С.А. Ванюков
Обзор истории православных воинских чинопоследований

I. Введение

Войны, являясь греховным проявлением ненависти, сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Обращаясь к миру с благой вестью примирения (Рим.10:15), христиане в то же время, как живущие в «мире сем», пребывающем во зле (1Ин.5:19), вынуждены считаться с неизбежностью участия в различных бранях, которые всегда воспринимались как нежелательные, но вынужденные средства самозащиты. Охранение ближних и своего Отечества всегда благословлялось Церковью, видевшей основание для этого в жертвенном примере Спасителя. Православие искони глубоко почитало воинов, сохранявших ценой собственной жизни спокойствие и безопасность ближних. Многие воины были причислены Церковью к лику святых, как явившие своей жизнью пример христианской добродетели и исполнившие заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Особое попечение Церкви о воинах всегда было связано с усиленной молитвой о них, принимавшей различные литургические формы. По мысли Церкви значимость таких священнодействий объяснялась необходимостью противоборства злу, опасность приобщения к которому сокрыта в самом применении силы. Только победа над грехом в своей собственной душе является залогом праведного проявления силы. Из этого положения вытекают все литургические темы так называемых воинских чинопоследований. Война, нападение иноплеменников, а тем более междоусобная брань, воспринимались как попущение Божие за грехи, поэтому фон большинства подобных молитв является покаянным.

II. Историческое развитие воинских молитвословий

а) Рукописная славянская традиция

История богослужения знает разнообразные военные молитвы и чины. Отправлявшийся на войну царь или князь вместе с войском получал особое благословение Церкви на брань. Русские рукописные требники XVI в. содержат несколько подобных молитв1. Все они относятся к образцам классической церковной письменности и выдержаны в высоком поэтическом стиле. Главной темой этих молитвословий является ниспослание мира на землю и на воюющие стороны.

1. Молитва на войну идущему князю: «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебе молимся и Тебе кланяем ся, раба Твоего благовернаго князя в мире... сохрани» была позаимствована из греческих источников2.

2. Молитва о князех в различных потребах, паче же внегда потребе бывшу ратному времени: «Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, Тебе просим и Тебе молимся, спаси князи наша». К данной молитве присоединялась особая главопреклонная молитва: «Тебе Единому и Человеколюбивому, иже Тобою вверенный, еже на земли княжити, преклони с нами выя и молит Ти ся, даруй мир во всех нас сердца».

Эти две молитвы, относящиеся в русских требниках к военному времени, подобно предыдущей молитве, были заимствованы из греческой практики. Однако в Византии эти молитвы читались над императором в мирное время и были приурочены к четвергу Светлой седмицы, когда патриарх со своими помощниками приходил в императорский дворец похристосоваться с монархом3. Отсюда пошло и надписание этих молитв в греческих евхологиях: εὐχὴ γινομένη ὁσάκις ελθη ὁ πατριάρχης εἰς τὸν βασιλέα ἐξαιρέτως τῇ μέμπτῃ τοῦ διακαινησίμον4.

На Руси византийский обычай не прижился, поскольку русские государи, согласно записям царских выходов XVII в., христосовались с патриархом в первый день Пасхи после окончания обряда пасхального приветствия духовенства в алтаре во время пения пасхальных стихир «Да воскреснет Бог». Поздравлять русского царя с праздником Пасхи патриарх ходил также в первый день праздника после окончания Литургии5. Однако след византийской традиции поздравления с Пасхой царя и чтения молитв патриархом на Светлой седмице остался и в славянской письменности, поскольку некоторые славянские требники надписывают эти молитвы словами: «Молитвы в четверг по Пасце, по целовании» или «Молитвы о князех в различных потребех, паче же внегда потребе бывающу ратному времени, на сопротивныя. Тоя же и в четверг светлыя недели».

3. Молитва иная о князех: «Владыко Господи Вседержителю, Боже сил, Царю веков, приклони ухо Твое на молитву нашу, Твой мир даруй князем нашим и всем людем Твоим», содержащаяся в славянских рукописных требниках, также принадлежит греческой литургической письменности6.

4. Молитва на поганыя на брани: «Владыко Господи Боже наш, Иже премудростию неизреченным словом вся к созданию полезная творя» подобно предыдущей молитве относится к греческой традиции7.

5. Молитвы на рать идущим: «Господи Боже наш, послушавый Моисея, простершаго к Тебе руце и люди Израилевы укрепив на Амалика» и «Владыко Господи Боже отец наших, Тя просим… якоже изволил еси Сам изыти со угодником Твоим Моисеем» из рукописных требников перешли и в печатные издания8.

6. Молитва над судном ратным: «Боже, Боже наш, Иже в мори походивый» также из рукописной традиции перешла в печатную9.

б) Старопечатные богослужебные издания

В старопечатных богослужебных книгах отдельные молитвы включены уже в контекст отдельных военных чинопоследований. Дореформенные требники печатают особый Канон молебен ко Господу нашему Иисусу Христу и ко всем святым Его, поемый за князя и за люди, егда исходит из града против супостат, находящих на ны10. Происхождение этого канона неясно, поскольку греческие источники его не содержат. В то же время иной, нежели в славянских книгах, канон «в нашествие иноплеменных» имеется в греческом Евхологии11. Перед славянским каноном указывается тропарь: «Спаси, Господи» и Богородичен:«Предстательнице страшная и непостыдная». Ирмосами канона служат воскресные ирмосы 6 гласа: «Яко по суху». После канона12 старопечатные требники приводят три, восходящие к рукописной традиции (см. выше пп. 2 и 1) молитвы за царя, к которым присоединяется еще особая молитва благословити царя или князя («Господи Боже наш, Царю царствующих и Господи господствующих, Иже Самуилом пророком избравый раба Своего Давида»), первоначально читавшаяся над царем при восшествии его на престол. О последнем свидетельствует содержание молитвы и надписание ее в греческих евхологиях13. Как молитву на «произведение царя» знают ее и некоторые славянские рукописные требники14.

Мирской Потребник 1639 г. прибавляет к трем молитвам Требника 1625 г. еще четыре, которые связаны с именем Константинопольского Патриарха Каллиста (XIV в.)15. Они печатались в венецианских евхологиях XVII в. в чине, бываемом в ратное время16, и именно оттуда, судя по отсутствию этих молитв в славянской рукописной традиции, были заимствованы печатным изданием Требника 1639 г.

Первые южно-русские издания Требника содержат только приписываемую Патриарху Филофею (XIV в.) и обращенную к Пресвятой Богородице молитву о нашествии ратник («Дево Владычице Богородице, Яже Единственнаго Бога... рождши»)17, заимствованную из греческой традиции18 и встречающуюся также в болгарских памятниках19. Львовский Требник 1645 г. уже приводит довольно обширный и извлеченный из греческих печатных изданий чин в нашествие варвар, состоящий из канона Пресвятой Богородице20 и четырех молитв21 Патриарха Каллиста на злоключение людей22.

Требник Митрополита Петра Могилы (1646 г.) святителя, известного деятельностью в различных сферах церковной жизни, в том числе и литургической, и повлиявшего на современную русскую богослужебную практику, – излагает несколько военных чинов.

1. Молебное пение за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны23 является плодом собственного литургического творчества Митрополита. Данное чинопоследование написано по принятому в этом требнике образцу молебных пений. Порядок его следующий:

  • обычные предначинательные молитвы;
  • псс. 19-й и 20-й (в присутствии царя на молебне) или пс. 34-й (при отсутствии царя);
  • великая ектения с особыми прошениями, связанными с назначением молебна;
  • тропарь «Спаси, Господи» и Богородичен:«Предстательство страшное»;
  • особый канон, не встречающийся в древних богослужебных книгах и составленный митрополитом;
  • по 6-й песни канона – третий степенный антифон 6 гласа: «Надеющиися на Господа врагом страшни»; прокимен и чтение Евангелия (Мк.зач. 51). По Евангелии – стихира: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду».
  • в заключение последования предписано чтение 4-х молитв:
    о победе на враги царю и воем его на брань идущим: «Господи Боже наш, премудростию Своею и словом единем всяческая соделавый»;
    о победе на враги воем христианским на брань идущим: «Господи Боже отец наших, Ты еси Бог Един на небеси горе и на земли низу»;
    о победе на враги царю или гетману и воем его на брань идущим: «Господи Боже наш, Едине крепкий и сильный в бранех»;
    о победе на безбожныя враги воем христианским: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего».

2. Последование молебнаго пения, певаемаго в нашествии варвар и в нахождение языков24. Данное чинопоследование, в отличие от предыдущего, основано на заимствованных Митрополитом из венецианских печатных изданий греческого Евхология каноне и молитвах25 и по структуре напоминает первый чин его Требника. Основные отличительные особенности этого молебствия следующие:

  • читается пс. 78-й;
  • мирная ектения также имеет особые прошения;
  • тропарь по ектении составлен специально для данного молебна: «Страшен еси, Господи, и кто противу праведному Твоему гневу станет; Господи, Господи, Тебе всяческая боятся и трепещут»;Богородичен: «Мати Божия Пречистая, прибежище и покрове христианский»;
  • канон заимствован из греческих евхологиев и совпадает с содержащимся в Львовском требнике 1645 г.;
  • по 3-й песни – сугубая ектения с особыми прошениями;
  • по 6-й песни – степенна 3-й антифон 6 гласа и прокимен перед Евангелием (Мк.51 зач.) – «Да воскреснет Бог». По Евангелии – особая стихира:«Не остави нас в человеческое предстояние, Пречистая Владычице».
  • в конце последования указано чтение шести молитв:
  • Макария, архиепископа Филадельфийского, в нашествии язык: «Владыко Господи Боже наш, кто уподобится Тебе»;
    вторая, в нашествие язык: «Владыко Господи Боже наш, Тебе ся молимся»;
  • три молитвы Патриарха Каллиста: к двум ранее указанным молитвам этого святителя ‘в нашествии варвар’ добавлена третья – ‘за христоименитыя люди’;
  • вышеупомянутая молитва Патриарха Филофея ‘в нашествие ратник’, имеющаяся в Стрятинском требнике.

3. К воинским чинопоследованиям Требника Митрополита Петра Могилы можно отнести и чин освящения воинской хоругви26, который встречается в рукописных славянских источниках, и практически без изменений был внесен в современную Книгу молебных пений27, будучи воспринят современной богослужебной практикой.

в) Ныне употребляемые чинопоследования

Реформа богослужения на Руси в XVII в. отразилась, кроме всего прочего, на составе Требника. Многие воинские чинопоследования дониконовского времени, отправлявшиеся по старопечатным изданиям, были пересмотрены или вовсе не вошли в исправленные богослужебные книги. Кроме того литургическая практика обогащалась вновь составляемыми последованиями, которые отчасти испытывали на себе влияние забытых к тому времени древних молитв и чинов.

Большой Требник содержит два воинских чинопоследования:

1. Последование молебнаго пения, ко Господу Богу певаемаго во время брани против супостатов, находящих на ны(глава 91)28. Данное чинопоследование встроено в структуру общего молебна и имеет следующий состав:

  • общее начало и пс.142-й;
  • «Бог Господь» с тропарем: «Спаси, Господи» и Богородичном:«Предстательство страшное».
  • особый канон 8 гл., исполняемый без ирмосов;
  • по 3-й песни – сугубая ектения с особыми прошениями и седален: «Церковь вопиет Ти, Христе» и Богородичен;
  • по 6-й песни кондак Кресту, прокимен воскресный 7 гл., Апостол (Евр.329 зач.) и общее Евангелие на всякое прошение (Мф.20 зач.), по Евангелии – стихира: «Пособивый Господи», указанная в первом чине Требника Петра Могилы; молитва литии: «Спаси, Боже, люди Твоя»;
  • по 9-й песни покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и сугубая ектения с особым прошением;
  • в заключение читается коленопреклонная молитва: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего».

2. Молитва Святейшаго Каллиста Патриарха о императоре и воинстве его (глава 92)29. Книга молебных пений к последованиям Большого Требника добавляет еще:

– Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему за императора и за люди, певаемаго во время брани противо супостатов (глава 3)30 не имеет канона и отличается от традиционного последования молебна, лежащего в основе большинства молебных пений:

  • за общим началом следует необычное для молебнов пение текста великого повечерия из книги прор. Исаии (глл. 8, 9): «С нами Бог»;
  • после мирной ектении с особыми прошениями поется «Бог Господь» с теми же тропарями, что на молебне в Большом Требнике;
  • прокимен «Господи, силою Твоею возвеселится царь», Апостол (2Кор.172зач.) и Евангелие молебна в Большом Требнике;
  • сугубая ектения с особыми прошениями и чтение коленопреклонной молитвы «Господи Боже наш, послушавый Моисея, простерша к Тебе руце» (см. выше);
  • по отпусте возглашалось многолетие императору.

– Чин благословения воднаго судна ратнаго на сопротивныя отпущаемаго, единаго или многих, и благословения воином в них плыти хотящим (глава 12)31 может предваряться совершаемым в храме молебном о победе на враги, изложенным в 3 гл. Книги молебных пений. Чин же благословения ратного судна отправляется на берегу моря или реки (перед кораблем) священником, имеющим с собой святую воду для окропления. Чин имеет следующую структуру:

  • обычное начало и пс.45-й;
  • великая ектения со специальными прошениями и необычным возгласом;
  • «Бог Господь» с тропарями: «К Тебе, Спасе, ныне прибегающих», Слава: «Всю надежду и упование мое», И ныне: «Под Твой покров»;
  • пс. 120-й;
  • молитва на освящение судов и благословение плывущих: «Господи Иисусе Христе Боже наш, по морю, яко по суху ходивый»;
  • главопреклонная молитва воеводе и воем на брань идущим: «Владыко Господи Боже отец наших, Тебе просим и Тебе смиренно мили ся деем»;
  • кропление священной водой судов и благословение с кроплением воинства;
  • отпуст с поминовением Архистратигов Михаила и Гавриила со всеми Безплотными Силами, великомучеников Георгия, Димитрия, Прокопия, Феодора Стратилата и Тирона;
  • пение догматика 4 гл.:«Призри на моления»;
  • благословение воинства.

– Чин освящения воинскаго знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань (глава 13)32 может совершаться в соединении с предыдущим чином или без него. Самостоятельно отправляемое, данное последование принимает следующий вид:

  • общее начало и пс. 143-й;
  • пение избранных стихов 17-го псалма с припевом: «С нами Бог, разумейте языцы»;
  • мирная ектения с особыми прошениями и специальном возгласом;
  • «Бог Господь» с тропарями молебна в Большом Требнике;
  • кондак Кресту;
  • чтение двух молитв (2-я – главопреклонная) на освящение знамени и окропление его святой водой;
  • вручение хоругви воину с увещанием;
  • преподание благословения войску;
  • пение стихиры: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду»;
  • отпуст, после которого поется догматик 4 гл.

При соединении с молебном о победе на враги, чин освящения знамени, начиная с пения стихов 17-й пс., совершается после сугубой ектении, произносимой в заключение молебствия о победе.

– Чин благословения воинских оружий (глава 14)33 является довольно кратким и состоит из:

  • общего начала и пс. 34-го;
  • молитвы на освящение оружия с последующим кроплением его;
  • отпуста.

– К воинским последованиям можно отнести и благодарственный молебен в день Рождества Христова в воспоминание избавления державы Российской от нашествия галлов в 1812 г. (Книга молебных пений, гл. 19)34. Этот чин совершался после праздничной Литургии и имел некоторые особенности, не свойственные последованиям молебнов и идущие вразрез с принципами, лежащими в основе православного богослужения.

Структура данного молебствия следующая:

  • нехарактерный для молебнов возглас утрени (или всенощного бдения, начинающегося вечерней): «Слава Святей»35;
  • обычное начало;
  • пение: «С нами Бог», вставленного в данный молебен, видимо, как элемент Рождественского богослужения, или под влиянием молебного пения о даровании победы (см. выше: Книга молебных пений, гл. 3);
  • мирная ектения с особыми прошениями и обычным возгласом;
  • «Бог Господь» с пением в качестве первого тропаря рождественской стихиры (!) по 50-м псалме; второй тропарь, подобно предыдущему песнопению, начинается Рождественским славословием: «Слава в Вышних Богу»; Слава: тропарь Кресту; И ныне: догматик (!) 1-го гласа36;
  • паримия (Ис.14 гл.), читаемая при наличии нескольких диаконов одним из них, а не чтецом37;
  • прокимен великий38: «Кто Бог Велий»;
  • Апостол (Евр.329-331 зач.), Аллилуиарий, стихом которого является текст воскресного прокимна 7 гл. и Евангелие (Мф.98 зач.);
  • сугубая ектения с особыми прошениями, начинающаяся словами: «Рцем вси»39;
  • коленопреклонная (!) молитва: «Боже Великий и Непостижимый»;
  • пение великого славословия или гимна святителя Амвросия Медиоланского: «Тебе Бога хвалим»40;
  • особый, уникальный праздничный отпуст: «Иже во яслех вифлеемских, яко Агнец возлегий, сопротивных же крепость, яко лев, сокрушивый, и верныя овцы Своя на путь правды, и спасения, и мира наставивый и упасый, Христос, истинный Бог наш…»
  • возглашение многолетия императору с воинством, и вечной памяти императору Александру I.

г) Поминовение усопших воинов

При описании воинских чинопоследований Церкви нельзя не упомянуть обособых днях поминовения усопших воинов.

Кроме Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой), когда Святая Церковь творит «память всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших», включая и тех, кто погиб на поле брани, есть день, твердо укоренившийся в богослужебной традиции Русской Церкви как поминовение преимущественно усопших воинов – это Дмитриевская суббота перед памятью великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Имеющее корни в древних, восходящих еще к языческим временам, осенних поминках41, в христианском контексте это поминовение было установлено великим князем Димитрием Донским в 1380 г. после Куликовской битвы. Богослужение совершается в этот день по 13-й главе Типикона, предусматривающего в любую субботу периода пения Октоиха42, не совпадающую с праздником43, отправление по желанию настоятеля так называемого заупокойного Аллилуйного богослужения.

В 1769 г. по распоряжению императрицы Екатерины II во время войны с турками и поляками было установлено совершать 29 августа в день великого праздника Усекновения главы святого Иоанна Предтечи поминовение православных воинов.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. установлено ежегодное поминовение 9 мая нового стиля усопших воинов за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

III. Заключение

Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю. Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности. Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями. Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви. Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.

С.А. Ванюков,
преподаватель Православного Свято-Тихоновского
богословского института


Примечания:

1 См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 318–324.

2 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

3 De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.1-92), ed. A. Vogt. Le livre des ceremonies. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1935. P. 84-88. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.84-2.56), ed. J.J. Reiske. Constantini Porphyrogeniti imperatoris de cerimoniis aulae Byzantinae libri duo. Vol. 1 Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn: Weber, 1829.. Lib. 2. P. 616–619. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 334.

4 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

5 Выходы государей, царей и великих князей. М., 1844. С. 14, 30, 61. Георгиевский. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1896. С. 83–85.

6 Goar J. EuchologionVenetia, 17302. P.734.

7 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: Εὐχολόγια.. 1901. С. 290.

8 Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 238. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.

9 Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 243.

10 Требник. М.: Печатный Двор, 1625. Л. 8. Требник. М.: Печатный Двор, 1636. Л. 445. Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 327.

11 EÙcolÒgion tÕ Mšga. «Aq»naij, 1902. Sel. 591. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 642.

12 Первый тропарь 1 песни звучит следующим образом:«Крепкаго во бранех и сильнаго в крепости Господа, молим Тя верно: снити с рабы Своими во время снятия т. е. снития. со враги и победити их».

13 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.726.

14 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С. 322.

15 Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 333-336.

16 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 648–650.

17 Требник. Стрятин, 1606. Л. 419.

18 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia.. 1901. С. 288.

19 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.

20 Канон с ирмосами 6 гласа. Первый тропарь начинается словами: «Державнаго в крепости и сильнаго в бранех Господа рождши, Чистая…» Требник. Львов, 1645. Л. 261-267.

21 Евхологион Гоара приводит пять молитв Патриарха Каллиста. Пятая молитва, надписываемая EÙc¾ ˜tšra Øper toà cristwnÚmou laoà, в Львовском требнике опущена.

22 Требник. Львов, 1645. Л. 268-274.

23 Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646. Ч. II. С. 136–157.

24 Там же. С. 157–182.

25 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.645-651. Дмитриевский А. А.Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia. 1901. . 1901. С. 288.

26 Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646.Ч. II. С. 245.

27 Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 111-117 об.

28 Требник (Большой). М.: Синодальная типография, 1884. СПб: изд. ТСЛ, 1995р. Л. 227 об. – 233 об.

29 Там же. Л. 233 об. – 234 об.

30 Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об. – 21 об.

31 Там же. Л. 105 об.-110 об.

32 Там же. Л. 111-117 об.

33 Там же. Л. 118 об.-120.

34 Там же. Л. 134 об.-145 об.

35 Этот возглас начинает еще нынешнее последование: Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии. См. Требник. М.,1991. С. 391-407.

36 Пение стихир в качестве тропарей не характерно для православного богослужения. Догматики также являются принадлежностью стихирной системы Октоиха и, по Уставу, поются на вечерне в заключение стихир на: «Господи, воззвах».

37 Присутствие в чинопоследовании молебна паримии не свойственно православному богослужению, поскольку молебен, уподобляющийся согласно Уставу утрене, в богослужебном сознании Церкви символически обозначающей новозаветные времена пришествия Мессии (о чем свидетельствует пророческий стих 117-го пс.:«Бог Господь и явися нам»), не совсем согласуется с чтением паримий, характерных для вечерни. См.: Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002. С. 99, 122.

38 Пение великого прокимна, отличающегося от обычного бoльшим количеством стихов, обычно бывает только на вечерне, на остальных службах суточного круга, имеющих прокимен, поются обычные (с одним, а не тремя стихами).

39 Исполнение полной (с первого, а не третьего прошения) сугубой ектении не встречается в общепринятых чинах молебствий.

40 Попало в данный чин под влиянием благодарственного молебна. См. Требник. Благодарение о получении прошения... М., 1991. С. 405.

41 Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 45.

42 В том числе и в эту.

43 Типикон указывает 2 условия, необходимые для совершения в субботу Аллилуйного богослужения вместо службы с Бог Господь: если святой, память которого выпала на этот день, не имеет тропаря, и если настоятель желает отправлять службу по 13-й главе. Поскольку с увеличением количества святых, прославленных Церковью, уменьшается количество святых без тропаря – ведь службы новопрославленным святым, как правило, составляются полиелейные или бденные – Поместный Собор Русской Церкви 1917 года смягчил первое предписание Устава и допустил ради сохранения уникального типа богослужения совершение Аллилуйной службы и при шестеричном святом, обязательно имеющем свой тропарь. Однако при отправлении богослужения этот святой рассматривается как не имеющий тропаря. См. Афанасий (Сахаров], еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 51; Богословские труды № 34. М., 1998. С. 333.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka