Источник

64

Пс.64:1. В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити.

В этом псалме пророк вводит лице язычников, уверовавших во Христа, которые укоряют мудрецов века сего, себе же просят отпущения прежнего нечестия. А также пророк воссылает о них молитву, как о бывших древле бесплодными, но чрез веру во Христа соделавшихся благоплодными.

Пс.64:2. Тебе подобает песнь Боже в Сионе.

Не будем уже воссылать песнопений богам, каких признавали мы прежде, уведав, что неприлично песнословить дерева, камни и демонов, но Тебе единому всего приличнее воздавать сей долг.

И Тебе воздастся молитва во Иерусалиме,

или в Иерусалиме земном, который есть Церковь, или в Иерусалиме небесном, в котором, достигнув оного, будет возносить хвалы.

Пс.64:3. Услыши молитву мою, к Тебе всяка плоть приидет.

Этим благовествует о призвании всех язычников, по сказанному у Иоиля: «излию от духа Моего на всяку плоть» (Иоил. 2, 28).

Пс.64:4. Словеса беззаконник премогоша нас.

«Словесами беззаконников» называет мудрость мудрецов века сего, от которой изнемогли они, утратив истинное ведение.

И нечестия наша Ты очистиши.

Молятся об избавлении от того нечестия, какому предавались во время своего заблуждения.

Пс.64:5. Блажен, егоже избрал еси и приял.

Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными.

Исполнимся во благих дому Твоего.

«Благими дому» называет различные дарования духа. Ибо сказано: «о́вому... Духом дается слово премудрости, иному же слово разума» (1Кор. 12, 8) и другие дарования.

Свят храм Твой,

или небесный, или земной, по сказанному: «храм Божий свят есть, иже есте́ вы» (1Кор. 3, 17), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей.

Пс.64:6. Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли.

Итак, услышь нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит, уповают пределы вселенной и живущие далеко от моря, чем означает опять пределы вселенной.

Пс.64:7. Уготовляяй горы крепостию Своею.

«Горами» называет здесь сопротивные силы. «Уготовляешь» же их к наказанию, ибо уготовал им бездну. И сотворишь сие, потому что Ты – силен.

Пс.64:8. Смущаяй глубину морскую.

Морем называет здесь множество нечистых духов, и оно приводится в смущение пришествием Христовым. Потому и говорили устрашенные духи: «пришел еси... прежде времене мучити нас» (Мф. 8, 29).

Смятутся язы́цы

Пс.64:9. и убоятся живущии в концах от знамений Твоих.

Когда смятутся язы́цы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения, разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова.

Исходы утра и вечера украсиши.

Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом, тогда, во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время, будет радование у них восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием.

Пс.64:10. Посетил еси землю, и упоил еси ю.

Показывает, о чем радование всех народов. О чем же ином, кроме того, что удостоил землю посещения Своего и упоил ее дарованиями Своими?

Река Божия наполнися вод.

«Рекою» называет здесь евангельское слово, и говорит, что оно «наполнися вод». Что же это за воды? Не Божественные ли обетования, какие возвестил достойным небесного царствия? Таковы обетования: «блажени нищии духом» (Мф. 5, 3), и последующие за сим ублажения.

Уготовал еси пищу им.

Разумеет пищу духовную. Говорит же, что она уготована, потому что прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть «хлеб сшедый с небесе и даяй живот миру» (Ин. 6, 33, 51).

Пс.64:11. Бразды ея упой, умножи жита ея.

«Браздами» называет сердечные глубины, а «житами благочестивые помыслы.

В каплях ея возвеселится прозябающи.

И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее и приуготовят к прозябению, очевидно, мысленного плода. Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: «Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71, 6).

Пс.64:12. Благословиши венец лета благости Твоея.

«Летом» называет время будущего века, именует же его «венцем благости», потому что в нем святые увенчаются великою благостью.

И поля Твоя исполнятся тука.

«Полями» называет опять души уверовавших в Него.

Пс.64:13. Разботеют красная пустыни.

«Горами»7) по иным спискам читается: τὰ ὄρη τῆς ἐρήμου («горы пустыни»). называет святых Апостолов и Евангелистов, которые были упитаны духовными дарованиями. «Пустынею» же именует Церковь из язычников, лишенную древле ведения о Боге.

И радостию холми препояшутся.

«Холмами» называет предстоятелей Церквей.

Пс.64:14. Одеяшася овни овчии.

«Овнами овчими» называет правителей народных. Во что же они оденутся, как не в одежду нетления и в ризу веселия? «Овнами овчими» именует также и святых Апостолов, потому что они преклонили главу и возмогли избодать врагов, как сказал Господь: «се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (Мф. 10, 16).

И удолия умножат пшеницу.

Души язычников, говорит, прежде ни к чему не способные и бесплодные, будут исполнены плодов духовных.

Воззовут, ибо воспоют.

«Удолия», после того как изменятся на лучшее и умножат духовные плоды, непрестанно будут возносить Тебе песнопения.

* * *

7

Вместо τὰ ὡραῖα τῆς ἐρήμου («красная пустыни'_


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle