Невменяемость

Литература по теме

В этимологическом отношении слово «невменя́емость» связано со словом «вменять». В узком смысле слова «невменяемость» – это состояние человека, при котором он не отдает себе отчета в совершаемых им действиях и поступках, не осознает, к чему они могут в итоге привести. Невменяемость человека может быть обусловлена разными факторами, например, алкогольным или наркотическим опьянением, психическим заболеванием. В ряде случаев невменяемость человека может служить основанием для освобождения его от уголовной или гражданской ответственности за совершенные правонарушения / преступления, проступки. В рамках обиходной речи невменяемостью может обозначаться состояние человека, не адекватное нормальному состоянию здравомыслящих людей, поведение которых соответствует принятым в обществе поведенческим нормам. Синонимами слова «невменяемость» могут выступать слова: ненормальность, безумность, одержимость, помешательство, недееспособность, юродство (внимание! не путать понятия: «юродивый» и «юродивый Христа ради»).

Понятие «невменяемость» образовано через отрицательную частицу «не-» от понятия «вменяемость», которое, как утверждается, было введено в русскую литературную речь российским академиком, астрономом и математиком Степаном Яковлевичем Румовским в 1765 году как аналог французского слова «imputabilité». Французский оригинал имел два смысла: буквальный – «подотчетность» и юридический – возможность несения ответственности перед судом (совр. пер.: вменяемость в вину). Именно в последнем значении понятие закрепилось в российской юридической науке.

Невменяемость в российском праве

Римское право не знало вменяемости / невменяемости как юридических принципов в их современном значении (хотя отдельные специфические режимы ответственности за свои поступки или отсутствия таковой в римском праве допускались: известны отдельные постановления о том, что малолетние (infantes) и умалишенные (furiosus) не несут ответственности за свои поступки). Формирование современного юридического понимания «невменяемости» происходит на рубеже XVIII–XIX вв.

В современной российской юридической науке существует два критерия невменяемости – медицинский и собственно юридический. Медицинский определяется наличием психического или иного болезненного расстройства у человека; юридический – наличием интеллектуального и/или волевого отношения к совершаемому деянию / поступку. Во всех случаях невменяемость определяется судебно-психиатрической экспертизой, если проведение таковой признано судом необходимой и/или целесообразной.

Невменяемость как правовое состояние определяется статьей 21-й УК РФ «Невменяемость».

Невменяемость и юродство

В современной публицистике подчас можно встретить отождествление невменяемости и юродства, что позволяет говорить об их синонимичности на уровне употребления в обыденной, в т. ч. и письменной речи. Однако, в православной антропологии эти понятия не могут быть отождествлены, так как невменяемость – это состояние безумности и помешательства, вызванное или опьянением или врожденной / приобретенной склонностью. В свою очередь юродство (как особая форма христианского делания) – это особый род святости и духовного подвига, предполагающий поведение, подчас внешне похожее на поведение безумного человека, но при этом не обусловленное умственным помешательством.

Первые упоминания о юродстве можно обнаружить у прп. Ефрема Сирина, посещавшего пустыни Египта в 371 г., и в «Лавсаике» епископа Елеонопольского Палладия (420 г., главы «О юродивой девственнице» и «О Питириме»). В отличие от невменяемого человека юродивый прекрасно отдает себе отчет в том, что он делает и говорит, но при этом готов вести себя таким образом, чтобы достигнуть определенных духовных целей – обличения греха, смирения и проч. Образ безумца позволяет юродивому выходить за привычные рамки разумного / неразумного, общественно приемлемого / общественно неприемлемого.
Подобное понимание юродства присутствует в церковной гимнографии: «Безумием мнимым безумие мира обличившая» – так характеризуется подвиг юродства блаж. Ксении Петербургской в посвященном ей тропаре.

Невменяемость и трезвение

Понятие «невменяемость» тесно связано с православным понятием «трезвение». Трезвение в православной традиции это, с одной стороны, духовное бодрствование, а с другой – внимательное отношение к духовной жизни, хранение себя от греховных помыслов, слов и поступков. Таким образом, в рамках христианской аскетики и христианской аксиологии (науке о ценностях), невменяемость, достигаемая через наркотическое, алкогольное или иное опьянение является грехом, нарушающим норму трезвения. Регулярное повторение такого греха способствует развитию греховной зависимости человека от этого вида греха и приводит к формированию в нём греховной страсти.

Невменяемость и одержимость

Невменяемое поведение в православной традиции также может являться признаком одержимости злыми духами (бесоодержимости, беснования). Ее не стоит путать с психическим заболеванием, так как не всякое психическое заболевание имеет непосредственную связь с бесоодержимостью. Провести четкое разграничение одержимости и простой медицинской невменяемости удаётся далеко не всегда, тем более, что одно состояние не исключает другого. Поэтому в ряде случаев желательно, чтобы помощь страдающему от таких состояний человеку могла оказываться и священником, и врачом.

Цитаты о невменяемости

«Невменя́емость (вменять себя ни во что), по учению отцов, состоит в том, чтоб не признавать себя имеющим какую-либо добродетель и какое-либо достоинство. Признание за собой добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое святыми отцами мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя».
свт. Игнатий Брянчанинов

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka