Источник

Псалом 65

Пс.65:1. В конец, песнь псалма воскресения.

НАДПИСАНИЕ

Сего слова, воскресения, ни в Еврейском тексте, ни в древнем переводе седмидесяти толковников не находится, но приложено может быть от Греков, потому что некоторыя слова псалма сего поются в день воскресения Христова.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк призывает весь израильский народ к благодарению и хвале Бога за некое отличное благодеяние, по случаю котораго в лице церкви исчисляет другия премногия милости, которыя Бог всегда являл избранному народу.

Пс.65:2. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени его, дадите славу хвале его.

Здесь в первых словах содержится общее предисловие, потом тотчас следуют особливыя положения. А понеже Пророк обращает слово ко всей земле, то без сомнения содержится здесь пророчество о будущем распространении царства Божия, которое ясно открылось в пришествии Христа Спасителя. Во втором члене утверждает то же, но с большею силою, дабы тем лучше возбудить людей ленивых и медленных к хвалению Бога. Петь имени Божию – значит то же, что по достоинству превозносить святое имя Божие, дабы от всех прославляемо было. В третьем члене повторяется то же иными словами, аки бы сказал: прославляйте Бога и духом и телом, и не приписывайте славы вам самим, но всю часть положите во хвале Бога.

Пс.65:3. Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои.

Здесь дает причину, чего ради хощет, дабы все хвалили Бога. А понеже премногие люди с холодностию разсуждают пред другими о похвалах Божиих, сего ради Пророк, дабы сильнее тронуть чувства верных, повелевает и язык и слово обращать к Богу: рцыте Богу. Но дабы и таковое расположение более возвысить в них, глаголет, что врагам только свойственно лгать пред Богом: но и сии трепещут силы Его. Аки бы сказал: ежели де люди злые и лукавые, которые охотно желали бы избежать власти Его, волею и неволею принуждены бывают смиряться пред Ним, то что творити подобает верным, которых Бог не страхом Себе покоряет, но милостию призывает? Ибо здесь подразумевается прикровенное сравнение между добровольным служением, которое оказывают верные, будучи привлекаемы любовию к Богу, и между рабским и принужденным покорением, к которому неверные силою привлекаются. Что бо иное значит лгать пред Богом, как быть покорну не от доброй воли, но по нужде, как сказано во псалме Пс. 17:45? Впрочем, хотя лицемеры многоразличными образы лгут пред Богом, но Пророк не о сем глаголет здесь, а только то показывает, колико сила Божия и самим врагам страшна, когда и нехотящих их себе покоряет.

Пс.65:4. Вся земля да поклонится тебе и поет тебе, да поет же имени твоему, вышний.

Не должно удивляться, что Пророк так распространяется в одном учения роде, повторяя часто одно и то же: ибо учению сему не могут соразмерны быть все человеческие языки. Мы видим, коль ленивы и безпечны человеки: они едва малыми, да и то холодными похвалами удостоивают Бога, к прославлению Котораго надлежало бы им напрягать все свои силы. Впрочем, Давид паки употребляет здесь пророчество: ибо хотя тогда одни токмо Иудеи, и при том в одной своей земле чтили Бога, однако некогда и все народы владычеству Его покориться имели. Почему, предвидя истинное и усердное их покорение, восклицает: вся земля поклонится Тебе, и воспоет имени Твоему, Вышний.

Пс.65:5. Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих.

Пс.65:6. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о нем,

Сими словами, приидите и видите, прикровенно укоряет Пророк почти всех людей за их нерадение, по причине котораго лишается Бог достодолжных Ему похвал. Ибо откуду происходит то, что большая часть людей, сущих в мире, проходит дела Божия слепыми очами, ежели не от того, что едва ли из тысящи един обращает внимание свое на них? Итак, потребно жало, которое бы спящих могло возбуждать. Понеже убо Пророк видел, что люди или суетными занимаются делами, или скитаются по свету для снискания мнимаго просвещения: сего ради увещавает, дабы приуготовилися к видению Божиих дел. Употребляя глагол видите, дает знать, что многие слепотствуют даже и в таких вещах, кои сами по себе ясны. Иначе всуе повелевал бы дела Божия видеть, ежели бы они не были ясны. Притом полагает и самое зерцало Божиих дел, на которое повелевает всем обращать внимание свое, то есть, тот способ, который употребляет Бог во управлении человеческаго рода. Ибо сие на опыте утверждающееся понятие больше нас трогает: сего ради и апостол Павел, в главе Деян. 17:27, сказав вообще о силе Бога, речь свою сюда наклоняет, повелевая каждому в себя войти и здесь искать Бога, яко не далече от нас суща. Следующия слова: коль страшен в советех паче сынов человеческих, или, как в Еврейском тексте изображено, страшен в деле над сыны человеческими – не то означают, что Бог величеством Своим превосходит людей; но что промысл Его, являющийся в творении и в сохранении их, есть зело чуден, как сказано во псалме Пс. 39:6. Следовательно и самые недальновидные люди найдут в себе самих довольно причин, чего ради долженствуют чтить и бояться Бога. За сим от всеобщаго о человеческом роде промысла преходит Пророк к особливому попечению о церкви, упоминая о чудесах, в пользу избраннаго народа соделанных, и глаголя: обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами. В сем члене подразумевается фигура синекдоха; понеже нет сомнения, что сими словами не все исчисляет благодеяния Божии, но вкратце глаголет о безчисленных, что самое и в следующих вскоре за сим словах означает, глаголя: тамо возвеселимся о Нем. И не глаголет: возвеселюся или возвеселихся, но – возвеселимся. Ибо не к себе единому, ниже к единым потомкам своим относит величие благодеяний и чудных дел Божиих, но ко всей церкви, дабы все не о себе самих, ниже о силах своих, но о едином Боге веселилися, и Его неизреченныя милости прославляли. Тако, глаголет, возвеселимся о Нем.

Пс.65:7. владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Слово век у Евреев берется иногда за вечность, а иногда за строение мира, сущаго в веке сем: в каком разуме положено и здесь, для означения, что Бог силою Своею не токмо создал мир, но и содержит его во власти Своей, и вся сущая в нем. Куда относится и следующий за сим член: очи Его на языки призираете. Ибо хотя во время людей, живших под законом, престол Свой поставил в одной токмо Иудее, но промыслом Своим всегда всем миром управлял. Особенное преимущество, которым удостоил Он сынов Авраамлих по силе Своего завета, не воспрепятствовало, чтоб не простерл Он взора Своего и на прочих народов, дабы хранить и питать их. А что Бог печется и о языках, сие доказывает тем, что и там не избегают казней люди беззаконные и преогорчевающие Бога. Ибо хотя и многое является смешение в мире, однако Бог никогда не терпит, чтобы судьбы Его совершенно сокрыты были от очей людей: Он проявляет некоторые знаки их, и притом весьма ясные, да преогорчевающии не превозносятся в себе.

Пс.65:8. Благословите, язы́цы, Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы его,

Пс.65:9. положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих.

В первом стихе вообще увещавает всех народов к хвалению Бога, а во втором упоминает о особенной некоей милости Божией, явленной в пользу Иудейския церкви. Таким образом, во-первых, назнаменует, что и язычники некогда имеют быть участниками тех благодатей, которыя тогда избранный народ по милости Божией вкушал уже. Во-вторых, припоминает, что вышереченная милость Божия была отличная и достопамятная: понеже желает, чтоб слух о ней распространялся повсюду. Сие же творит того ради, дабы показать, что Бог не токмо накажет нечестивых презрителей величества Его, но не пощадит и Своих избранных, когда тяжко согрешат они, что и действительно испытал на себе Иудейский народ. Ибо прежде нежели избавлен был от сего единаго бедствия, о котором прикровенно глаголет здесь Пророк, много между тем претерпел и других несчастий. Сие явствует как из оных слов положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих, (каковое выражение означает немаловажную милость), так и из следующих за сим:

Пс.65:10. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро.

Пс.65:11. Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем.

Пс.65:12. Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.

Из сей связи слов ясно открывается различие и тяжесть бедствия коим подвержена была Иудейская церковь. Пророк, употребляя подобие разжженнаго сребра, явно изображает, что она многажды искушаема была, якоже и сребро не единожды влагается во огнь. То же самое изображает, когда говорит: ввел ны еси в сеть, возвел еси человеки на главы наша; и проидохом сквозе огнь и воду. А когда говорит, положил еси скорби на хребте нашем, тем увеличивает слово, реченное о сети. Ибо разумеет, что сверх уз и цепей, коими аки сетьми бедные Иудеане связуемы были в темницах, претерпели еще и тяжкия на теле раны от мучителей своих. Чрез огнь и воду без сомнения разумеет многоразличныя страдания, дабы показать, что не осталось ни одного такого бедствия, которым бы Бог не искусил Свою церковь, дабы очистить от греха, и потом явить милость. Ибо две сии стихии, то есть, огнь и вода, как к содержанию жизни человеческия служат, так равно и к отъятию оныя. Следующия за сим слова, и извел ны еси в покой, означают то, что Бог хотя и тяжко иногда наказывает рабов Своих, однако страдания их всегда увенчавает благополучным и радостным концем.

Пс.65:13. Вниду в дом твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя,

Пс.65:14. яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей.

Доселе глаголал Пророк в лице всея церкви, а здесь выразительнее от своего сердечнаго чувствования глаголет, и тем сильнее каждаго к должности благочестия возбуждает, тем паче, что не просто благодарность свою свидетельствует пред Богом. Ибо глаголя о обетах, данных Богу в несчастных обстоятельствах, показывает постоянство веры своея. Известно оное апостола Иакова изречение: злостраждет ли кто в вас? да молитву деет. Благодушествует ли кто? да поет (Иак. 5:13). Но все ли последуют сему наставлению? Мы видим, что хотя иные и хвалят Бога, но токмо будучи в благополучии; а как скоро постраждут нечто, то или ропщут на Него, или, изнемогши духом, предаются отчаянию. Но истиннаго благочестия знак есть, когда кто и посреди величайших страданий воздыхает к Богу, и твердость веры молитвою доказывает. Таков был Давид. Почему не без причины глаголет и оныя слова: яже изрекосте устне мои, означая, что он никогда такою печалию стеснен не был, чтоб не помышлял о молитве, и не возлагал упования своего на промысл Божий.

Пс.65:15. Всесожжения тучна вознесу тебе с кадилом, и овны, вознесу тебе волы с козлы.

Известно, на какой конец повелел Бог в Ветхом Завете приносить Себе благодарственныя жертвы. Намерение Его состояло в том, дабы люди ведали, что они грехами своими оскверняются, а чрез то оскверняют и хвалы, должныя Богу, ежели не будут освящены отинуду. Мы какое бы желание не возимели хвалить Божие имя, но нечистыми устами осквернили бы оное, ежели бы Христос не освятил нас, принесши Себя единожды в жертву. Почему и хвалы наши, которыя приносим Богу, чрез Него бывают приятны Ему, как научает Апостол (Евр. 10:7 и след.). Курение всесожжения тучна, которое одобряет здесь Пророк, ничего кроме тяжкаго и противнаго запаха, восходящаго к небу, в себе не имело: но поскольку оно прообразовало Христа, то и овны, и волы, и другия жертвы приятную воню испускали пред Богом. Ныне, по уничтожении законных теней, занимает у нас место духовная истина, которую Пророк в следующем 16 стихе изображает, где он представляет себя проповедником Божиих благодеяний. На сем основании и ветхозаветные обряды были установлены; ибо иначе суетна была бы внешняя их пышность.

Пс.65:16. Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей.

Пророк, призывая всех благочестивых людей к слышанию, примером своим научает, что Богу приятны токмо те люди, которые тщатся, елико возможно, проповедывать благодеяния Его, оказанныя им, не токмо потому, чтоб возбудить других единогласно хвалить Его, но чтоб и самим чрез сие утвердиться в вере, надежде и любви. А что повествование свое предлагает одним токмо боящимся Бога, причина тому сия, понеже они токмо одни суть достойные слышатели: ибо нечестивые и Бога не боящиеся к таковым повествованиям глухи.

Пс.65:17. К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим.

Пс.65:18. Неправду аще узрех в сердцы моем, да не услышит мене Господь.

Пс.65:19. Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего.

Понеже сказал: повем вам, елика сотвори Бог души моей, сего ради проповедует, какой собрал плод от обетов своих, и исчисляет благодатные дары, сообщенные Богом. И во-первых, глаголет: к Нему усты моими воззвах. Аки бы сказал: сие сотворил Господь души моей, даровал мне веру и вдохнул охоту к молитве. Посредством сего дара познал я бедность мою, познал и благодетеля, к которому прибегать должен был. К сему присовокупляет другое благодеяние: и вознесох под языком моим, то есть, научился не токмо молиться, но и хвалить Бога, и за оказанныя благодеяния благодарить и прославлять Его не токмо явно, но и тайно. Ибо как прилично заметил Августин, может быть, для того сказано, под языком, дабы знали мы, что праведный муж имел обычай превозносить Бога, вещая языком не токмо во уши людей, но и под языком, то есть; беседуя един на едине ко ушесам самого Бога. За сим присовокупляет третие: неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. Зреть неправду в сердце не что иное есть, как в тайне сердца любить грех, или взирать на неправду с вожделением, как сказано во Евангелии: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Ибо хотя многие находятся такие, которые, по-видимому, и словами и делами ненавидят грех, да еще и укоряют, и наказывают согрешающих: однако сами во внутренности сердца, где никто не видит, что делается, со услаждением взирают на неправду, и ежели бы могли без наказания сделать неправду, то непременно сделали бы. Таковых людей не слушает Господь, но слушает таких, кои от прямаго сердца ненавидят неправду, а ежели иногда и согрешают, то грехи свои признают, и ищут врача, дабы исцелиться могли. А понеже таков был Давид, убо прилично присовокупляет: сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего. Когда утвердительно глаголет, что Бог услышал молитвы его, то отсюду заключить можно, что и наши молитвы не тщетны будут, ежели только от искренняго сердца будем искать Бога, и удаляться неправды.

Пс.65:20. Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость свою от Мене.

Заключает псалом обыкновенным благодарением, соединяя конец с началом. Притом дает причину, чего ради благодарит, сказывая, что Бог не отринул молитву его, а молитву не отринул потому, что милости не лишил: сия бо и гнев Его на нас укрощает, и молитвам нашим благодать приобретает, да не будут безплодны.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle