96
Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся.
И здесь опять изображает спасение мира и веру всех народов во Христа.
Пс.96:1. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.
«Островами» называет церкви, как движимые всяким ветром и окружаемые горькими волнами бедствий.
Пс.96:2. Облак и мрак окрест Его.
Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба.
Правда и судьба исправление престола Его.
То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами.
Пс.96:3. Огнь пред Ним предыдет,
потому что Божественною Своею силою попалил Он всякое лукавое и сопротивное действование.
Пс.96:4. Осветиша молния Его вселенную.
Говорит, что святые Его Апостолы и Евангелисты суть «молнии», и подобно свету озарили поднебесную.
Пс.96:5. Горы яко воск растаяша от лица Господня.
«Горами» называет сопротивные силы, которые, подобно воску, растаяли от сказанного выше огня. Что отвердевает от северного ветра, то тает от ветра южного. Поэтому, прекрасно говорить невеста в Песни Песней: «востани, севере, и гряди, юже, и повей во вертограде моем, и да потекут ароматы мои» (Песн. 4, 16).
Пс.96:7. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным,
видя, что те, которых древле почитали богами, подобно воску, тают пред лицом Господа.
Поклонитеся Ему вси Ангели Его.
Благодарите за то, что совершено Им для поднебесной.
Пс.96:8. Слыша и возвеселися Сион.
Сион есть Церковь. Что же слышал, как не евангельскую проповедь? Она даровала Церкви веселье.
И возрадовашася дщери иудейския.
«Дщерями иудейскими» именует преподобныя души, которые исповеданием сочетались с Богом и возрадовались судеб ради Божиих, когда увидели, что мучительствовавшие изгнаны, а содержимые в рабстве изведены на свободу.
Пс.96:10. Любящии Господа, ненавидите злая.
Предлагается совет искупленным на свободу отвращаться всякого вида лукавства.
Хранит Господь ду́ши преподобных Своих.
Вы, отвратившиеся от лукавого, соделались преподобными; и Господь после этого будет охранять вас от лукавого. Ибо лукавый в собственном смысле есть грешник.
Пс.96:11. Свет возсия праведнику,
т. е. свет евангельский. «Возсия» же «праведнику», т. е. людям, соделавшимся праведными чрез веру.
И правым сердцем веселие.
После слова «правым» до́лжно поставить знак препинания, чтобы вышел смысл: соделавшимся правыми воссияет в сердце веселье, а слово «возсия» надобно относить к целой речи.