11
Пс.11:1. В конец о осмей, псалом Давиду.
О значении «осмаго» сказано в шестом псалме Давид об избавлении от лукавого рода. Род же этот был при Спасителе нашем Иисусе Христе; о нем-то Сам Спаситель сказал: «мужие ниневитстии востанут... и осудят... род сей» (Мф. 12, 41).
Пс.11:2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих.
Говорит это, разумея все злоумышления против Спасителя нашего; потому что иудеи, оставив истину, против Христа выставляли на вид одну ложь.
Пс.11:3. Устне льстивыя в сердце,
– потому что, называя Его учителем и благим, иное совещавали о Нем.
Пс.11:4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый.
Ибо не велеречив ли язык. осмелившийся сказать Спасителю: «коею областию сия твориши? И кто Ти область сию даде?» (Мк. 11, 28)?
Пс.11:5. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть; кто нам Господь есть?
Как будто бы вообразили они, что имеют власть говорить против Спасителя все, что хотят. А это: «кто нам Господь есть?» подобно сказанному: «сего же не вемы, откуду есть» (Ин. 9, 29).
Пс.11:6. Страсти ради нищих
Разумеет нищих и убогих по духу; их-то услышав воздыхания, говорит он,
«воскресну, положуся во спасение, не обинюся о нем»,
то есть, для всех соделаю явным спасительное учение, так устрою, что будет оно всюду слышимо. Ибо и действительно проповедано по всей земле.
Пс.11:7. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено.
Истинные словеса, возвещенные о спасении, подобны сребру, много раз переплавленному в горниле. Речение же «седмерицею» употреблено вместо «многократно», ибо такой образ выражения обычен божественному Писанию.
Пс.11:8. Ты, Господи, сохраниши ны.
Будешь хранить нас, потому что окружают нас нечестивые и злоумышляют против нашего спасения; а это суть сопротивные и лукавые силы.
Пс.11:9. По высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.
«Высотою» называет силу, а «умножением» долговечность; посему сказанное имеет такой смысл: силою Твоею даровал Ты нам долговечность и вечную жизнь; потому что, по спасительном воскресении, жизнь наша простираться будет в бесконечные веки. Или под высотою разумеет, что соделал нас подобными Себе, сколько это уподобление возможно человеку. Или еще: сподобил нас великого Своего попечения.