действование.
60) Применение к антихристу изречения о мерзости запустения подтверждается учением Апостола Павла о человеке греха во Втором Послании к Фессалоникийцам. Здесь, с одной стороны, ясно показано, что человек греха придёт непосредственно перед вторым пришествием Христовым, с другой, прямо сказано, что он сядет в храме Божием как Бог, выдавая себя за Бога, и будет превозноситься над всем, что называется Богом и святыней.
61) Разуметь ли под храмом Божиим храм Иерусалимский, или христианские храмы, или какой-либо важнейший христианский храм, например, храм при гробе Господнем, или храм духовный, т. е. христиан, христианство, Церковь Христову, – остаётся несомненным то, что антихрист своим лицом, словами и действиями осквернит и опустошит святыню самым гнусным и дерзким способом, что он в полном смысле и есть всё опустошающая, и всё оскверняющая мерзость, стоящая на святом месте, стоящая, где не должно.
62) Опустошительное царствование антихриста продолжится три года с половиной, как это показывают слова Писания; „время, времена и полувремя”, „сорок два месяца”, „тысяча двести шестьдесят дней”.
63) Мнение, будто царствование антихриста будет продолжаться неопределённый и длинный период времени, не только ничем не может быть подтверждено, но и совершенно несогласно с буквой этих изречений Писания, которые повторяются неоднократно, выражают некруглые числа и все, в разной форме, точно определяют один и тот же период времени – три года с половиной.
64) Так как царствование антихриста продолжится только три года с половиной, а, между тем, он придёт непосредственно перед вторым пришествием Христовым, или перед кончиной мира, то и отсюда обнаруживается лживость мнений протестантов и беспоповцев, будто антихрист уже пришёл и давно царствует в мире. Эти мнения опровергнуты самим фактом продолжающегося бытия мира.
65) Имея обыкновенную человеческую природу, антихрист не может существовать целые века, или тысячелетия; а потому нельзя думать и так, будто он уже пришёл, но пока царствует в мире скрытно, а перед кончиной мира обнаружится явно.
66) Все те, которые доселе были принимаемы за антихриста, или были признаны за антихриста ошибочно, или могут быть названы антихристом только не в строгом смысле слова.
67) Время пришествия антихриста, если считать его не от конца, а от начала мира, совершенно не известно, как не известно и время кончины мира.
68) Все попытки определить время пришествия антихриста, или кончины мира оказались неудачными и ошибочными и не могут быть иными. Так, не оправдалось мнение древних хилиастов и некоторых других богословов, будто мир в настоящем своём виде будет существовать 6000 лет и будто перед шеститысячным годом придёт антихрист, а седьмая тысяча будет тысячелетним царством Христовым; в конце пятого века по Рождеству Христову ни пришествия антихриста, ни кончины мира не было; не осуществилось ожидание кончины мира и около тысячного года по Рождеству Христову; не оправдались надежды Лютера на то, что до кончины мира осталось самое большее сто лет; математические вычисления Бенгеля, по которым кончина мира должна была последовать в 1836 году, оказались пустой фантазией.
69) Не открыто в Писании время пришествия антихриста; зато указаны предвестники его пришествия или предваряющие это последнее признаки.
70) Отдалённым и постоянно действующим предвестником или знаком того, что действительно некогда придёт антихрист, служит скрытое действование дьявола в мире, или постоянный рост в мире плевел зла, иначе, тайна беззакония. Сюда относятся и предтечи антихриста, когда бы они ни жили.
71) Более близким по времени и более заметным предвестником явления антихриста будет необыкновенное умножение всякого рода бедствий на земле; а именно, будут повсеместные войны, губительные моровые поветрия, землетрясения, голод и т. п.
72) Другим ближайшим предвестником пришествия антихриста будет необычайный религиозно-нравственный упадок человеческого рода, названный в Писании отступлением.
73) Параллельно росту и распространению безнравственности, нечестия, лжеверия, безбожия и материализма и оскудению добродетелей и веры в Бога будет постепенно ослабевать и действие благодати в человеческом роде. А перед самым пришествием антихриста оскудение её достигнет степени удаления источников её – Иисуса Христа и Святого Духа от среды погружённого в нечестие и безверие мира, что в Писании названо взятием от среды удерживающего и держащего. Это – третий предвестник пришествия антихриста.
74) В развитии добра в мире обнаружится тот, самый наглядный и характерный из всех предвестников пришествия антихриста, признак, что Евангелие будет проповедано по всей вселенной, в свидетельство всем народам. Это – четвёртый предвестник пришествия антихриста.
75) Очень многие богословы считали, а иные и доселе считают предвестником пришествия антихриста либо полное разрушение и уничтожение Римской империи, либо сильный упадок её. Но история учения об антихристе показывает, что, чем дальше шло время, тем более терял значение этот взгляд; потому что Римская империя давно распалась, совершенно уничтожена и теперь не существует даже по имени, а, между тем, антихрист не явился.
76) Можно только думать, что перед воцарением или при воцарении антихриста произойдёт какой-то великий политический переворот, в котором главным деятелем будет антихрист.
77) Некоторые богословы к предвестникам пришествия антихриста причисляют обращение Иудеев ко Христу, но мы полагаем, что оно состоится уже при антихристе.
78) Тщательное изучение и беспристрастное объяснение учения Писания о предвестниках пришествия антихриста имеют огромную важность в виду множества существующих в науке ошибочных, тенденциозных и нелепых объяснений этого учения.
79) Противоречит учению как Апостола Павла, так и всего вообще Писания о дне Господнем так называемый современно-исторический взгляд Гуго Гроция и нескольких, следовавших ему, богословов, будто Апостол Павел в словах о человеке греха говорит исключительно о событиях и лицах своего времени и ближайшего будущего, а не о последних временах мира, и под днём Господним разумеет не день второго видимого пришествия Иисуса Христа для суда над всем миром при кончине последнего, а время невидимого, духовного пришествия Иисуса Христа для суда над Иудеей и Иерусалимом, который и исполнился в 70 году по Рождеству Христову в разгроме Иудеи, Иерусалима и храма Иерусалимского.
80) Произвольно, не основательно и разноречиво богословы этого направления под отступлением, человеком греха, удерживающим, держащим и тайной беззакония разумеют лица и события, исключительно современные Апостолу Павлу.
81) Крайне не определён, не устойчив и не согласен с буквой Писания символическо-исторический взгляд Коппе и некоторых других протестантских богословов, которые указываемые в учении о человеке греха лица и события признают символами идей, действующих в истории человечества во все времена до кончины мира.
82) Тенденциозно и не основательно мнение нескольких рационалистов, будто учение о человеке греха не могло быть высказано Апостолом Павлом и потому будто бы Второе Послание к Фессалоникийцам нельзя признать подлинным.
83) Совершенно не выдерживает критики взгляд некоторых рационалистов, будто учение о человеке греха заимствовано из Апокалипсиса, или же составляет дальнейшее развитие учения Апокалипсиса об антихристе: Оно несравненно короче учения об антихристе Апокалипсиса и, тем не менее, не есть сокращение этого последнего, так как, при сходстве с ним, имеет и весьма важные отличия от него и вообще совершенно не похоже на сокращение учения какого бы то ни было другого памятника.
84) Совершенно произвольны и не основательны мнения, будто это учение заставляет предполагать, что автору его была известна сага о Нероне, или что оно содержит в себе указания на гностицизм начала второго века, и что поэтому его нельзя приписать Апостолу Павлу.
85) Учение о человеке греха во Втором Послании к Фессалоникийцам наиболее имеет сходства с описанием Антиоха Епифана и антихриста в книге Даниила; однако и это сходство нельзя назвать буквальным и вообще слишком значительным. А потому и мнение некоторых учёных, будто Апостол Павел заимствовал это учение из книги Даниила, имеет значение только предположения. Главная причина сходства учения о человеке греха Апостола Павла с учением об антихристе Даниила и Иоанна Богослова та, что все они говорят об одном и том же лице.
86) Равным образом имеет значение только предположения взгляд некоторых богословов, что для изображения человека греха Апостол Павел брал черты характера и действий некоторых современников, например, Калигулы, и намекнул на события своего времени.
87) Совершенно произвольно и нелепо мнение, будто учение о человеке греха заимствовано из какого-то Апокалипсиса Калигулы и представляет дальнейшую ступень развития учения этого Апокалипсиса.
88) Выражения Апостола Павла: мы, оставшееся в живых... (1Сол. 4:17) и: нашем собрании к Нему (2Сол. 2:1), не означают непременно того, будто, как думают некоторые протестантские богословы, Апостол ожидал второго пришествия Иисуса Христа в скором времени, даже сам надеялся дожить до него, но ошибся в своих чаяниях. Учение о человеке греха, напротив, показывает, что Апостол Павел, по-видимому, не ожидал пришествия Христа в близком времени.
89) Если о происхождении, источниках и общем характере и содержании учения о человеке греха высказано немало мнений неудачных, тенденциозных, фантастических, нелепых и до крайности разноречивых, то ещё более таких мнений высказано о каждом из частных пунктов этого учения.
90) Тем не менее, всё-таки достигнуты и некоторые положительные результаты, как в разъяснении этих пунктов, так и в оценке достоинства разнообразных и многочисленных мнений о них.
91) В понимании того, какое время Апостол Павел назвал днём Господним или Христовым, или о каком пришествии Христовом он говорит, хотя и нет полного единогласия между богословами, однако, не может быть ни малейшего сомнения в том, что Апостол говорит о дне второго видимого пришествия Иисуса Христа, имеющего быть при кончине мира. Потому что это ясно видно, как из содержания Второго Послания к Фессалоникийцам, так и из самого повода, по которому оно было написано, и цели, ради которой оно было написано и послано Фессалоникийцам.
92) Не все богословы согласны и во мнении о том, кого Апостол Павел назвал человеком греха; однако, опять-таки, и здесь ясно, что он человеком греха назвал антихриста, имеющего прийти перед кончиной мира и перед вторым пришествием Христовом. Это видно из самого содержания и смысла слов Апостола. Кроме того, так учат все богословы древние, все богословы средневековые, а из богословов нового времени – все богословы православные, почти все богословы римско-латинские и огромное большинство богословов протестантских.
93) Не менее твёрдым до́лжно признать положение, что тот, пришествие которого задерживается или замедляется удерживающим и держащим, есть антихрист, хотя некоторые богословы высказывают мнение, что под задерживаемым Апостол разумеет пришествие Христа.
94) О многих других пунктах речи Апостола уже невозможно составить твёрдых мнений, и богословы понимают и объясняют их весьма различно. На основании тщательного и беспристрастного изучения слов Апостола, параллельных мест Священного Писания и истории изъяснения их можно достигнуть правильной оценки этих мнений и определить сравнительное достоинство их и совершенную непригодность некоторых из них.
95) Под отступлением нельзя разуметь ни человека греха, ни восстаний Иудеев против Римлян, ни политическое отложение народов от Римской империи, ни вообще отступление народов от установленных законов, порядка и власти. Предпочтительнее под отступлением разуметь глубокий религиозно-нравственный упадок человечества в последние времена и в особенности широкое распространение материализма и безбожия. Будет тогда и расстройство порядка политического, государственного, общественного и семейного, но оно будет следствием религиозно-нравственного упадка, который преимущественно или даже исключительно и назван отступлением.
96) Ещё менее возможности установить твёрдый взгляд на то, что или кого Апостол назвал удерживающим и держащим, и мнения об этом предмете богословов многочисленны, разноречивы и имеют значение только предположений и догадок, а некоторые богословы считают этот вопрос даже неразрешимым. Однако, несмотря на крайнюю темноту предмета, иные мнения о нём можно признать более, а другие менее правдоподобными. Мы высказали предположение, что Апостол удерживающим назвал Духа Святого, а держащим Иисуса Христа.
97) Различны мнения богословов и о тайне беззакония.
Мы под тайной беззакония разумеем тайное действование дьявола в человеческом роде, подготовляющее отступление последнего и пришествие антихриста.
98) Выражение: от среды будет не означает непременно насильственного удаления посредством убиения или изгнания.
99) Кроме трудности понять и определить истинный и полный смысл учения Писания о лице антихриста и о времени и признаках его пришествия причинами происхождения ошибочных мнений об этих таинственных предметах бывают – вероисповедные заблуждения, фанатизм, вражда приверженцев одного исповедания к другому, сектантство, лишающее света истинного учения Православной Церкви, спасительного её руководства и примирительного её духа, пренебрежение авторитетом отеческого учения, субъективизм и произвол в толковании Писания, излишняя самоуверенность и чрезмерное любопытство, наклонность высказывать оригинальные мнения, учёные предрассудки, ошибочные теории, преклонение пред авторитетом талантливых, но самообольщённых и лжеверующих богословов, преувеличенный взгляд на бедственность своего времени и порочность современников, необычайная трудность верно и полно определить сходство и различие между переживаемой эпохою и последними времени мира и т. п.
100) Учение Священного Писания о последних временах мира, история мнений о времени и признаках пришествия антихриста, и беспристрастная оценка современной эпохи дают руководственные указания по вопросу об отношения её к последним временам мира.
101) Плевелы зла в последние полтора века дали сильный рост в самом опасном проявлении зла – в безбожии, и потому это время можно признать одной из эпох, подготовляющих отступление и пришествие антихриста.
102) Но религиозно-нравственный упадок настоящей эпохи имеет пока ограниченное распространение в человеческом роде и находит сильное и небесплодное противодействие; сила добра ещё очень велика и жизненна даже в среде народов, поражённых недугом безбожия; нет страшных бедствий, которые постигнут человечество в последние времена. Евангелие проповедано ещё не всем народам. Поэтому новейшую эпоху едва ли можно признать очень похожей даже на самую раннюю эпоху последних времён.
103) Сравнивая настоящую эпоху со временами перед пришествием антихриста, можно, кажется, относиться осторожно и даже с недоверием к предсказаниям о близости кончины мира и не спешить колебаться умом и смущаться от слухов, будто уже наступает день Христов (2Сол. 2:2).
104) Но так как весьма легко ошибиться, как в оценке переживаемой эпохи, так и в понимании таинственного учения Писания о последних временах, и так как никому не известно, медленно или быстро будут расти плевелы и пшеница в ближайшем будущем, то следует помнить увещание Господа: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт (Мф. 24:42), слова Апостола Павла, обращённые к тем же Фессалоникийцам: День Господень так придёт, как тать ночью (1Сол. 5:2) и слова Святого Кирилла Иерусалимского о пришествии антихриста: „При тебе ли оно будет, не знаем; или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться... Будем осторожны”.
105) Чтобы люди, с одной стороны, не были легковерны и чрезмерно восприимчивы к предсказаниям и слухам о явлении антихриста и приближении кончины мира, а, с другой, не были беспечны, не говорили: где обетование пришествия Его (2Пет. 3:4), т. е. Господа, бодрствовали и трезвились и не были во тьме, при которой последней день и застанет людей, как тать (1Сол. 5:4–8): нужно раскрывать здравое и истинное учение об антихристе и, в частности, о времени и признаках его пришествия. „Имеешь признаки антихристовы, говорит Святой Кирилл Иерусалимский, не сам один помни их, но и всем сообщай щедро.., чтобы не принял кто ложного за истинное”. В настоящем труде мы старались исполнить это завещание святого отца.