Навечерие – канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и Богоявления. Эти дни называются также сочельниками.
Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как надлежит поститься накануне Богоявления (в Навечерие), если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Значению дня, как особого периода в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник».
Почему навечерие связано именно с праздниками Рождества Христова и Богоявления?
До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы при Крещении в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря было уже в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником.
Зачем понадобилось два названия для одного и того же события?
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво.
Каковы особенности богослужения в навечерие?
Если навечерие Рождества выпадет на седмичный день (кроме субботы и воскресенья), то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) Часы и вечерня с литургией святого Василия Великого.
Если навечерие Рождества Господа Иисуса Христа случится в субботу или воскресенье, тогда великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу совершается вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после чего служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия св. Василия Великого переносится на день самого праздника.
В седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления включает великие часы, изобразительны, вечерню с литургией св. Василия Великого, а после литургии (после заамвонной молитвы) совершается освящение воды.
Если сочельник выпадает на субботу или Неделю (воскресенье), то великие часы служатся в пяток и литургии в этот пяток не бывает, литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день сочельника литургия св. Иоанна Златоуста совершается в свое время, а днем бывает вечерня и после нее водоосвящение.
Литература по теме
- Навечерие Рождества Христова Настольная книга священнослужителя
- Указ о светильнике в навечерие Рождества Христова свт. Иоанн Шанхайский
- Навечерие Богоявления схиархим. Иоанн (Маслов)
- Предпразднство Богоявления Минея праздничная
- Предпразднство Рождества Христова Минея праздничная
Комментировать