97
Псалом Давиду.
И этот псалом изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Поэтому, псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их.
Пс.97:1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.
Ибо действительно дивно, что смерть приведена в бездействие и оживотворен снова человеческий род.
Спасе Его Десница Его.
Ибо Христос – Отчая Десница, потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему.
Пс.97:2. Сказа Господь спасение Свое.
Словом «спасение» означает пришествие Господне во плоти, по сказанному Симеоном: «яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 30).
Пред язы́ки откры правду Свою,
изгнав князя века этого, оправдав же нас, издревле бывших под его мучительством.
Пс.97:3. Помяну милость Свою Иакову.
Ибо дал обетование, что о Семени его благословятся все народы (Быт. 28, 14).
Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Нет места на земле, которое бы не имело части в царстве Христовом.
Пс.97:5. Пойте Богу нашему в гуслех.
«Гуслями» называет согласие души и тела.
Пс.97:6. В трубах кованых, и гласом трубы рожаны.
«Трубами коваными» означает всевоспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди, а «трубою рожаною» – царское достоинство, потому что цари помазуемы были из рога, и сверх того, «рожаною трубою» провозглашалось их воцарение.
Пс.97:7. Да подвижится море и исполнение его.
«Морем» означает настоящую жизнь, по причине горьких в ней забот. Поэтому, она подвигнется с места прежнего своего стояния, т. е. идолослужения.
Пс.97:8. Реки восплещут рукою вкупе.
«Реками» называет святых Тайноводцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они «вкупе».
Горы возрадуются...
Пс.97:9. яко и́дет судити земли́.
Т. е. возрадуются силы Ангельские; ибо у них бывает «радость о едином грешнице кающемся» (Лк. 15, 10).