На́вык –
1) умение совершать то или иное действие, сформировавшееся благодаря соответствующим ему упражнениям или приобретенное благодаря соответствующей ему привычке (хорошо развитый навык – умение совершать то или иное действие на уровне автоматизма);
2) привычка (пример: навык ко злу; навык к добру).
Навыки и привычки в духовной жизни
Любой более или менее взрослый человек обладает множеством разнообразных навыков. Простейшие навыки, как правило, касаются обыденных, повседневных потребностей и забот. В области нравственной жизни человек также использует разного рода навыки.
Среди них различают:
1) навыки греховные;
2) навыки, связанные с осуществлением жизни во Христе;
3) навыки, которые в зависимости от условий их употребления, могут применяться как с пользой для нравственности, так и во вред.
В строгом смысле понятие «навык» не тождественно понятию «привычка». Как правило, греховная привычка опасней греховного навыка. Привычка гораздо сильнее подталкивает человека к совершению греха, и для того, чтобы преодолеть обусловленное этой привычкой греховное стремление, следует избавиться от привычки. Греховный же навык может сохраняться на долгие годы, и при этом не оказывать на духовную жизнь христианина столь сильного влияния, как привычка. Дело в том, что греховный навык, как форма умения, не поражает воли человека, как её поражает привычка. Фактор наличия у христианина греховного навыка при определенных условиях может усилить греховное искушение, может облегчить совершение конкретного греха; греховная же привычка проявляется наподобие греховной страсти (правда, не со столь ярко выраженной силой).
Что касается сравнения полезных для духовного преуспеяния навыков с полезными привычками, заметим: выработанные христианином привычки совершать богоугодные дела (регулярно молиться, посещать храмовые богослужения, исповедоваться, причащаться, читать душеспасительную литературу) способствуют его возрастанию возрастом духовным; добрые навыки в этом случае могут играть вспомогательную роль, способствуя лучшему исполнению тех или иных добрых дел.
Не опасен ли добрый навык привычкой к нему, охлаждением чувств к нему?
Нет ничего плохого в обретении доброго навыка, доброй привычки. Постоянство, а не яркость чувств и новизна являются целью возрастания в добродетелях.
Цитаты о навыке
«Злой навык, привычка ко злу, может отнять у нас способность каяться – это должно весьма устрашить нас. Навык, происходящий от постоянного повторения [тех или иных действий], заменяет человеку его собственную природу, так что тот оказывается уже неспособен противиться своей привычке; ее сила превосходит даже естественный закон. В результате, когда привычка начинает господствовать над нами, мы подчиняемся ей и делаемся ее рабами. Свободная воля навсегда теряет свою независимость.
Человек лишается власти над собой, его воля обнаруживает свое бессилие в борьбе с привычкой, всякая попытка вернуть утраченную свободу оказывается тщетной. В противостоянии эта слабость и беспомощность обнажается еще больше. Человек, побежденный злым навыком, живет, поступает и действует как слуга, как подчиненный. Он уже не действует самостоятельно, а повинуется привычке. Голос внутреннего человека, [звучавший] в сердце, заглушен. Привычка обретает над нами тираническую власть: даже если страсти уже утратили свою притягательность, она все равно требует их удовлетворения. Такова привычка, такова ее сила, такова ее деспотия.
Обуздав нас, обретя над нами контроль, она начинает управлять нашими желаниями, определять наши поступки, и поводья уже никогда не выпускает. Это значит, что все потеряно, нет ни малейшей надежды на спасение, не видно ни единого проблеска света. Кто жил во грехе, во грехе и умрет. Поэтому нам необходимо спешить к покаянию, покуда грех не сделался для нас привычкой, ибо потом спасение сделается для нас невозможным».
свт. Нектарий Эгинский
«От всегдашнего упражнения рождается навык; навык обращается в чувство, а что делается в чувстве, то бывает неудобоотъемлемо».
прп. Иоанн Лествичник
Литература по теме
- О навыках свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Навык схиархим. Иоанн (Маслов)
- О причине навыков со стороны их образования Фома Аквинский
- Обычай или навык преп. Иоанн Лествичник
Комментировать