Источник

65

Пс.65:1. В конец, песнь псалма воскресения.

В настоящем псалме пророк указывает на призвание язычников и благовествует о будущем воскресении душ их, по сказанному: «воздвизаяй от земли нища» (Пс. 112, 7). Вводит также и лице Апостолов, которые извещают, что претерпели они за евангельскую проповедь и какие скорби ввели их в вечное веселие. Псалом говорит еще и об отвержении народа иудейского.

Пс.65:2. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его.

Воскликновение есть победная песнь, воспеваемая при падении врагов. Так и по низложении князей века сего в пришествие Христово повелевается всем язычникам возгласить победные песни.

Пс.65:3. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя!

Какие же разумеет дела? Не Божественные ли знамения, и не изгнание ли множества нечистых демонов?

Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.

Обвиняет иудеев в бесчувствии, потому что и величие чудес не привело их к покорности.

Пс.65:4. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе.

Поскольку иудеи, видя все величие соделанных Тобою знамений, солгали Тебе; то вместо них покланяется Тебе все множество язычников.

Пс.65:5. Приидите и видите дела Божия.

Здесь вводится лице Апостолов, которые извещают язычников, что Сей, во время пришествия Своего во плоти творящий Божественные знамения, есть Тот самый, Кто древле иссушил Чермное море и пресек токи Иордана, так что сыны Израилевы могли перейти по суху.

Пс.65:6. Обращали море в сушу.

Доказательством сему служит то, что уже совершено было, когда море Он изменил в сушу. Симмах выражается так: «преложил море в сушу; перешли реку ногами». Сей Бог, даровавший нам возвращение и спасение, есть Тот самый, Который древле разделил море и реку, и предкам нашим повелел безбедно перейти их.

Тамо возвеселимся о Нем.

Речением «тамо» означается время. Посему говорит, что с того времени, как воцарится Он в новом веке, и мы с Ним «тамо» воцаримся и возвеселимся неизглаголанною радостью.

Пс.65:7. Очи Его на языки призирают.

На все обращает внимание, испытывает все, что ни делается.

Преогорчевающии да не возносятся в себе.

Кто же «преогорчевающии?» Не те ли, о которых сказано: «сыне человечь», иди «к дому преогорчевающему Меня» (Иезек. 2, 3), и: «коль краты преогорчиша Его в пусты́ни» (Пс. 77, 40), и еще: «не ожесточите сердец ваших, яко в прогне́вании» (Пс. 94, 8)?

Пс.65:8. Благословите язы́цы Бога.

Лучше же все, собравшись во едино, восхвалите Его и удивляйтесь Ему.

Пс.65:9. Положшаго душу мою в живот.

Возвеселюсь о таковых чудесах и о Соделавшем их. Он, как Владыка и на все призирающий, различает живущих на земле и налагает наказания на недостойных. Под очами же Псалмопевец разумеет Апостолов.

Пс.65:10. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси.

Пророчественный Дух предвозвещает скорби, какие постигнут Апостолов за проповедь, от лица их описывает сети, или узилища, и указывает на искушения огнем и водою.

Пс.65:13. Вниду в дом Твой со всесожжением,

т.е. в дом небесный, и со всесожжением мысленным, потому что всецело принесли они себя как бы во всесожжение Богу.

Воздам Тебе молитвы моя.

Воздам Тебе, говорит, по обетам моим все, что обещал в скорби. Дал же я обет, избавившись от настоящей скорби, всегда воссылать Тебе хвалы. Ибо таковы Твои распоряжения, Владыко, а наше дело – войти в храм и принести Тебе жертву благодарения. Это-то и означают речения «изрекосте» и «глаголаша» (Пс.65:14). Этим и выражает, какие дал он обеты.

Пс.65:15. Всесожжения тучна вознесу Тебе.

С готовностью освящу Тебе все, что учредил Ты приносить. «Тучными» же называет жертвы упитанные, потому что и Закон повелевал приносить жертвы непорочные и совершенные. И пророк Малахия предает проклятью тех, которые, имея таковые жертвы, приносят в жертву животных увечных (Мал. 1, 7–8). Это было началом бедствий и для Каина. Чрез это и мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего.

Вознесу Тебе волы с козлы.

Все это, как сказал я, и всесожжения, и волов, и козлов, которых обещал воздать Богу, понимать должно духовно.

Пс.65:16. Приидите, услышите, и повем вам.

Что же иное поведает, кроме того, что изобразил уже предварительно, а именно: «яко искусил ны еси», и прочее?

Пс.65:18. Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит меня Господь.

Знал я, что Бог не услышал бы молитвы моей, если бы предавался я неправде. Акила переводит: «бесполезное видя в сердце моем, не услышит Господь». А это значит: вознося прошения к Богу, старался я о подобающем, зная, что не будет мне в пользу прошение, если не делаю должного. И еще, как бы похваляется пред Богом, что стал он вне всякой неправды, и потому надеется быть услышанным.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle