Люцифе́р (от лат. lucifer — светоносный, денница (Ис.14:12)) — одно из имён сатаны, дьявола, указывающее на то, что в своём первозданном состоянии он обладал многими ангельскими совершенствами.
Основой для появления такого наименования сатаны стал текст из книги пророка Исаии, который содержит обличение царя Вавилонского (14 глава). Говоря о времени, когда Господь помилует народ Израиля, пророк предсказывает гибель его угнетателей. Господь накажет нечестивого царя, от его падения все будут радоваться, и даже ад придет в движение, чтобы встретить его. Обитатели ада встретят его насмешками. Вместе с тем некоторые отцы Церкви допускали или даже питали уверенность, что часть слов этого пророчества относится к диаволу, к его падению и низвержению с небес, например: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15). В латинском переводе этого текста в качестве эквивалента славянского слова «денница» использовано слово «lucifer» (люцифер). Это обстоятельство и привело к широкому использованию данного слова. Именование сатаны Люцифером (светоносным) указывает на его совершенство и величие, которыми первоначально наделил его Бог: тогда, до своего падения, он был еще добрым ангелом.
В Евангелии Господь Иисус Христос говорит ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк.10:18-19). В тоже время новозаветные авторы сопоставляли ожидаемое верующими Второе Пришествие Христово с воссиянием утренней звезды (φωσφόρος, lucifer) в их сердцах (ср.: 2Пет.1:19). В Откровении Иоанна Богослова, говорящем о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда (греч. — ἀστήρ, лат. — stella) светлая и утренняя» (Откр.22:16). Один из тропарей второй статии утрени Великой Субботы относит ко Христу такие слова: «Зашел еси под землю, Светоносец (φωσφόρος) правды, / и мертвыя якоже от сна воздвигл еси, / отгнав всякую тьму сущую во аде». Таким образом, это именование равно приложимо к Иисусу Христу и к сатане в разных контекстах.
Примечательно толкование св. Августина на текст Ин.1:15 («Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня»). Святитель упоминает пророческий стих псалма, где говорится «...из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс.109:3), и дает такое объяснение: «Тот, Кто рожден прежде денницы, Сам всех просвещает. Денницей же именуется тот, который пал, ибо он был Ангелом, а стал диаволом, и в Писаниях сказано о нем: Упал ты, денница, сын зари! (Ис.14:12). Почему денница? Потому что, будучи просвещен, он сам давал свет. Почему же он стал темным? Потому что не пребывал он в истине (ср. Ин.8:44). Стало быть, Он был прежде светоносного, прежде всякого просвещенного, ибо ведь необходимо, чтобы прежде всякого просвещенного был Тот, от Кого просвещаются все, кто могут быть просвещены».
Литература по теме
- Люцифер проф. С.С. Аверинцев
- Злые духи и их влияние на людей игумен Марк
- Сатанизм. Библейский опыт осмысления проблемы прот. Олег Стеняев
- Отпадение Денницы и Ангелов от Божественной жизни в самолюбие свщм. Александр Миропольский
Комментировать