Вышел в свет 106-й номер (№ 2 за 2024 год) научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время», издаваемого по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В номере представлены материалы по взаимоотношению Поместных Православных Церквей, канонике, истории Русской Церкви и др.
Открывается новый выпуск журнала публикацией официального документа Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви «О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар» в Римско-Католической церкви» с предисловием к изданию документа секретаря Комиссии иеромонаха Павла (Черкасова).
Далее в статье «Каноны Аштишатского собора Армянской Апостольской Церкви 365 г. как один из первоисточников христианского правосознания» кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела Конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Б. А. Осипян путем тщательного исследования основных правоохраняемых смыслов, ценностей, целей, принципов и положений одного из самых первых памятников армянского правосознания и правотворчества раскрывает надлежащий и непреходящий смысл духовно-нравственных и национальных истоков истории государственно-правового развития армянского народа.
Статья кандидат искусствоведения, лектора Центра «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина О. С. Трофимова «Храмоздательство в Черниговском переулке Замоскворечья как отражение личного благочестия и поминальной культуры прихожан XVII–XVIII вв.» посвящена изложению результатов поиска данных по истории храмов свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи под Бором XVII–XVIII вв. Так, автор, вследствие изучения истории храмоздательства в Черниговском переулке Замоскворечья, показала, что существующий архитектурный ансамбль сформировался в течение столетия благодаря молитвенному усердию состоятельных вкладчиков-прихожан из купеческого сословия. Проведенный в статье анализ архивных документов и научной литературы (в том числе по эпиграфическим памятникам Москвы) позволил уточнить и пополнить сведения о поминальной культуре и личном благочестии прихожан храмов в Черниговском переулке.
В опубликованном далее материале священника Александра Стародубцева «Старосты и благотворители прихода во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, что под Бором (XIX — начало ХХ в.). Опыт составления биографий для приходского синодика» представлены результаты исследования жизни и деятельности старост и благотворителей замоскворецкого прихода церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, что под Бором в XIX — начале ХХ в. Анализ источниковой базы (прошений, завещаний и иных сохранившихся архивных документов, а также публикаций в церковной периодике) помог показать автору, что старосты и практически все известные вкладчики Иоанновского прихода относились к купечеству. Такая важнейшая составляющая храмопопечения, как проведение крупных ремонтно-реставрационных работ, была возможна исключительно благодаря личному благочестию купцов, среди которых люди, чьи имена вошли в историю России: В. В. Варгин, В. Ф. Аршинов, Н. Г. Григорьев.
Священник Иоанн Цьока издал с предваряющими комментариями документы по вопросу реформы прихода на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1917 г. Документы съезда вызывают большой интерес у современных исследователей, которые рассматривают его как часть дискуссии перед созывом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Приходский вопрос занимал важнейшее место в предсоборной дискуссии, в частности, в ходе дискуссии ставились вопросы о признании прав юридического лица за приходами и связанный с ним вопрос о юридических основаниях владения церковью имуществом и капиталами. Поскольку приход не обладал правом юридического лица — в ряде случаев завещанное в пользу Церкви имущество уходило из владения Церкви по соглашениям причта, церковных старост, консистории и даже Синода. Необходимо было определить полномочия причта, церковного старосты и духовной консистории в приходских делах. Еще одним важным вопросом в русле приходской реформы, обсуждавшимся в ходе съезда, был вопрос о внутренней миссии. Автор впервые вводит в научный оборот ряд документов съезда, посвященных реформированию прихода.
В статье аспиранта кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии священника Давида Шуплецова «Взаимоотношения Русской и Александрийской Православных Церквей при патриархе Петре VII (Папапетру)» рассматривается история межцерковных связей двух Патриархатов: Русского и Александрийского в период патриаршества Блаженнейшего папы и патриарха Александрийского Петра VII на основании, в первую очередь, архивных документов (Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии), а также ряда исследований указанной темы. В изданном исследовании проводится ретроспективный анализ избранных событий межцерковных отношений, заключенных в хронологические рамки предыстории отношений Русской Православной Церкви и Александрийского Патриархата и трагической смерти патриарха Петра VII в 2004 г.
Статья секретаря по делам дальнего зарубежья Синодального Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, кандидата богословия прот. Сергия Звонарёва посвящена борьбе Московского Патриархата за русское монашеское присутствие на Афоне в 1960-х — начале 1970-х гг. Изданное исследование призвано познакомить читателя с усилиями священноначалия Русской Православной Церкви по сохранению русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. В результате работы над темой автор приходит к выводу, что особая роль в церковной борьбе принадлежала Отделу внешних церковных сношений и его председателю митрополиту Никодиму (Ротову). Кроме того, в решение афонского вопроса было вовлечено не только церковное руководство, но и советские власти, в том числе на высшем партийном уровне, а также на уровне Совета по делам Русской Православной Церкви (Совета по делам религий), Министерства иностранных дел СССР и посольства Советского Союза в Афинах. Важнейшая роль в афонском вопросе отводилась пополнению монашествующими Свято-Пантелеимонова монастыря, поскольку старение и сокращение числа братии угрожало потерей древней обители и её наследия, прерыванием многовековой традиции русского монашества на Святой Горе. Союзником Русской Церкви в борьбе за Афон стала Болгарская Церковь, столкнувшаяся с аналогичной проблемой в отношении Зографского монастыря. Автор статьи заключает, что нежелание греческой стороны позволить инокам из славянских Поместных Православных Церквей пополнять число братии афонских монастырей имело национальный и политический характер. Греки опасались потерять свою национальную монополию на Святой Горе, видели угрозу в коммунистическом, по их мнению, влиянии со стороны русских монахов.
В библиографическом разделе журнала в статье «Возрождение отечественных традиций общественной мысли. К выходу первого православного учебника по обществознанию» священник Димитрий Лушников и И. Б. Гаврилов рецензируют учебник обществознания, предназначенный для формы бакалавриата в системе высшего духовного и светского образования по направлению подготовки «Теология». Автором учебника является А. В. Щипков — ведущий специалист в сфере философии и социологии религии и межконфессиональных отношений, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор политических наук, кандидат философских наук. Авторы рецензии отмечают, что главная особенность рассматриваемого издания — православный взгляд на общество, обращенность к традициям отечественной религиозно-общественной мысли. В статье показано, что многие положения учебника имеют новаторский характер.
Приобрести журнал «Церковь и время» можно в Книжной палате Патриаршего Черниговского Подворья (ул. Пятницкая, 6/1 стр. 3).
Источник: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Комментировать