84
Пс.84:1. В конец, сыном Кореовым, псалом.
В этом псалме изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов. Псалмопевец вводить также и народ иудейский, который, по призвании язычников, исповедуется, в чем прегрешил, и просить, чтобы и ему сподобиться чрез Христа милости.
Пс.84:2. Благоволил еси Господи землю Твою.
Ибо действительно Бог и Отец благоволил «возглавити всяческая о Христе» (Еф.1, 10).
Возвратил еси плен Иаковль.
Ибо проповедовал сперва иудеям, что искупит многих от постигшего их духовного плена. Это, по прочтении пророчества Исаии, в котором сказано: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис. 61, 1), – и выразил Спаситель, сказав: «днесь сбыстся писание это во у́шию вашею» (Лк. 4, 21). Ибо Он, разрешив узы наших грехов, соделал, что перестали мы служить прелести многобожия и демонам. Здесь заключается пророчество о том и другом: и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной. И все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволить к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносить сторичный плод.
Пс.84:3. Оставил еси беззакония людей Твоих,
т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: «в той день прибегнут ко Господу язы́цы мнози, и будут Ему в люди» (Зах. 2, 11).
Пс.84:5. Возврати нас Боже спасений наших.
Начинает воссылать молитву от лица народа иудейского, который просить и его сподобить благодати
Пс.84:8. Яви нам Господи милость Твою.
Когда воцарившийся Кир персидский, по пророчеству Исаии, дал Иудеям позволение возвратиться из плена; спешат они достигнуть отечества, а Поэтому умоляют Бога. по человеколюбию Своему, даровать им скорое спасение. Поспеши, говорят, Владыко, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда. Поэтому Пророк, как от лица их принесший моление это, ожидает от Бога ответа, и говорит:
Пс.84:9. услышу, что речет о мне, Господь Бог.
И Пророк, кончив молитву, в безмолвии ожидает ответа этого от Духа.
Пс.84:10. Обаче близ боящихся Его спасение Его.
Пророк в ожидании ответа, какой услышит от Бога о роде своем, познает то, что Бог готовь быть близ всех, если только возлюбят страх Божий. С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе.
Вселиши славу в землю нашу.
Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца «правда» и мир, и милость, и истина (1Кор. 1, 30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, «умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная» (Колос. 1, 20).
Пс.84:11. Милость и истина срето́стеся.
Ясно проповедует Истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть Истина, хотя и родился от Жены.
Правда и мир, явственным образом, облобыза́стася
ради Истины, воссиявшей миру от Приснодевы Богородицы.
Пс.84:12. И правда с небесе приниче.
Подобно сему сказанное Деве: «Дух Святый на́йдет на тя» (Лк. 1, 35) и пр.
Пс.84:13. Ибо Господь даст благость.
Когда, говорит, по преизбытку благости Господь воссияет сущим на земле, тогда и мы – мысленная земля – принесем духовные плоды правды.
Пс.84:14. Правда пред ним преды́дет.
Сказав, что мысленная земля даст плод, научает, как даст его. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направить стопы его в шествии путем этим?