Ага́па (греч. ἀγάπη; [ага́пэ]). Греческое слово ἀγάπη означает любовь – главную христианскую добродетель; также Ἁγάπη употребляется как женское имя (в частности, имя одной из трех христианских мучениц) и как имя Бога в богословской литературе (Бог есть любовь = ὁ θεὸς ἀγάπη ἐστίν (1Ин.4:8))
В литургической и исторической литературе термин «Агапа» обозначает общую трапезу христиан первых веков, которая также называлась «вечерей любви». Это название по отношению к трапезе впервые встречается в Послании апостола Иуды: Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (ἐν ταῖς ἀγάπαις ὑμῶν); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя (1:12). Распространено мнение, что агапы возникли как подражание практике совместных трапез, которая была отличительной чертой общественного служения Иисуса Христа. Также агапы устраивались христианами в воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Достаточно часто до середины II века в состав агапы входила Евхаристия; на этом раннем этапе в писаниях мужей апостольских термины «агапа» и «Евхаристия» употребляются как синонимы.
Подтверждение этому видим уже в Новом Завете. В книге Деяний неоднократно говорится о трапезах первых христиан, во время которых совершалась Евхаристия (Деян.2:42, 46; 20:7). Хорошо известно описание агапы, которое приводит апостол Павел в 1Кор.11:20-34. Считается, что эта «вечеря любви» начиналась Причащением Телом Христовым, после чего следовало вкушение обычной пищи, в конце причащались Кровью Христовой. Такой порядок соответствует описанию Тайной вечери у евангелиста Луки (Лк.21:17-20); также интересно, что следы такой практики имеются в памятнике III века «Апостольское предание», в котором описана крещальная литургия и сказано, что новокрещеные после Причащения Тела Христова вкушают воду, молоко и мед и только после этого подходят к чаше с вином – Кровью Христовой (см. сщмч. Ипполит Римский. Апостольское предание)
После середины II века происходит отделение агапы от Евхаристии. Главная причина – появление практики причащаться натощак и перенесение Евхаристии вследствие этого на утреннее время, тогда как агапу продолжали совершать вечером. Однако этот процесс происходил в разных местностях в разное время (например, в Александрии практика совершения Евхаристии после вечерней трапезы сохранялась до V века). Уже на рубеже II–III вв. термины «Евхаристия» и «Агапа» в большинстве памятников различаются.
В это время (в конце II века) появляется новый вид агап – поминальные трапезы в честь мучеников или в честь усопших. Параллельно с этим агапа становится видом церковной благотворительности: агапы устраиваются для бедных христиан (особенно отмечается участие вдов в агапах). При этом богатые христиане могли организовывать подобные вечери, но сами не были обязаны в них участвовать. Для соблюдения благочиния требовалось обязательное участие в агапе одного из клириков (иногда епископа). К участию в агапе допускались только крещенные; оглашенные в агапах не участвовали, но им посылали «хлеб заклинания» (Апостольское Предание, гл. 26, 28).
Стоит отметить высказывание Климента Александрийского об агапах: Агапы – «прекрасное спасительное учреждение Логоса… Агапы поистине небесная пища, пиршество Слова (ἑστίασις λογικὴ)… И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небесах… Агапы – дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на любовь оживляющим образом, они – предчувствие радости вечной».
В то же время уже источники III века упоминают различные проблемы, связанные с поведением отдельных людей во время агап: чрезмерное вкушение пищи и вина, крики, болтовня, пустой смех. Во многом эти злоупотребления стали причиной осуждения отцами IV–V вв. практики проведения агап. В итоге на Востоке агапы к концу IV века в целом выходят из практики; на Западе они сохранялись дольше и окончательно были запрещены в VIII веке.
Считается, что на смену агапам пришли иные формы церковной благотворительности: Об этом пишет историк Церкви Э. Постнов: «Если, с течением времени, общение в имуществе и общие трапезы прекратились, вследствие умножения числа верующих, то взамен того, всякого рода вспомоществования христиан друг другу получили самое широкое развитие. Странники, путешествовавшие из одной церкви в другую, бедные, больные, старые, вдовицы, сироты и все страждущие – все находили себе помощь и поддержку у христиан».
Цитаты об агапах
«Центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения».
М.С. Желтов
Церковные каноны об агапах
11-й канон Гангрского собора содержит анафематствование презирающим вечери любви (агапы).
74-й канон Трулльского собора о запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
27-й канон Лаодикийского собора о том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.
28-й канон Лаодикийского собора о запрете совершать агапы в храмах.
Литература по теме
- Толковый Типикон
- Агапа Богословско-литургический словарь
- Агапы Византийский словарь
- Агапы или вечери любви в древнехристианском мире Петр Соколов
- Евхаристия и Агапы архим. Киприан (Керн)
- Вечери любви у древних христиан (агапы) прот. Григорий Дьяченко
- Лекции по Исторической Литургике Виктор Алымов
- Об отделение агап от Евхаристии еп. Гавриил (Голосов)
Комментировать