Ма́сленица –
1) восточнославянский народный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим Постом;
2) народное название Сырной седмицы.
Для православных христиан Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к посту.
Считается, что аналогом славянской Масленицы у западноевропейских народов является карнавал или мясопуст. Празднование масленицы приурочено к началу Великого поста, и длится неделю, предшествующую посту.
Нередко празднование Масленицы совершается с нарушением подлинно христианских представлений об образе подготовки к Великому посту, сопровождается разнузданностью, сомнительными игрищами (прыжками через костёр, сбрасыванием с горы горящего колеса и пр.), чрезмерным весельем, непристойными песнями и танцами, обильным потреблением пищи. Нередко наиболее разгульным характером отличаются празднования, совершаемые в последние масленичные дни.
Масленица – это языческий праздник?
Среди дореволюционных и советских исследователей было распространено мнение, что традиция праздновать Масленицу восходит к языческим временам дохристианской Руси. Известна версия, согласно которой, у балтийских славян была богиня зимы и смерти Марена (Морана), чучело которой якобы уничтожалось во время весеннего празднования в знак победы над ней. Такую версию можно встретить и в дореволюционной православной литературе (например, у протоиерея Григория Дьяченко), однако представление о такой богине у славян не подтверждается историческими данными.
Одно из популярных толкований масленицы, как праздника проводов зимы у древних славян, является не более чем догадкой, которая не имеет серьезных оснований. Против этого толкования говорит, в частности, то, что масленица каждый год отмечается в разные даты (с разбросом дат вплоть до месяца). Кроме того, масленица исторически сначала встречалась, а в конце недели – провожалась.
Слово «масленица» впервые упоминается в XVI веке в дипломатической переписке Ивана Грозного. Масленица была народным празднованием периода подготовки к Великому посту, которое не во всем соответствовало нормам христианского благочестия. Как было отмечено выше, подобное празднование было известно и у других народов (хотя на Руси оно отмечалось с особенным размахом). Однако версия о языческом происхождении масленицы не имеет серьезных оснований.
Доктор филологических наук А.Б. Мороз говорит об этом следующее: «Как и любое явление, бытующее в народной культуре и вне исключительно церковной традиции, Масленица, естественно, состоит из разных компонентов. Что касается языческого праздника, то нет никаких оснований, ни малейших оснований утверждать, что это собственный языческий праздник, который существовал до принятия Русью христианства и вообще каким-то образом в язычество уходит. Естественно, что здесь есть некоторое переосмысление того, что предлагает Церковь. Соответственно, начало поста, который в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, естественно, что перед началом поста необходимо съесть как можно больше и как можно более сытного, чтобы в течение поста не голодать. Этот механизм, лежащий в основе переосмысления мясопустной недели, конечно, ничего общего с христианством не имеет, но вместе с тем продиктован он, разумеется, христианством. Что касается более древних корней, которые, вероятно, восходят к каким-то ранним, дохристианским обрядам, то здесь можно только гадать, ничего определенного нет. Пожалуй, главное, что говорится по поводу Масленицы и в чем, собственно, понимается языческая суть масленичных обрядов, это изготовление чучела и его сжигание. Но никогда это не понималось, как изготовление какого-то идола и в дальнейшем его сожжение. По всей видимости, это имеет некоторые игровые корни, вероятно, это связано с какими-то, разумеется, нехристианскими верованиями. Но, в общем и целом, да, разумеется, это не есть, собственно, христианский обряд, но в той же мере и не является совершенно языческим».
Существует мнение, что масленичное чучело в христианской культуре – это символ ветхости, греховности. Его сжигание – преодоление «ветхого человека» и, тем самым, преодоление смерти.
Популярные атрибуты масленицы (чучело, блины и др.) стали восприниматься как неотъемлемая часть празднования только в советское время.
Разве блины не являются символом солнца?
Блины долгое время не были неотъемлемым атрибутом масленицы и они не ассоциировались с солнцем, не были золотистыми, так как раньше выпекались из другой муки. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что традиция печь на масленицу блины якобы была связана с солярным культом и они символизировали солнце.
Как православному христианину следует относиться к празднованию масленицы?
Сырная седмица в богослужебных текстах рассматривается как «преддверие Божественного покаяния» и «светлое предпразднство воздержания». В связи с этим, свт. Тихон Задонский в одной из проповедей говорит о том, что «христианам, как истинным сынам Церкви, должно в ту седмицу намного воздержнее во всем поступать, нежели в предшествовавшие дни, хотя такое воздержание и всегда похвально». В одном из песнопений этой седмицы содержится такой призыв: «…постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством». Таким образом, православному христианину, в этот период, как и в любой другой, следует сохранять себя от чревоугодия, пьянства, безудержного веселья и распутства. Свт. Тихон Задонский свидетельствует, что «тот, кто масленицу в вышеописанных бесчиниях провождает, тот явным преступником Церкви бывает, и как бы упорно против нее стоит, и показывает себя недостойным и имени христианского».
Масленичная седмица заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что должно особенным образом располагать верующего человека к покаянию и воздержанию от всякого зла.
Цитаты о масленице
«Не ходи на собирающиеся гульбища, кулачные бои, толпы и хороводы для шутки и пустых развлечений; не ходи на святочные игрища; также и прочих греховных забав удаляйся».
свт. Димитрий Ростовский
Литература по теме
- Масляничать Толковый словарь В.И. Даля
- Масленица свт. Тихон Задонский
- Седмица сырная (масленица) Настольная книга священнослужителя
- Масленица – время веселия или подготовки к посту? иерей В. Коржевский
- Масленица С.В. Максимов
- Масленица Н. Дубровский
- Популярные мифы про масленицу свящ. Георгий Максимов
- Рецепты блинов Азбука рецептов
Комментировать