Начало

Литература по теме

Нача́ло

1) исходная точка истории существования мира, течения времени; то, в рамках чего сотворена первооснова видимого мира;
2) Причина Бытия Сына и Святого Духа, соотносимая с Безначальным Отцом; Бог Отец.

Слово «начало» в Библии употребляется по меньшей мере в трёх значениях. Сравним три текста: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1); «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1); «Начало благовестия Иисуса Христа [Сына Божия]» (Мк.1:1).

В этих трех текстах три разных смысла. Каково значение «начала» в первом случае? Здесь «начало» довременное, но тварное. В Евангелии же от Иоанна говорится о «начале» вневременном и нетварном, а в Евангелии от Марка — о «начале» тварном и временном.

***

1) О том, что мир имеет начало, сообщается в первом стихе Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

В соответствии с убеждением ряда отцов Церкви, недопустимо считать, будто начало Творения, о котором говорится в первом библейском стихе, имело хоть какую-то протяженность во времени. По строгому счёту, это исходное начало нельзя отождествлять даже с краткосрочным мгновением, ведь любой временной интервал, даже миг, может быть разделён на отдельные промежутки, а значит, имеет начало, середину и конец. Принимаемое же в строгом значении слова «начало» не предполагает последовательного чередования и сменяемости одних фаз другими. В противном случае начало бы состояло из множества членов деления или частей, каждая из которых, в свою очередь, имела бы начало, середину и конец. Трудно представить, что это было бы за исходное начало, если бы оно складывалось из бесчисленного множества начал, середин и концов.

«Как начало пути ещё не путь, и начало дома ещё не дом, так и начало времени ещё не время, а даже и не самомалейшая часть времени — пишет святитель Василий Великий... — И кто делит начало надвое, тот из одного начала сделает два начала» (Беседы на Шестоднев. Беседа 1).

Начало мироздания для нас неизъяснимо. С большой долей условности можно сказать, что оно представляло собой неуловимую грань между не сущим и сущим. Началу предшествовала вечность, а само оно послужило точкой отсчёта течения времени. В рамках этого зиждительного начала Бог произвел из ничего первооснову видимого мира, обустройство которого происходило уже в условиях времени, в продолжении шести Творческих Дней (Быт.1:31).

Именно «в начале» было сотворено «необразное вещество» (Прем.11:18). По замыслу Божию, оно заключало в себе надлежащие потенции к дальнейшему упорядочению и видообразованию, актуализированные, затем, действием Божественного всемогущества. Собственно первовещество и явилось материальной основой для созидания всех прочих веществ и того, что составилось из веществ ).

По рассуждению святителя Григория Нисского, в начале миробытия «и поводам, и причинам, и силам всех существ вдруг и в одно мгновение положил Бог основание... Когда же могуществом и премудростью положено основание совершению каждой из частей мира, последовал за сим необходимый ряд в известном порядке» (О Шестодневе).

В этом понимании небо и земля, о которых говорится в первом библейском стихе (Быт.1:1), указывают не на обустроенный и оформленный космос, а на крайние пределы того, что впоследствии было охвачено небом и землей (включая, конечно же, и само небо и землю), на всю совокупность произведенных впоследствии вещей.

Согласно другой интерпретации, словом «небо» (Быт.1:1) обозначается ангельский мир (ср.: свт. Николай Сербский. Библейские темы: Ангелы — наши старшие братья)

Впрочем, эти трактовки легко согласуются. Так, если первая располагает к тому, что основа нашего мира обозначена в Священном Писании выражением «небо и земля», то вторая соотносит указание на неё только со словом «земля». Поводом для такого направления мысли может служить замечание о первоначальной неустроенности земли, при том, что относительно неба подобного замечания не приводится: «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1:2) (Впрочем, некоторые отцы полагали, что ангельский мир был создан в первый День Творения).

2) Как известно, Бытие Божие не имеет начала во времени, и в этом отношении Бог — безначален. Однако, что касается причинности Бытия двух Лиц Пресвятой Троицы — Сына и Святого Духа, — Они имеют Начало в Отце: Отец извечно рождает Сына и изводит Святого Духа. С этой точки зрения уместно говорить, что Сын и Святой Дух имеют начало, то есть причину Своего Бытия в Отце, равно как уместно утверждать, что Отец — Начало (Причина) Бытия Сына и Святого Духа. Отец же является и Началом Божественного действия.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka