Грехопаде́ние — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира.
Как произошло грехопадение первых людей?
Известно, что Бог, обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад (Быт.2:15).
Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал заповедь, сообщив о последствиях возможного ослушания: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17).
Но диавол, будучи клеветником и завистником, имея желание навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене посредством змея (по некоторым толкованиям, в образе змея), чтобы хитростью и обманом ввести её в соблазн и побудить нарушить эту заповедь, и завел разговор: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт.3:1). На что Ева ответила: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:2-3). Ответ Евы на вопрос диавола, свидетельствует, что первым людям было хорошо известно, как они должны пользоваться плодами райских деревьев (Быт.3:2-3). Слова Евы: «и не прикасайтесь к ним» (т. е. к плодам древа познания), чего Бог не говорил, интерпретируется некоторыми исследователями как свидетельство, что в отношениях с Богом первых людей уже присутствовал элемент страха. Диавол же, устами змея, сказал «жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5).
Формально, он предложил Еве то же, что и Господь — уподобление Богу, ведь и Бог призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Однако между призывом Создателя и предложением диавола — принципиальная разница.
Единственный путь к богоуподоблению — тот, в основе которого лежит самоотверженное послушание Богу, стяжание святости: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). Этот путь не только нельзя пройти разом и вдруг, он вообще не имеет конца, ведь Бог — беспределен в Своих совершенствах. В богослужебных текстах встречается указание на то, что вкушение от древа познания стало злом из-за несвоевременности (см.: Канон на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, песнь 7-я, тропарь 2). Свт. Григорий Богослов поясняет эту мысль подробнее: «Древо же познания не было ни худо в начале насаждено, ни завистливо запрещено; но оно было полезно вовремя вкушаемое; созерцанием было это растение, как мое созерцание, приступить к которому было бы безопасно только людям более совершенным, а более простым и имеющим еще сластолюбивое желание не хорошо, как и твердая пища не полезна нежным и нуждающимся еще в молоке».
Диавол предложил человеку прямо противоположное: средство мгновенного богоуподобления и независимость от Творца. Ведь если бы человек, отведав плодов, и действительно стал бы как бог, то Бог стал бы ему больше не нужен.
Адам и Ева, знавшие в чём состоит добро и зло, тем не менее, ослушались Бога. Вместо того, чтобы отвергнуть искушение сразу же, Ева, а затем и Адам, проглотили наживку, поверили лжи и отвергли Бога. В этом и усматривается глубина их греха. Тот, факт, что они не имели предварительного опыта соприкосновения с коварством, не оправдывает их. Ведь Господь сделал всё, чтобы соблюдение заповеди было для них делом легким и исполнимым.
Во-первых, эта испытательная заповедь носила отрицательный характер, то есть не обязывала к трудному, обременительному действию, а запрещала нетрудное. Наложив запрет на вкушение плодов только с одного дерева, Бог разрешил питаться плодами с многих других деревьев, так что недостатка в хорошей и вкусной пище прародители не испытывали.
Во-вторых, как заметил святой Ефрем Сирин, «Бог не дозволил сатане послать… к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима. Или Херувима. Не дозволил также сатане и самому прийти в Едемский сад в образе человеческом или божественном… Дозволено же было прийти к ним змию, который, хотя хитер, но безмерно презрен и гнусен. Змий, приступив к людям, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел: предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами, потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить» (Толкование на книгу Бытия, гл. 3).
После вкушения плода произошло то, что предсказал диавол: «откроются глаза ваши» (Быт.3:5). Глаза у них действительно открылись. Но в чем это выразилось? «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт.3:7). Но неужели раньше они не замечали, что наги? Замечали, но раньше, пока еще не были повреждены грехом, они не ощущали в себе беспорядочных плотских проявлений. Если до падения первые люди бесстрастно созерцали красоту своих тел, ибо жили с Богом – источником этой красоты, то, после – иначе. Кроме того, по мысли свт. Андрея Критского, удалившись от Бога, они увидели, насколько слабы и беззащитны они сами по себе.
Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и другие последствия совершенного ими греха. Они попытались спрятаться от всеведущего Бога «между деревьями рая» (Быт.3:8). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт.3:9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт. 3:13), побуждали их к покаянию. Однако вместо того, чтобы покаяться, первые люди стали искать оправдания. Ева переложила ответственность на змея, а Адам – на жену и, косвенно, на Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Прародители не воспользовались возможностью покаяния, что пошло бы им на пользу. В ответ Господь определил им наказание за совершенный грех.
Божественное определение начинается с обращения к змею, через которого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). Свт. Иоанн Златоуст ответил на справедливый вопрос, почему невинное животное было наказано, хотя служило только орудием для диавола. Это недоумение разрешается сравнением Небесного Отца с отцом, у которого убили любимого сына: «Наказывая убийцу своего сына, он ломает нож и меч, которыми тот совершил убийство, и разбивает их на мелкие части», тоже самое происходит и с орудием диавола. Блж. Августин считал, что Бог в данном случае обращается не к змею, а к диаволу и проклятье относится именно к нему. Обратившись к Еве, Господь сказал ей: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Таким образом, наказанием для женщины стали тяготы деторождения, подчинение мужу и зависимость от него.
Адаму Господь предсказал тяжкий труд и телесную смерть: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19).
Господь облек людей в кожаные ризы и выгнал их из рая, чтобы человек возделывал «землю, из которой он взят» (Быт.3:23). Покинув рай, человек потерял доступ к древу жизни, дающему бессмертие (Быт.3:22). Свт. Филарет Московский поясняет: «Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания, и для того, чтобы как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола. Преткнувшись на пути жизни, он должен идти безопаснейшим путем внутреннего и внешнего умерщвления».
Первые люди были изгнаны из рая в надежде на обетование «семени» жены, то есть Спасителя (Быт.3:15), благодаря Которому, на земле появится новый рай – Церковь Христова.
Почему наказание за один проступок было таким суровым?
Как уже было сказано выше, заповедь была необременительна, и исполнить ее не составляло труда. Кроме того, святые отцы отмечают, что в первом грехе «открылась сущность всякого греха вообще, начало греха, природа греха, альфа и омега греха» (прп. Иустин Челийский). Первый грех был осознанным бунтом против Бога. Как пишет св. Августин, «здесь и гордость, ибо человек возжелал быть более в своей власти, нежели в Божией; здесь и хуление святыни, ибо не поверил Богу; здесь и человекоубийство, ибо себя подверг смерти; здесь и духовный блуд, ибо непорочность души нарушена соблазном змия; здесь и кража, ибо воспользовался запрещенным плодом; здесь и любовь к богатству, ибо возжелал более, чем ему было достаточно. <…> Заповедью Божией было лишь запрещено есть с дерева, и потому грех выглядит легким; но каким его великим посчитал Тот, Который не может обманываться, достаточно видно из степени наказания».
Также следует отметить, что во временных наказаниях, наложенных Богом на людей, можно видеть целебное лекарство, которое должно исцелить гордое сердце человеческое. Сама телесная смерть служит человеку постоянным напоминанием о своей ограниченности и зависимости от Бога, предостережением от грехов, а также позволяет грешнику не превратиться в «демона» из плоти и крови, если он не пожелает противостоять греху.
Последствия грехопадения
Грехопадение привело к страшному результату:
- разладились отношения человека с Богом,
- человека с человеком,
- человека с окружающим миром;
- разладился сам человек, сделавшись тленным и смертным, склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию демонических сил.
Подробнее см. Последствия грехопадения.
Так как Адам и Ева подверглись порче и по душе и по телу, то и дети от них не могли родиться без этой порчи. От человека испорченного может родиться только испорченное (1Ин.3:9; Ин. 3:6). Эта наследственная порча передается через рождение от первых людей детям и всему их потомству. Она известна как первородный, или наследственный, прародительский грех. См. Первородный грех.
Однако искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, делает возможным прощение и примирение с Богом всякого кающегося грешника, уничтожая все его грехи.
Цитаты о грехопадении
«Для чего же вначале Бог дал (Рай)? Для того, чтобы показать Свое человеколюбие и то, что Он готов всегда возвести нас в большую честь, но что мы сами виною всех наказаний и мучений своих, лишая себя, по беспечности, данных нам благ. И вот, как любящий отец вначале позволяет сыну своему жить дома и пользоваться всем отцовским; когда же увидит, что сын от этой чести стал хуже, лишает его стола и удаляет от своего лица, а часто выгоняет и из самого дома отцовского, чтобы он, по изгнании, сделавшись лучше от этого позора и бесчестия, показал себя достойным опять возвратиться (в дом) и получить отцовское наследство: так сделал и Бог. Он дал человеку Рай, но, когда человек оказался недостойным, изгнал его, чтобы он, живя вне (Рая) и в бесчестии, сделался лучше и благоразумнее, и затем оказался достойным возвращения».
свт. Иоанн Златоуст
«Из всех христианских доктрин, грехопадение – единственная, доступная непосредственному наблюдению. Как сказал Гилберт Кийт Честертон, “Если правда (как оно и есть), что человек может получать изысканное наслаждение, сдирая шкуру с кошки, то приходится отрицать, либо Бога, как атеисты, либо нынешнюю близость Бога и человека, как христиане”. В самом деле, если мы признаем реальность Истинного Света (а, напомню, любая апелляция к совести и нравственности потеряет всякий смысл, если ее не признавать), нам остается только признать реальность нашего отпадения – и как человеческого рода в целом, и как отдельных людей».
С.Л. Худиев, православный апологет
«Ни один языческий народ не хранит предания, которое отвергало бы предания всех других народов о первоначальном блаженстве прародителей и о последующей утрате его чрез грехопадение. Ни один народ не верует, чтобы вначале люди были подвержены страданиям, скорбям, болезням, смерти, а потом стали блаженствовать и наслаждаться счастьем. Следовательно, приведенные нами предания народов суть единогласное свидетельское показание всего человечества и потому дает нам право на следующее заключение:
1) что вначале люди жили в раю и блаженствовали, но потом, оскорбив Бога нарушением Его заповеди, они стали в противоречие как с собственною природою, так и с Божественным планом мироздания, и потому не только утратили свое первоначальное блаженство, но и были наказаны Богом, чем и объясняется появление и распространение зла в мире;
2) что сами прародители сообщили своим детям, внукам, правнукам и т. д. как о своем первоначальном блаженстве, так и о своем падении, и таким путем предание об этом переходило из уст в уста, из поколения в поколение, пока не дошло до тех народов, от которых оно стало известно уже и нам.
Что к этому первоначально совершенно истинному преданию, по временам, примешивались грубые и чувственные представления позднейших поколений, это совершенно понятно, и этим вполне объясняются те вариации, который мы встречаем в народных преданиях, при полном согласии относительно существенных черт передаваемых событий».
протоиерей Тимофей Буткевич
«Возможность падения Адама скрывалась в свойстве свободы ограниченной; переменить это свойство значило бы или конечное возвести на степень бесконечного, или же отнять у конечного лучшее преимущество».
свт. Филарет (Гумилевский)
Литература по теме
- О падении первозданных свт. Иоанн Златоуст
- Грехопадение первых людей свт. Филарет Московский
- Грехопадение и его последствия прот. Олег Давыденков
- Грехопадение Д.В. Новиков
- Грехопадение прародителей архим. Алипий, архим. Исайя
- Грехопадение человека преп. Максим Исповедник
- О грехопадении человека свящ. Иоанн Арсеньев
- Беседа о грехопадении прот. Серафим Слободской
- Грехопадение человека прот. Александр Геронимус
- В чем согрешили Адам и Ева диакон Андрей
- Предания народов о грехопадении первых людей, как источник зла в мире прот. Тимофей Буткевич
- О грехопадении человека прот. Олег Стеняев
- Бог и творение. Грехопадение митр. Антоний Сурожский
Комментировать