Источник

93

псалом Давиду, в четвертый субботы.

В этом псалме Давид ведет речь о Промысле, уча не скорбеть и не тревожиться, если и бывает на время грешникам благоденствие, а благочестивым гонение; потому что и то и другое не постоянно, но для одних скорбь изменяется в вечное наслаждение благами, а для других после мнимого наслаждения благами следует наказание в нескончаемые веки. Надписан же псалом: «в четвертый субботы», потому что в четвертый месяц (под днем разумеется месяц) начались бедствия града Божия, осажденного вавилонянами, как повествует о сем Иеремия.

Пс.93:1. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.

Он как Бог щедрот и Бог утешений (2Кор. 1, 3), так и Бог отмщений. Но и об этом опять говорит в начале, чтобы доставить тем великое утешение приведенным скорбями в уныние. А словом «не обинулся есть» – указывает на тот приговор, который произнесет на Божественном суде, когда скажет нечестивым: «идите от Мене проклятии» (Мф. 25, 41).

Пс.93:2. Воздаждь воздаяние гордым.

Воссылает молитву о скорбящих, испрашивая им помощи от единого всемогущего Бога.

Пс.93:3. Доколе грешницы восхвалятся?

Выражает этим крайнее и всепревосходящее непамятозлобие в Боге.

Пс.93:5. Люди Твоя, Господи, смириша.

Старается возбудить Бога против врагов, говоря, что народ и достояние Его злостраждут от врагов.

Пс.93:6. Вдовицу и сира умориша.

Толкование на это дано в предыдущем стихе; впрочем сказано будет и здесь. «Вдовицу» – душу и «пришельца» – ум убивает тот, кто превратно толкует божественные Писания. А «сирый» есть ум, лишенный небесного Отца.

Пс.93:11. Господь ве́сть помышления человеческая, яко суть суетна.

И действительно, не исполнены ли суеты такие чувствования, которые стараются изгнать из мысли благотворность Промысла?

Пс.93:12. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи.

Жалки, говорить Псалмопевец, и низки те, которые не приемлют Твоего вразумления; блаженны же вразумленные Тобою и наученные от Закона Твоего. Ибо они, смиренные скорбями, облегчены будут в печали, когда узнают, что скорби послужат наконец во благо. «Днями же лютыми» (Пс.93:13) называет дни суда.

Пс.93:13. Дондеже изрыется грешному яма.

Вразумленные Тобою, до тех пор благодушно будут переносить скорби, «дондеже изрыется грешному яма», т. е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника разумеет сатану или всякую сопротивную силу.

Пс.93:14. Яко не отринет Господь людей Своих.

Это служит ответом на сказанное выше: «люди Твоя, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша» (Пс.93:5).

И достояния Своего не оставит.

А это имеет связь с сказанным пред этим: «яко не отринет Господь людей Своих. Псалмопевец как бы так говорит: Господь сохранить людей Своих во все время скорбей, и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, пока не воссядет в Божественном судилище. Когда же воссядет в суде правда, т. е. Христос, тогда близ Него будут «все правые сердцем» (Пс.93:15), по сказанному: «яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Такую мысль дают следующие за сим слова.

Пс.93:15. Дондеже правда обратится на суд;

то есть, пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он, «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1Кор. 1, 30), и Ему «суд весь даде» Отец (Ин. 5, 22).

Пс.93:16. Кто востанет ми на лукавнующия?

Это – слова скорбящих. Говорить же: кто будет моим споборником на лукавнующих против меня? А потом ощутив, что скоро приидет Помощник, про должает, что душа его давно была бы сведена в ад, если бы не было защиты от Бога.

Пс.93:18. Аще глаголах: подвижеся нога моя.

Во время скорби видя, что близок я к поползновению, говорил: когда «подвижеся нога моя?» т. е. уклонюсь ли когда от стояния по Богу, немедленно ощущаю, что защита Твоя и милость Твоя – мои помощники.

Пс.93:19. Утешения Твоя возвеселиша душу мою.

Не оставлял Ты меня не утешенным; но сколько было у меня скорбей, столько получал я от Тебя и утешений, которые печаль мою переменяли в веселье.

Пс.93:20. Да не пребудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.

Ты утешал сердце мое в скорбях; потому что «не пребудет Тебе престол беззакония», потому что Ты – праведный Судия, как Бог, и в судах Твоих не будет беззакония. Ибо «престол» означает суд. «Не пребудет» же, как прибывает у того, кто созидает «труд на повеление». А таков – сопротивник демон, который легкие заповеди Божии делает тяжкими, представляя людям трудность их исполнения. Престолом же беззакония наименовал диавола; потому что престол правды есть Христос, Который противится диаволу.

Пс.93:21. И кровь неповинную осудят.

Эти лукавые и сопротивные демоны приложат всякое старание уловить душу праведного, но за это, говорить, они будут осуждены. Ибо это значат слова: «и кровь неповинную осудят». Пророк говорить, что за неповинно пролитую ими кровь преданы будут они суду и наказанию.

Пс.93:22. И бысть мне Господь в прибежище.

Но я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имею крепким оплотом.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle