По сути покаяние — это упражнение в печали по Богу. Казалось бы, печаль без конца в скором времени оборачивается депрессией. Нет, покаянная печаль связана с радостью. Если мы правильно выполняем это упражнение в покаянной печали по Богу, то мы начинаем отчетливее видеть свои грехи. Это неприятно, и все-таки слава Богу, что мы видим грехи, так мы можем от них избавиться. Грехи и страсти ловко маскируются, их не так-то просто разглядеть. Так что радостно поблагодарим Бога за то, что мы не ослеплены духовно настолько, чтобы не видеть своих грехов.
Мы приносим наши грехи Богу на исповеди, и Господь прощает их. Мы благодарим Бога за милость и великодушие. Благодарение и радость нимало не противоречат покаянному духу.
Печаль по Богу — это плач о своих грехах. Плач этот особый, он рождает радость в душе подвижника[1]. То есть подвижник переходит от печали по Богу к радости по Богу. Подобный чудесный переход от печали до радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь. Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. И об этом Христос предсказал апостолам: Вы печальны будете, но печаль ваши в радость будет (Ин.16:20).
Тема радости очень важна. Есть такая история: однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Коснулись и вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Местный араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться». Взгляд со стороны обнаруживает то, что мы сами плохо замечаем, — смех заменил нам радость. А это замена неравноценная.
Радость гораздо важнее смеха. Смех является лишь одним из проявлений радости, а не самой радостью. Часто человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо натренированная улыбка «успешного человека» тоже на месте, а радости не видно — глаза-то грустные. А радость порой проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте. Радость может проявляться и в слезах.
Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще оно выражается в плаче над собой.
Читая Евангелие, люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые делают вывод: будем подражать Господу — смеяться не будем, вместо смеха у нас пусть будет плач. И они погружаются в безысходный траур. На сколько невнимательно эти люди читают Евангелие! Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды: Возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам (Лк.10:21). Здесь в словах Господа о мудрых и разумных слышна тонкая ирония. Эти люди сами себя называли мудрыми[2], они были мудрыми в глазах своих (см. Притч.26:12).
Своим ученикам Христос дает светлую отраду даже во время гонений на веру: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк.6:21-23). Христос нигде не осуждает смех как таковой. Святитель Филарет Московский поясняет, что если всех осуждать за смех, то будет некому дать блаженство за слезы; смеющиеся, которых осуждает Евангелие, эхо люди, для которых чувственное удовольствие стало целью всей деятельности; и не всякие слезы составляют духовный плач, ибо плачут даже звери. Вывод: Евангелие осуждаѳт такой смех, который является выражением страстной привязанности к удовольствиям.
Конечно, возникает вопрос: «Как радоваться, если на душе безрадостное настроение? Кругом плохие новости, много поводов опустить руки, и хотел бы порадоваться, да не выходит». Что ответить? Апостол говорит, что «смехотворство нам не подходит, нам приличнее благодарение» (см. Еф.5:4). Подлинной радостью наше сердце наполнит благодарение. К благодарению христианин может относиться как к духовному упражнению.
Как побудить себя к радости? Духовно опытные люди говорят о заповеди любить Бога и ближнего: если не чувствуешь в себе этой заповеданной нам Христом любви, твори дела любви. И от этого аскетического понуждения себя на дела любви понемногу в душе пробудится любовь. Любовь подобна огню, если в огонь не подкладывать дрова, он потухнет. Если любить и не творить дела любви, то любовь понемногу угаснет. Что такое дела любви — всем понятно: деятельная помощь любимому человеку, забота, бережное отношение и ласковое слово, сопереживание в горе и радости... Подобным образом можно побуждать себя и к делам радости, и радость придет.
Не стоит притворяться, что радуешься. Будем пробиваться к радости через дела радости. А в чем состоят дела радости? После исповеди поблагодарить Бога за возможность принести покаяние — ведь покаяние не тяжелая заунывная обязанность, а счастливая возможность расстаться с тяжкими грехами. Искреннее покаяние открывает нам Божию всепрощающую милость и человеческую радость, столь желанную. Поблагодарим Бога за пищу и питье, за ночной отдых, за начало нового дня, еще одного, подаренного нам Господом. Поблагодарим и за выздоровление после болезни, и за любое добро, присутствующее в нашей жизни. Так, благодаря Бога и людей, мы научаемся радости. Тут примером пусть нам послужат дети — то, как они умеют радоваться даже пустякам.
А еще есть и такое упражнение — найти случай, чтобы порадовать другого человека. Если это удалось, то тот, кому подарили радость, сияет так, что в лучах этой радости и сердца окружающих согреваются сами собой. Ну а тот, кто сумел порадовать, благодарит Бога за это доброе дело, потому что всякий благой дар — от Творца. Если стараться замечать то хорошее, что есть в нашей жизни, и не забывать о благодарности Богу, радости и света в нашей жизни станет больше.
Свящ. Павел Сержантов, свящ. Вячеслав Фомин. Как аскетика помогает нам в повседневной жизни. Издательство Сретенского монастыря, 2023.
Примечания
[1] Святитель Феофан Затворник отводит особое место печали по Богу, подчеркивая ее созидательный характер. Помимо нее он объясняет покаяние через другие покаянные чувства: чувство виновности, стыд, сожаление о грехах. См.: Феофан Затворник, свт. О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 119-120.
[2] Евр. хахами́м.