98
Псалом Давиду.
И этот псалом изображает царство Христово и высокомерие архиереев.
Пс.98:1. Господь воцарися, да гневаются людие.
Христос есть тот Царь, Которого царской власти не признают гневающиеся иудеи.
Седяй на херувимех, да подвижится земля.
Тот самый в последние времена воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля. Поэтому говорить: на херувимах восседаешь Ты, Который, соделавшись подобен нам, подвиг землю из стояния ее во зле, т. е. из идолопоклонства.
Пс.98:2. Господь в Сионе велик.
Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос, по сказанному: «вознесу Тя Боже мой, Царю мой». (Пс. 144, 1).
Пс.98:3. Да исповедятся имени Твоему великому.
Велико это имя Его: Иисус; потому что толкуется оно: спасение людей. Велико также это имя, «еже паче всякого имене», которому «всяко колено поклони́тся, и всяк язы́к исповесть, яко Господь Иисус Христос» (Флп. 2, 9–11).
Яко страшно и свято есть.
Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его; свято же для верующих в Него.
Пс.98:4. И честь царева суд любит.
Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом «суд» то повеление Его страшно непокорным, и свято для послушливых.
Ты уготовал еси правоты.
Ибо будет «судить вселенней в правду» (Пс. 95, 13).
Пс.98:5. Возносите Господа Бога нашего.
Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Своими, Тот, не переменяясь, соделался человеком. Итак Этого, говорить Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением.
Пс.98:6. Моисей и Аарон во иеpееx Его.
Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: «покланяйтеся подножию» (Пс.98:5), и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше упоминанием о «горе» (Пс.98:9) указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения.
Пс.98:8. Господи Боже наш, Ты послушал еси их.
Хотя, по-видимому, и согрешали они в ином. Как люди, – Ты не презрел их. Поэтому, Аарон обличен был как согрешивший при слиянии тельца, а Моисей – у воды пререкания (Числ. 20, 24).
Пс.98:9. И покланяйтеся в горе святей Его.
Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: «отсечеся от горы камень без рук» (Дан. 2, 45).