Уильям Лейн Крейг
Христианский взгляд на гомосексуальность

Эта статья появилась, как результат искреннего желания разобраться, является ли гомосексуальный образ жизни безнравственным. Впервые она была опубликована в сборнике «Трудные вопросы, настоящие ответы» (Hard Questions, Real Answers (Wheaton, Ill.: Crossway, 2003)). Медицинские данные предоставил доктор Питер Мэй (Dr. Peter May MRCGP, 2019).

Одна из наиболее взрывоопасных и важных тем, с которыми сегодня приходится сталкиваться Церкви, — это вопрос гомосексуализма, как альтернативного образа жизни. Церковь не может уйти от ответа на этот вопрос. Противоречие между проблемами ЛГБТ и проблемами религиозной свободы, воплотившееся в деле кондитера из Колорадо, который, опираясь на соображения совести, отказался изготовить свадебный торт с надписью в поддержку однополого брака, а также факт принятия Верховным судом США нового определения «брака», включившего в это понятие однополые союзы, сделали эту тему наиболее заметным, центральным вопросом в американской культуре.

Христиан, отвергающих гомосексуальный образ жизни, постоянно обвиняют в гомофобии, отсутствии толерантности, даже в ненависти. В результате все, что связано с этим вопросом, порождает огромный страх. Некоторые церкви отступили в сторону от исторически присущей христианству позиции, поддерживая и одобряя гомосексуальный образ жизни, и даже рукополагают людей, практикующих его, в священники.

Подобная смена взглядов происходит не только в либеральных церквях. Организация под названием «Обеспокоенные евангельские христиане» (Evangelicals Concerned) представляет собой группу людей, которые по всем внешним признакам выглядят как рождённые свыше христиане, верящие в Библию, но при этом они практикуют гомосексуализм. Они заявляют, что Библия не запрещает гомосексуальную активность, а также говорят о том, что сегодня ее заповеди не имеют веса, поскольку они просто отражают культуру того времени, когда она была написана. Эти люди могут придерживаться очень ортодоксальных взглядов на Иисуса и другие области христианского учения, но при этом думать, что Библия позволяет практиковать гомосексуализм. Мне вспоминается история, которой как-то на конференции поделился один богослов, специалист по Новому Завету, говоря о своём выступлении на одном из совещаний.

— Все очень переживали о том, что ты будешь говорить, — с заметным облегчением произнёс по окончании собрания представитель пригласившей его стороны.

— Почему? – удивился рассказчик. – Ты ведь знаешь, я не страдаю гомофобией!

— О, нет! Они переживали вовсе не об этом, — заверил его собеседник. – Они беспокоились, что ты начнёшь слишком сильно критиковать историческую традицию!

Так кто же мы такие, чтобы говорить, будто эти столь ревностные внешне христиане заблуждаются? А вот это очень хороший вопрос. Кто мы такие, чтобы заявлять, что они не правы? Однако из этого вопроса вырастает ещё более глубокий и важный, на который нам следует ответить в первую очередь: «А существует ли вообще понятие добра и зла?». Прежде чем давать определение тому, что есть добро и что есть зло, необходимо удостовериться в том, что то и другое понятие в принципе существует.

Утверждение основания для добра и зла

Итак, на каком основании мы говорим о существовании добра и зла и о том, что между этими двумя понятиями есть чёткое различие? Традиционный ответ на этот вопрос заключается в том, что моральные принципы исходят от Бога. Бог по самой Своей природе совершенно свят и благ. Он справедлив, полон любви, терпелив, милостив и щедр; все хорошее исходит от Него, являясь отражением Его характера. Совершенная благость Божьей природы в отношении нас приняла форму нравственных установлений (заповедей), устанавливающих наши моральные обязанности. Например, «люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумом твоим и всей силою твоей», «люби ближнего, как самого себя», «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». Все эти поступки считаются правильными или неправильными на основании Божьих заповедей, а Божьи заповеди не являются произвольными, поскольку исходят из Его совершенной природы.

Таков христианский взгляд на добро и зло. Бог, сотворивший мир и нас, чтобы мы познавали Его, действительно существует. Он действительно оставил нам определённые заповеди. На нас действительно возложена моральная обязанность поступать так и не поступать иначе. Мораль – это не продукт воображения. Она реальна. Не исполняя Божьи повеления, с нравственной точки зрения мы действительно становимся виновными перед Ним и нуждаемся в Его прощении. Проблема не в том, что мы испытываем чувство вины, а в том, что действительно виновны, какими бы ни были при этом наши чувства. Может, я не ощущаю своей вины, поскольку моя совесть, поражённая грехом, не настолько чувствительна, но если я нарушал Божий закон, то становлюсь виновным независимо от своих ощущений.

К примеру, если бы нацисты победили во Второй мировой войне и успешно «промыли мозги» всем несогласным или попросту уничтожили их, заставив остальных думать, что Холокост был хорошим и правильным делом, это ничего бы не изменило: Холокост остался бы ужасным событием, поскольку так говорит Бог, независимо от мнения людей. Мораль исходит от Бога и имеет основание в Нем, поэтому добро и зло реально существуют, и на это не влияет мнение людей.

Я подчеркнул этот момент, поскольку сегодня многие люди в нашем обществе мыслят совершенно иначе. В их представлении понятия добра и зла – не реально существующий факт, а дело вкуса. Например, утверждение, что брокколи приятна на вкус, не является объективным фактом. Кто-то с этим согласится, кто-то – нет. Вероятно, вы терпеть ее не можете, а я ем с удовольствием! Точно так же люди относятся и к нравственным ценностям. Что-то может казаться вам совершенно неправильным, тогда как я считаю то же самое вполне нормальным. Получается, в таком случае, что хорошего и плохого попросту не существует. Это лишь вопрос личных предпочтений.

Что ж, если нет никакого Бога, то эти люди абсолютно правы. В отсутствие Бога все становится относительным. Добро и зло разнятся в контексте восприятия той или иной культуры и общества. Если нет Бога, кто может решать, что ценности, присущие одной культуре, лучше, чем у другой? Кто назовёт добро добром, а зло злом? Откуда вообще тогда возьмутся добро и зло? Выдающийся американский философ Ричард Тэйлор (кстати, он не был христианином) вполне решительно и определённо высказывается по этому поводу. Внимательно прочитайте, что именно он говорит:

«Сама идея… моральных обязательств вполне очевидна и содержит в себе отсылку на существование некоего высшего законодателя… стоящего над государственными деятелями. Иными словами, наши нравственные обязательства можно рассматривать… как обязательства, возложенные на нас Богом… Но что, если перестать принимать во внимание этого законодателя, стоящего над человеком? Будет ли по-прежнему иметь смысл все представление о нравственных обязательствах?».1

Тэйлор считает, что ответ «нет». Я цитирую:

«Представление о нравственных обязательствах невразумительна и бессмысленна вне идеи о Боге. Слова остаются, но смысл их утрачен».2

Он продолжает:

«Современный мир, в большей или меньшей степени отвергая идею существования Высшего законодателя, тем не менее, пытается сохранить понятия нравственного добра и зла, не замечая при этом, что, изгнав Бога, они лишили добро и зло всякого смысла. Даже высокообразованные люди порой заявляют, что такие явления, как война или аборт, или попирание прав человека есть проявление зла с точки зрения нравственности, и воображают при этом, что их слова правдивы и исполнены смысла. При этом образованным людям не нужно напоминать, что подобные вопросы никогда не находили ответа вне контекста религии».3

Видите, о чем говорит этот философ, даже не будучи христианином? Если Бога нет, если не существует высшего законодателя, то не существует и нравственного закона. А если нет нравственного закона, то в действительности не существует хорошего и дурного. Добро и зло сводятся к человеческим установлениям и традициям, которые могут разниться в том или ином обществе. Не существует высшего порядка, с платформы которого можно о них судить. Даже если все люди договорятся в части традиций и установлений, все это по-прежнему останется не более, чем человеческими измышлениями, зародившимися, вероятнее всего, в процессе биологического развития и разных социальных условий.

Итак, если Бога не существует, не существует и объективного понятия о добре и зле. В таком случае, приемлемо все, включая гомосексуальное поведение. Поэтому один из лучших способов оправдания легитимности гомосексуального образа жизни – стать атеистом. Проблема в том, что многие защитники гомосексуального образа жизни не хотят становиться атеистами. По сути, они стремятся доказать, что добро и зло существуют. Очень часто можно услышать, как они выносят моральные суждения; например: «Дискриминация гомосексуалистов – это неправильно и несправедливо». И эти моральные суждения вовсе не привязаны к определённой культуре или конкретному обществу. Они осуждают нацистскую Германию, в которой гомосексуалистов отправляли в концентрационные лагеря вместе с иудеями и другими нежелательными элементами. Когда несколько лет назад в законы Колорадо внесли поправку, лишающую гомосексуалистов особых прав, Барбра Стрейзанд призывала бойкотировать штат, заявляя, что «моральный климат в Колорадо становится неприемлемым».

Но мы уже увидели, что подобные оценочные суждения не несут никакой смысловой нагрузки, если только не принять факт существования Бога. Если же Бога нет, то в обществе найдётся место всему, включая дискриминацию и преследование гомосексуалистов. Однако, на этом процесс не остановится: убийство, насилие, пытки, издевательства над детьми, — все это нельзя будет назвать дурным и неправильным, потому что без Бога не существует объективного понятия добра и зла. Все позволено.

Таким образом, если мы хотим выносить нравственные суждения о том, что есть добро и зло, нам придётся признать, что Бог существует. В таком случае, тот самый вопрос, с которого мы начинали разговор («Кто вы такие, чтобы говорить о неправильности гомосексуального образа жизни?»), можно переадресовать «гей-активисту»: «Кто вы такой, чтобы заявлять о правильности гомосексуального образа жизни?». Если Бог есть, мы не можем игнорировать то, что Он говорит на эту тему. Правильный ответ на такой вопрос будет: «Я? Я никто! Бог определяет, что есть добро и зло, а я просто стремлюсь научиться от Него и быть послушным тому, что Он говорит».

Итак, позвольте мне суммировать то, что мы уже рассмотрели. Вопрос легитимности гомосексуального образа жизни – это вопрос того, что говорит о нем Бог. Если Бога нет, то нет и понятия добра и зла; в таком случае, совершенно все равно, какой образ жизни вести: с точки зрения морали, тот, кто преследует гомосексуалистов, равен тому, кто их поддерживает. Все становится относительным и субъективным. Но если Бог существует, мы не можем продолжать жить, опираясь лишь на своё собственное мнение. Мы должны узнать, как смотрит на эту проблему Бог.

Вынесение суждения (довод)

Как же нам узнать, что думает Бог? Христиане говорят, что нужно посмотреть в Библии. Библия говорит нам, что Бог запрещает гомосексуальные отношения. Получается, что гомосексуальные отношения – это неправильно и плохо.

То есть, логическая цепочка выстраивается примерно так:

  1. Мы все обязаны исполнять Божью волю.
  2. Божья воля записана в Библии.
  3. Библия запрещает гомосексуальное поведение.
  4. Таким образом, гомосексуальное поведение идёт вразрез с Божьей волей, т.е. это неправильно и плохо.

Если кто-то захочет возразить против этой логики, ему или ей придётся оспаривать два момента: факт, что Божья воля записана в Библии (2), и то, что Бог запрещает вступать в гомосексуальные отношения (3).

Запрещает ли Библия гомосексуальное поведение?

Для начала давайте рассмотрим пункт третий. Запрещает ли Библия гомосексуальное поведение?4 Обратите внимание на мою формулировку вопроса. Я спросил не запрещает ли Библия гомосексуальность, а запрещает ли она гомосексуальное поведение. Здесь есть важное различие. Быть гомосексуалистом – это состояние или ориентация; человек, имеющий подобную ориентацию, может никак не проявлять этого в своём поведении и поступках. По контрасту, даже человек, имеющий гетеросексуальную ориентацию, может участвовать в гомосексуальных действиях. Библия же осуждает не гомосексуальную ориентацию, а именно гомосексуальное поведение или поступки. Идея о том, что человек является гомосексуалистом по своей ориентации, — принцип современной психологии, который, вероятно, не был знаком людям в древние времена. Зато они были хорошо знакомы с гомосексуальным поведением, а именно это и запрещено в Библии.

Это влечёт за собой колоссальные последствия. Прежде всего, получается, что все дебаты о том, рождается человек с гомосексуальностью или она является результатом его воспитания, в конечном итоге, теряют всякий смысл. Важно не то, каким образом ты приобрёл свою ориентацию, а то, что ты будешь с этим делать. Некоторые из апологетов гомосексуального образа жизни жаждут доказать, что именно твои гены определяют гомосексуальность, а не воспитание, потому что в этом случае гомосексуальное поведение абсолютно нормально и правильно. Только это заключение не имеет никакого смысла. Тот факт, что ты генетически предрасположен к той или иной форме поведения, не делает это поведение правильным с точки зрения морали. В качестве примера, некоторые исследователи предполагают, что, вероятно, существует ген, из-за которого люди бывают предрасположены к алкоголизму. Означает ли это, что нормально, если человек с такой предрасположенностью будет напиваться до бесчувствия и станет алкоголиком? Очевидно, что нет! Это, как минимум, должно заставить его сторониться алкоголя, чтобы не допустить подобного в своей жизни. Простая истина заключается в том, что мы не до конца понимаем роль наследственности и среды в появлении гомосексуальной ориентации. Только на самом деле это не важно. Даже если бы гомосексуализм был полностью генетическим явлением, сам факт этого не подразумевал бы, что подобный образ жизни приемлем с точки зрения морали и ему следует потакать.

Является ли гомосексуальная ориентация генетической или плодом воспитания, — в любом случае, люди, как правило, не выбирают становиться гомосексуалистами. Многие из них свидетельствуют о том, какая это агония – попытаться найти себя в водовороте этих желаний и бороться с ними; они расскажут вам, что никогда бы сами не сделали такого выбора. И Библия не осуждает человека с гомосексуальной ориентацией. Библия осуждает гомосексуальное поведение и поступки.

Так что вполне возможно быть гомосексуалистом и одновременно быть рождённым свыше христианином, исполненным Духом Святым. Как сохраняющий трезвость алкоголик встаёт на собрании общества «АА» и говорит: «Я алкоголик», так и гомосексуалист, живущий праведно и хранящий себя в чистоте, должен быть способен встать на молитвенном собрании среди других христиан и сказать: «Я гомосексуалист, но по Божьей благодати и в силе Духа Святого я живу целомудренно для Христа». И я надеюсь, что нам достанет мужества и любви принять его или ее, как своего брата или сестру во Христе.

Ещё раз, вопрос звучит так: запрещает ли Библия гомосексуальное поведение? Как я уже сказал, да, запрещает. Библия очень реалистична! Возможно, вы не ожидаете, что в ней будет идти речь о такой теме, как гомосексуальное поведение. На самом же деле, в Библии есть шесть отрывков (по три в Ветхом и Новом Завете), где напрямую говорится об этом вопросе, не говоря уже обо всех местах Писания на тему брака и сексуальности, косвенно касающихся его же. Во всех шести упомянутых мной отрывках звучит безоговорочное осуждение гомосексуального поведения.

В Левите 18:22 говорится, что для мужчины ложиться с мужчиной, как с женщиной, — это мерзость. В Левите 20:13 Израилю предписано предавать смерти за подобные действия наряду с прелюбодеянием, кровосмешением и скотоложеством. Некоторые адвокаты гомосексуализма легкомысленно отзываются об этих запретах, сравнивая их с ветхозаветными запретами на контакт с нечистыми животными вроде свиней. Они говорят, что как христиане сегодня не повинуются всем церемониальным законам Ветхого Завета, так они и не обязаны подчиняться запретам на гомосексуальное поведение. Но проблема с этим аргументом в том, что, как мы увидим ниже, Новый Завет подтверждает значимость ветхозаветных запретов на гомосексуальное поведение. Это говорит о том, что те запреты не были просто частью церемониального закона Ветхого Завета, с которым давно покончено; они были частью вечного нравственного закона Бога. В глазах Бога гомосексуальное поведение – серьёзный грех.

Третий ветхозаветный отрывок, где упоминаются гомосексуальные действия, — это устрашающая история из 19-й главы Бытия о попытке группового изнасилования гостей Лота жителями Содома, от названия которого берет начало слово «содомия». Бог уничтожил город Содом за порочность его жителей.

Не ограничиваясь только этими местами Писания, в Новом Завете мы тоже видим, что Библия запрещает гомосексуальное поведение. В 1Кор.6:9-10 Павел пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». В этом списке есть слова, переведённые у нас как «малакии» и «мужеложники»; в греческой литературе ими описывали пассивного и активного партнёра в гомосексуальной связи (как я уже говорил, Библия очень реалистична!). Второе из этих слов встречается в подобном перечне в 1Тим.1:10 – наряду с «человекохищниками», «лжецами», «человекоубийцами» — в противоположность «здравому учению».

Самое пространное описание гомосексуальной активности и отношения к ней приведено в Рим.1:24-28. Здесь Павел говорит о том, как люди отвернулись от своего Творца Бога и начали поклоняться ложным богам, которых сами и создали. Он говорит:

«То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение».

Либеральные богословы выдавали «акробатические кульбиты», пытаясь как-то иначе изъяснить простой смыл этих стихов. Некоторые говорили, что Павел здесь осуждает лишь языческую практику эксплуатации взрослыми мужчинами юношей и мальчиков. Вот только подобная интерпретация откровенно неверна, поскольку в стихах 24 и 27 Павел говорит, что эти гомосексуальные действия мужчины совершали друг с другом («мужчины на мужчинах»), а в 26-м стихе он говорит также о лесбийских отношениях. Другие богословы утверждали, что Павел осуждает только гетеросексуалов, вступающих в гомосексуальные отношения, но подобное толкование анахронично и «притянуто за уши». Мы уже говорили о том, что идея о гомосексуальной или гетеросексуальной ориентации получила своё развитие лишь недавно, в более современном промежутке истории. Павел осуждает гомосексуальные действия независимо от ориентации. Из приведённых выше ветхозаветных отрывков, а также из сказанного Павлом в 1Кор.6:9-10 и 1Тим.1:10 становится ясно, что Павел запрещает все подобные действия. Он рассматривает такое поведение как свидетельство развращённости ума человека, отвернувшегося от Бога и потому пребывающего в состоянии нравственной деградации.

Итак, Библия очень прямолинейна и откровенна в вопросе гомосексуального поведения. Оно противоречит Божьему замыслу и является грехом. Даже если бы не было всех этих недвусмысленных отрывков, в которых речь идёт о гомосексуальных действиях, подобное поведение все равно оказывалось бы под запретом, вступая в противоречие с заповедью: «Не прелюбодействуй». Божий замысел для сексуальной жизни заключается в том, что она предназначена исключительно для гетеросексуального брака; любая сексуальная активность вне защищённости брачных уз запрещена, будь то секс до брака или вне брака, гетеросексуальная или гомосексуальная связь. Секс задуман и создан Богом для брака.

Кто-то может сказать, что если Бог задумал секс для брака, то давайте просто узаконим однополые браки, и тогда люди, вовлечённые в такие отношения, не будут прелюбодействовать! Подобное предложение выдаёт серьёзное заблуждение в представлении о Божьем замысле для брака. Из истории сотворения, рассказанной в книге Бытия, мы узнаем о том, что Бог создал женщину, как идеальную пару для мужчины, его совершенное дополнение, данное Самим Богом. Там сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». Вот Божий образ для брака, и в Новом Завете Павел, цитируя этот самый отрывок, говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32). Павел говорит, что союз между мужчиной и женщиной – это живой символ единства Христа с Его народом, Церковью. Если хорошо над этим поразмыслить, мы увидим, каким чудовищным кощунством, какой насмешкой над Божьим замыслом является гомосексуальный союз. Словно пощёчина в отношении намерений Бога относительно человечества от самого сотворения мира. Ещё это говорит о том, насколько не обоснованы и даже фривольны заявления некоторых сторонников гомосексуализма: «Иисус никогда не осуждал гомосексуальное поведение. Почему мы должны поступать иначе?». В словах Иисуса не встречается упоминаний о многих конкретных вещах, которые мы безошибочно считаем неправильными и дурными (например, скотоложество или пытки), но это не означает, что Он их одобрял. Что Иисус совершенно точно сделал, так это процитировал написанное в книге Бытия, подтвердив Божье установление для брака и положив этот отрывок в основу Своего учения о разводе. В Евангелии от Мк.10:6-8 Он говорит: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть». Когда двое мужчин становятся одной плотью во время гомосексуальной связи, это является нарушением Божьего порядка и намерений, установленных от сотворения мира. Он создал мужчину и женщину, а не двоих мужчин или двух женщин, чтобы создать между ними неразрывную связь в браке.

Подытожим: Библия открыто и последовательно запрещает гомосексуальную активность. И если Божья воля записана в Библии, из этого следует, что гомосексуальное поведение идёт вразрез с Божьей волей.

Действительно ли воля Бога отражена в Библии?

Предположим, кто-то отвергает второй пункт нашей логической цепочки – то, что Божья воля отражена в Библии. Допустим, этот человек говорит, что запрет на гомосексуальное поведение имел вес для того времени и той культуры, а сегодня уже не актуален. В конце концов, большинство из нас, вероятнее всего, согласится, что в Библии есть повеления, напрямую связанные с культурой.

Например, Библия говорит, что женщина-христианка не должна носить украшений, а у мужчин не должно быть длинных волос. Большинство из нас скажет, что глубинный смысл этих повелений действительно вне времени (например, призыв одеваться скромно), но он может находить различное применение в зависимости от культурных особенностей. Точно так же некоторые люди заявляют, что библейский запрет на гомосексуальное поведение в наше время уже не имеет силы.

Я считаю, что подобные возражения отражают наличие серьёзных заблуждений. Не существует никакого подтверждения тому, что повеления Павла насчёт гомосексуальных действий ограничены рамками культуры того времени. Инструкции Павла были не просто далеки от того, чтобы отражать современную ему культуру; они полностью ей противоречили! В древнегреческом и древнеримском обществе гомосексуальная активность была столь же широко распространённым явлением, как и в США сегодня, и при этом Павел выступил против культуры того времени, критикуя ее. Что ещё важнее, мы видели, что корень библейских запретов на гомосексуальную активность лежит не в культуре, а в образе брачного союза, данном Богом от сотворения мира. Невозможно отрицать, что в библейском запрете на гомосексуальные отношения отражена Божья воля, не отрицая при этом того, что институт брака является отражением Божьей воли для человека.

Допустим, кто-то пойдёт ещё дальше, сказав: «Я верю в Бога, но только не в того, о котором написано в Библии. Поэтому я не верю, что воля Бога отражена в Библии». Что ответить такому человеку?

Мне представляется, что на такое заявление может быть два ответа. Во-первых, вы можете попытаться показать этому человеку, что Бог проявил Себя в Библии. Это задача христианской апологетики. Можно поговорить о свидетельствах воскресения Иисуса или об исполнившихся пророчествах. Более того, Писание даёт нам, верующим, повеление быть готовыми к такому разговору с любым, кто спросит нас о том, во что мы верим (1Петр.3:15).

Или, во-вторых, вы можете попытаться показать, что гомосексуальное поведение дурно, апеллируя к общепринятым нравственным истинам (имеющим основание в Боге), которые принимают даже те, кто не верит в Библию. Это более сложный подход, но, тем не менее, я считаю, что он тоже важен, если мы – христиане – хотим как-то воздействовать на нашу современную культуру. Мы живём в обществе, все более и более превращающемся в «пост-христианское», более и более становящемся мирским. Мы уже не можем просто ссылаться на Библию, если надеемся оказать влияние на свою культуру, потому что большинство людей больше в неё не верит. Нам необходимо вооружиться аргументами более широкого спектра.

Внеконфессиональный аргумент: разрушительные последствия гомосексуального образа жизни

Например, я думаю, многие люди согласились бы с тем принципом, что участие в поступках, причиняющих тебе вред и разрушение, — это неправильно. Ведь такое поведение оказывает разрушительное действие на человека – существо, изначальное имеющее огромную ценность. Так, многие люди, как я думаю, сказали бы, что становиться алкоголиком или заядлым курильщиком – это плохо. Они бы согласились, что правильно питаться и поддерживать себя в форме – это хорошо. Более того, я думаю, практически все согласятся с принципом, что участие в поступках, причиняющих ничем не оправданный вред другому человеку, — это тоже неправильно. Например, мы ограничиваем курение определёнными местами или вовсе его запрещаем, чтобы другим людям не пришлось становиться пассивными курильщиками. Или же принимаются законы, запрещающие вождение автомобиля в нетрезвом виде, с тем чтобы не пострадали невинные люди. Почти все соглашаются с тем, что при отсутствии некоего приоритетного нравственного аргумента, который может служить оправданием для человека, у вас нет права участвовать в том, что может послужить к гибели другого человеческого существа.

Совсем не сложно показать, что гомосексуальное поведение несёт в себе огромный риск разрушения личности и его/ее партнёра. Эти факты не придаются широкой огласке; это называется «скрытая эпидемия».5 Голливуд, гей-парады и СМИ без устали стараются натянуть на гомосексуализм счастливую маску, тогда как на деле этот образ жизни сопряжён со вполне реальной опасностью и может быть столь же разрушительным и вызывать такую же зависимость, как алкоголь или курение. Несомненно, каждый человек «должен иметь возможность делать выбор, который ведёт к здоровью и благополучию».6 Поэтому люди должны владеть информацией о рисках.

Более беспорядочная половая жизнь?

В 2017 году «Центр по контролю и профилактике заболеваний» (ЦКЗ) сообщил, что от наиболее низкого уровня, зафиксированного в 2001 году, уровень ранней заболеваемости сифилисом рос практически каждый год, увеличившись на 10,5% к 2016-2017 гг. Почти в 90% случаев заболевшими были мужчины; из них 68% (согласно известным данным) имели секс с другими мужчинами (МСМ). При определении ВИЧ-статуса обнаружилось, что 45% МСМ были ВИЧ-положительны.

Почему так происходит? Гомосексуалисты ведут более беспорядочную половую жизнь, чем гетеросексуалы? Недавние исследования выявили несколько факторов, обуславливающих такой результат.7 МСМ чаще начинают сексуальные отношения в раннем возрасте, а также чаще продолжают находить себе новых партнёров в зрелом возрасте. Они более склонны вступать в отношения с людьми гораздо более старшего возраста, от которых рискуют заразиться заболеваниями, передаваемыми половым путём (ЗППП). Вероятность того, что гомосексуалисты будут вступать в отношения с несколькими партнёрами одновременно, вдвое или втрое выше, чем у гетеросексуалов. Исследуя количество новых партнёров за истекший год, было обнаружено, что 86% МСМ в возрасте 18-24 лет вступали в новые связи, тогда как среди гетеросексуалов того же возраста их было 56%. При этом в возрасте 35-39 лет соотношение выросло до 72% (среди МСМ) к 21% (гетеросексуалы). Число МСМ, всю жизнь хранящих верность одному партнёру, столь мало, что практически стремится к нулю.

Одиночество

Важнейшее последствие многочисленной смены партнёров – это постоянное одиночество. У гомосексуалистов оно усугубляется с возрастом из-за отсутствия детей и тесных семейных уз.

Расстройство психики, употребление наркотиков и алкоголя

Международные исследования говорят о том, что, как следствие беспорядочности половой жизни и одиночества, среди гомосексуалистов гораздо чаще выявляются случаи различных расстройств психики. К ним можно отнести тревожность, депрессию, суицидальные мысли, причинение вреда самому себе, алкоголизм и наркотическую зависимость. Одно детальное исследование8 показало, что гомосексуалисты, в целом, вдвое чаще, чем остальные, подвержены депрессиям, страдают от различных фобий, склонны к наркотической и алкогольной зависимости, причиняют себе вред и нуждаются в психиатрической помощи, тогда как процент людей, считающих себя счастливым, среди них вдвое ниже.

То же самое исследование рассматривало вопрос дискриминации, чтобы разобраться, не связаны ли, хотя бы отчасти, эти проблемы с психикой с социальной стигматизацией. В результате, было обнаружено, что «абсолютный уровень дискриминации был относительно низок». Ещё один интересный и неожиданный вывод, сделанный по итогам исследования: гетеросексуальная группа тоже вела речь о дискриминации в их адрес на основании сексуальной ориентации, хоть уровень этих показателей и был значительно ниже. Такие результаты исследования весьма примечательны, поскольку проблемы с психикой в гей-сообществе часто принято связывать с социальной стигматизацией и «стрессом меньшинства». Нет сомнений в том, что такой стресс действительно существует, но похоже, что другие атрибуты этого образа жизни причиняют гораздо больший ущерб благополучию человека.

Попытки суицида

Трудно выяснить, какое количество самоубийств напрямую связано с гомосексуализмом, поскольку сексуальная ориентация не указывается в свидетельстве о смерти. Как бы то ни было, из продолжительных исследований мы знаем, что случаи попыток суицида среди гомосексуалистов вдвое превышают число таковых среди гетеросексуалов.9

Риски, связанные с физическим здоровьем

Ещё один тщательно оберегаемый секрет – то, насколько опасным для жизни и здоровья может быть гомосексуальное поведение. Наши тела – мужское и женское – созданы специально для сексуальных отношений, тогда как тела двоих мужчин для этого не предназначены. Анальный сфинктер может получить разрывы и непоправимый вред от травмы, которая приведёт к хроническому недержанию, особенно очевидному, когда человек страдает от диареи. Внутренняя выстилка прямой кишки очень тонка и уязвима для инфекций, передающихся половым путём. Вирус папилломы человека (ВПЧ) увеличивает риск рака прямой кишки и является причиной почти всех цервикальных видов рака. Дополнительный фактор риска в этом случае – частая смена сексуальных партнёров. Каждый год в США у более чем 33 000 мужчин и женщин диагностируют рак, вызванный ВПЧ10, а в последние годы наблюдается резкий скачок в распространении колоректального рака среди молодёжи.

В целом, количество заболеваний, передаваемых половым путём (ЗППП), сильно возросло именно у гомосексуалистов. Среди этих заболеваний бактериальные инфекции, например, гонорея и сифилис.

Как мы отмечали, до 2001 года по всему западному миру наблюдался спад количества случаев заболевания сифилисом. Согласно записям ЦКЗ, последние изменения в этой статистике, в первую очередь, связаны с ростом заболеваемости среди мужчин, в особенности, тех, кто вступает в сексуальную связь с другими мужчинами (МСМ)11; среди них также наблюдается рост заболеваемости гонореей и ВИЧ.12 Это связано с тем, что поведение МСМ сопряжено с высоким риском13 тогда как уровень тех же заболеваний среди гетеросексуалов остаётся стабильно низким.

В ЦКЗ пришли к выводу, что большая часть первичных и вторичных случаев сифилиса имеет место среди МСМ. Чтобы понять всю значимость этого утверждения, необходимо осознать, что МСМ составляют менее 2% от всего населения, и при этом представители столь малой группы составляют 50% всех случаев заболевания сифилисом.

Сифилис – это важная проблема, потому что его непросто диагностировать, и он часто остаётся невылеченным. Он может проявляться, как отёк, который внезапно спадает сам собой, но при этом незаметно влияет на другие органы, включая мозг и нервную систему. Более того, он передаётся не рождённым детям. С 2013 года количество случаев врождённого сифилиса с каждым годом растёт. В 2017 году в США было зафиксировано 918 случаев, включая 64 мертворождённых ребёнка с сифилисом и 13 младенцев, умерших после рождения, что на 43,8% выше, чем в 2016 году и на 153% выше, чем в 2013 году.14

Гонорея в гей-сообществе достигла масштабов эпидемии; возникла угроза того, что эта бактерия вот-вот приобретёт устойчивый иммунитет ко всем известным антибиотикам. Хламидия – одна из самых распространённых в США ЗППП; в Англии к хламидиозу относится почти половина всех случаев ЗППП, особенно среди молодёжи. Хламидиоз может вызвать бесплодие, внематочную беременность, артрит и увеличивает риск заражения ВИЧ.

Ожидаемая продолжительность жизни

Благодаря огромному прогрессу в лечении ВИЧ-инфекций и доступности вакцинации от ВПЧ и гепатита В, ожидаемое время жизни внутри ЛГБТ-сообщества существенно увеличилось. Ранее, в начале нового тысячелетия, было популярным утверждение, что геи и мужчины-бисексуалы часто умирают в возрасте около 20 лет от СПИДа, поскольку ВИЧ был для них убийцей номер один. Сегодня этот вирус можно лечить, если обнаружить его на ранней стадии, и тогда ожидаемое время жизни больного приблизится к норме. И все же здесь есть большое «но». Многие люди, заражённые ВИЧ, годами живут, не представляя, что больны, а значит, не имея диагноза и не получая лечения. В последнее время идут жаркие дебаты вокруг ожидаемого времени жизни среди гомосексуалистов; при этом превентивные меры и лечение, призванные увеличить это время, поглощают огромное количество материальных ресурсов и финансов из бюджета системы здравоохранения. В 2010 году примерная стоимость пожизненного лечения от ВИЧ для одного человека в США составляла $379,668.15 В Великобритании в 2015 году она составляла £380,000 для одного человека.16 Если взглянуть на эти цифры под другим углом, становится понятно, что предотвращение заболевания ВИЧ хотя бы одним человеком могло бы сэкономить здравоохранению неплохую сумму денег.

Таким образом, на основании общепринятых нравственных принципов, можно прийти к вполне понятному выводу, что гомосексуального поведения следует избегать. С большой долей вероятности, оно причинит вред как вовлечённым в него людям, так и их партнёрам, а также более широкому кругу людей. Так что, помимо библейских запретов, существуют здравые медицинские и социальные причины для того, чтобы считать гомосексуальную активность чем-то дурным, поскольку она несёт вред и разрушение, как самому человеку, так и многим другим, находящимся вокруг него.

Все это имеет огромное значение для общественной политики в отношении гомосексуального поведения. Законы и политика общества должны быть основаны на общепринятых моральных принципах. Вот почему, например, у нас есть различные законы, регулирующие продажу алкоголя, или законы, запрещающие азартные игры, или правила, относящиеся к курению в общественных местах. Все эти ограничения личной свободы вводятся ради всеобщего блага.

В некоторых случаях необходимо предложить ввести некоторые законы, связанные с гомосексуальной активностью, и христианам придётся хорошенько над этим поразмыслить, чтобы принять правильное решение. Например, христианину может казаться разумным и логичным поддержать законы, гарантирующие открытым гомосексуалистам равные права при покупке или аренде дома. Но я легко могу представить христиан, выступающих против принятия закона об особых гражданских правах для гомосексуалистов, превосходящих то, что предписано исполнять всем членам общества в целом. Некоторые виды профессиональной деятельности были бы неуместны для гомосексуалистов. Например, что бы вы сказали, окажись открытая лесбиянка учителем физкультуры в школе вашей дочери? Вы хотели бы, чтобы тренер вашего сына, который находится в раздевалке и душевой вместе с мальчиками, был открытым и активным гомосексуалистом? Я бы, например, не стал поддерживать закон, согласно которому школы обяжут принимать на работу таких людей, рядом с которыми дети подвергаются риску.

Появляется целый ряд вопросов. Должны ли на уроках здоровья в школе в обязательном порядке учить, что гомосексуализм – это нормальный, здоровый и законный образ жизни? Конечно, нет! Следует ли поощрять любознательное юное поколение в стремлении включать воображение и фантазировать на тему сексуальной активности? Стоит ли читать им книги вроде «У Хедер было две мамочки»? Должны ли гомосексуальные союзы быть признаны законными наравне с гетеросексуальными браками? Следует ли разрешить гомосексуальным парам усыновлять детей, лишая их возможности вырасти в семье, где есть приёмные папа и мама?

Во всех этих случаях можно было бы оспорить запреты на основании общепринятых понятий добра и зла. Это не вопрос навязывания чьих-то личных ценностей другим людям, поскольку он основан на тех же самых общих моральных принципах, которые использованы, к примеру, при введении запрета на употребление наркотиков или использования оружия. Свобода не означает лицензию на участие в действиях, причиняющих вред другим людям.

Подводя итог, мы увидели, во-первых, что добро и зло реальны, поскольку основаны на Боге. Поэтому, если мы желаем понять, что есть добро и что есть зло, нам нужно взглянуть, что говорит об этом Писание. Во-вторых, мы увидели, что Библия постоянно и недвусмысленно запрещает гомосексуальное поведение, как и любую сексуальную активность вне брака. В-третьих, мы увидели, что библейский запрет на подобное поведение нельзя приписать взглядам и культуре того времени, когда была написана Библия, поскольку корень этого запрета лежит в Божьем замысле на брак одного мужчины с одной женщиной; об этом со всей ясностью и определённостью говорит и Сам Иисус.17 Более того, даже не принимая во внимание Библию, существуют общепринятые моральные принципы, подразумевающие, что гомосексуальное поведение – это неправильно и нехорошо.

Какое же практическое применение может вынести из этого каждый из нас? Во-первых, если вы гомосексуалист или чувствуете в себе такие склонности, хотя и не выбирали этого желать, как христианин, вы не должны выбирать такого поведения или оставаться открытыми для подобных искушений, поддерживая общение с определённой компанией, просматривая соответствующие фильмы или позволяя себе подобные фантазии. Искушений или соблазнов, по определению, необходимо избегать. Если вы христианин и не состоите в браке, вам следует избегать участия в какой бы то ни было сексуальной активности. Это нелегко, но в действительности Бог просит от вас исполнения ровно того же, чего Он требует от всех людей, не состоящих в браке. Это означает хранить в чистоте не только своё тело, но и разум. Избегать порнографии следует не только гетеросексуалам, но и вам тоже необходимо заботиться о чистоте своих мыслей. Противостаньте искушению подыскивать логическое обоснование для греха, говоря: «Бог создал меня таким». Бог со всей ясностью дал понять, что не хочет, чтобы вы потакали сексуальным желаниям вне гетеросексуального брака; Он желает, чтобы вы почтили Его, сохраняя в чистоте свой разум и тело. Кто-то очень мудро заметил, что наше тело – не игровая площадка для сексуальных утех, а храм, предназначенный для поклонения и служения Богу.18

Наконец, если вам не дают покоя нежелательные сексуальные потребности, обратитесь к помощи профессионального консультанта-христианина. Сексуальные желания по своей природе очень легко затягивают, вызывают привыкание. Что бы то ни было – прелюбодеяние, порнография или гомосексуальное влечение, — в стране, уважающей свободу слова, вы должны чувствовать себя свободно в стремлении прибегнуть к помощи специалиста «разговорной терапии». Со временем, приложив старание, вполне возможно, вы сможете насладиться нормальными, гетеросексуальными отношениями со своей супругой (супругом).

По последним статистическим данным, 96,6% взрослых людей относят себя к гетеросексуалам, 1,6% — к гомосексуалистам или лесбиянкам, 0,7% — к бисексуалам, тогда как 1,1% затрудняется с ответом.19 Это означает, что около 3% населения не отождествляют себя с «традиционной» сексуальной ориентацией, и лишь половина от этого числа считают себя геем или лесбиянкой.

Надежда на изменения есть всегда. Сексуальная «ориентация» больше не считается чем-то непреложным; она вовсе не определяется твёрдо и неизменно нашей генетикой. Не существует такого понятия, как «ген гея».20, 21 У гомосексуалиста могут развиться гетеросексуальные желания, как и у человека, имеющего жену и детей, могут появиться гомосексуальные желания. Для многих людей их желания становятся чем-то подвижным, непостоянным, что ставит под вопрос всю идею о «непреложности ориентации». Сегодня нейробиологи говорят, что нейронные связи в мозге остаются «пластичными» на протяжении всей жизни взрослого человека. Это значит, что они меняются: постоянно образуются новые клетки и способы связи между ними. Мы все знаем, что это происходит у молодых людей, о чем свидетельствует их способность осваивать музыкальные инструменты, учить новые языки или приобретать навыки работы на компьютере. Теперь стало известно, что тот же самый потенциал для изменений в нейронных связях мозга остаётся у человека на протяжении всей его жизни. Жизненно важно, чем будут учиться подростки и молодёжь, учитывая стремительное развитие их мозга. Нейронные связи, эмоциональные реакции и алгоритмы (как хорошие, так и нездоровые), заложенные или навязанные в подростковом возрасте, будут иметь далеко идущие последствия. Поэтому подростки должны беречь и ограждать себя в это время, когда они уязвимы более всего. Если гомосексуальная манера поведения будет заложена раньше, чем установится гетеросексуальная, последующие изменения могут стать причиной нешуточной борьбы, но возможность измениться все равно остаётся реальной для тех, кто всерьёз желает перемен.

Для гетеросексуалов важно помнить, что просто быть гомосексуалистом – не грех само по себе. Большинство гомосексуалистов не выбирали эту ориентацию осознанно, и многие хотели бы изменить эти желания, если бы могли. Мы должны приветствовать и с любовью поддерживать братьев и сестёр во Христе, которые борются с этими проблемами, и не прогонять их, когда они терпят неудачу. Как сказал апостол Павел, мы должны «плакать с плачущими» (Рим.12:15). Мы не призваны к тому, чтобы становиться судьями всем и каждому; мы призваны к тому, чтобы возрастать в любви Божьей, принимать каждого с терпением и дружелюбием. Вульгарные слова или шутки в адрес гомосексуалистов не должны исходить из уст христианина. Если вы поймали себя на том, что неприятности или несчастье в жизни гомосексуалиста вызывает у вас радость, или вы чувствуете, как ваше сердце наполняется ненавистью по отношению к нему, то вам необходимо всерьёз поразмышлять над словами Иисуса, записанными в Евангелии от Матфея:

«Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Евангелие от Матфея 10:15, 11:24).

Перевод: Анна Небосова,
Редактура: Михаил Абакумов

reasonablefaith.org


Примечания:

1 Richard Taylor, Ethics, Faith, and Reason (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1985), pp. 83-4.

2 Ibid.

3 Ibid., pp. 2-3.

4 For a thorough treatment of this question, see Thomas Schmidt, Straight and Narrow? (Downers Grove, Ill.: Inter-Varsity Press, 1995).

5 The Hidden Epidemic: Confronting Sexually Transmitted Diseases. Institute of Med. (US) 1997

6 Centre for Disease Control and Prevention (CDC) National Overview of STDs, 2017.

7 Glick S. Et al. A comparison of sexual behaviour patterns among men who have sex with men and heterosexual men and women. J Acquir Immune Defic Syndr 2012 May 1; 60(1): 83-90.

8 Chakrabarty A. et al. Mental health of the non-heterosexual population of England. BJP 2011, 198:143-148.

9 King et al. A systematic review of mental disorder, suicide and deliberate self harm in lesbian, gay and bisexual people. BMC Psychiatry 2008; 8:70

10 American Cancer Society website.

11 CDC National Overview of STDs, 2017.

12 European Centre for Disease Prevention and Control, Annual epidemiological report for 2016. Available from: https://ecdc.europa.eu/en/annual-epidemiological-reports-2016.

13 Jansen K et al, Increased incidence of syphilis in men who have sex with men and risk management strategies, Germany 2015 Euro Surveill.2016 Oct 27:21(43)

14  CDC National Overview of STDs 2017

15 https://www.cdc.gov/hiv/programresources/guidance/costeffctiveness/index.htm

16 http://www.aidsmap.com/news/may-2015/high-lifetime-costs-treating-hiv-show-importance-investing-prevention

17 Мф.19:4-6, Мк.10:6-9.

18 См. 2Кор.6:16-18.

19 National Health Interview Survey (NHIS) 2013, collected from 34,557 adults aged 18+

20 Melinda C.Mills. How do genes affect same-sex behaviour? Science 30 August 2019.Vol 365. Issue 6456, p869 https://science.sciencemag.org/content/365/6456/869.full

21 Ganna A et al. Large-scale GWAS reveals insights into the genetic architecture of same-sex sexual behaviour. Science 30 Aug 2019. Vol 365, Issue 6456, https://science.sciencemag.org/content/365/6456/eaat7693

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka