Многоглаголание

Литература по теме

Многоглагола́ние

1) чрезмерная, необоснованная и неоправданная избыточность слов и выражений при изложении какой-либо мысли, идеи, концепции, рассказа, повествования; многословие;
2) богословское понятие, имеющее негативный оттенок, сближающееся по смыслу с понятиями: «празднословие», «пустословие».

Почему многоглаголание сопоставляется с празднословием?

Празднословие есть форма беседы, «проповеди», разговора, бессмысленного и бесцельного в отношении нравственной пользы. В аскетической литературе празднословие нередко отождествляется со грехом.

Почему? Ведь, казалось бы, хочет человек поговорить, ну пусть поговорит?

Способностью общаться при помощи слов человек принципиально отличается от животных. Именно поэтому все они вкупе, в отличие от человека, именуются бессловесными существами, тогда как человек – словесным существом.

Умение выражать мысли при помощи слова высвечивает в человеке Божественный образ. Дар слова – Божественный дар. Стало быть, регулярно осуществляемые бессмысленные разговоры могут рассматриваться как пренебрежение этим Божественным даром.

Не секрет, что у некоторых людей время, расходуемое на бесполезную болтовню (в том числе, по служебному телефону), может отнимать ежедневно по несколько часов. Причём, часто такой человек бывает не в состоянии выкроить даже и несколько свободных минут для чтения душеспасительной литературы, молитвы, посещения храма, наконец, для воспитания детей.

Нередко пустые, бессодержательные беседы (беседы ради беседы) служат поводом и питательной почвой для создания и распространения слухов, сплетен и клеветы. При таком положении вещей грех празднословия соединяется с грехами злословия и лжесвидетельства.

Даже, казалось бы, столь возвышенные темы, как темы, связанные с затрагиванием богословских вопросов, в устах пустослова могут быть осуждены судом Правды Божьей, как грех употребления имени Божьего всуе. Если же в процессе говорения будут искажены истины о Боге или его святых, ему будет вменен грех богохульства или святотатства.

Имея в виду ту опасность, которая таится в привычке к многоглаголанию, Божьи подвижники предупреждали, что многоглаголание может служить человеку сетью, соблазном и претыканием. Иногда, предупреждали они, оказавшись в сообществе, где ведутся праздные разговоры, бывает благоразумнее – просто молчать или вовсе уйти.

Сам Господь, вразумляя действительных и потенциальных последователей, говорил относительно празднословия: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37).

Цитаты о многоглаголании

«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен».
Прит.10:19

«После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения. Не свидетельство ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя окраденною?»
прп. Никодим Святогорец

«Три золотых правила языка:
– Думай, что говоришь.
– Не говори того, чего не думаешь.
– Не всё, что думаешь, говори».
протоиерей Артемий Владимиров

«При кротости, для истинного достоинства женщины требуется еще и молчаливость. Это свойство еще менее, чем кротость, согласно с духом нашего времени. Скажут, что это опять отзывается отчуждением женщины от общества, обречением ее на молчание. Но молчаливость есть особенная осторожность в слове, а не постоянное молчание. Это свойство женщины делает ее сосредоточенною, ко всему внимательною, наблюдательною, осторожною, способною изучать людей и верно определять свое место и значение между ними; тогда как излишняя говорливость, обнаруживая тайны ее сердца, делает ее предметом праздного любопытства, а иногда и жертвою человеческой хитрости».
архиепископ Амвросий (Ключарев)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka