Е. Соловьёва:
Что такое трансгуманизм и какова христианская оценка этой идеологии – об этом мы поговорим с кандидатом богословия, кандидатом биологических наук, преподавателем биоэтики в Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиереем Константином Константиновым.
Прот. К. Константинов:
В буквальном переводе слово означает «трансчеловек». Поясним ещё больше, раскроем этот термин: как бы «через человека», или ещё точнее, «преодоление человеческой природы» – вот это почти верное определение трансгуманизма. То есть имеется в виду идеология или природный комплекс идей, в задачи которых входит переделка или буквально преодоление человеческой природы. То есть говорится о том, что человек несовершенен (можно, конечно же, дискутировать на эту тему), а раз он несовершенен, то ставится задача, используя современные технические достижения, существенно переделать природу человека с тем, чтобы у нас в конце концов возник так называемый постчеловек. Да, такой термин прилагается: «постчеловек» или «сверхчеловек». Хотя иные люди подчёркивают, что, может быть, это будет не человек. Понимаете, насколько всё серьёзно. То есть речь идёт о том, что люди, разделяющие эти взгляды, ставят перед собой задачу по большому счёту расчеловечивания человека.
Если лет сто назад это были фантазии, то сейчас в связи с достижением значительного успеха в области биологии, в области нанотехнологий и информационных технологий, так называемых когнитивных технологий, становится реальной существенная переделка человека. Например, есть такой термин «биохакинг», то есть соединение человека с определенными электронными средствами. Наверное, часть этих работ вполне оправдана. Если мы говорим об инвалидах, то действительно, почему бы человеку, потерявшему свою руку или ногу, не поставить протез, который был бы, скажем так, «умным протезом» и был бы способен компенсировать утраченную функцию? Но, безусловно, в контексте трансгуманизма задача ставится более широко. Существенная переделка всей природы человека, включая генетические изменения, изменения структуры и мощности разума, включая, например, такие моменты, как перенос разума на другие носители, что для многих вообще немыслимо (представьте себе: поместить чью-то душу в компьютер!). Отдельный вопрос, насколько это возможно с богословской и с научной точек зрения, но такая задача ставится.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что идеологическое направление, которое в целом можно характеризовать как беспрерывный прогресс и улучшение человеческой природы, жизни вокруг и создание земного рая, на сегодняшний день уже не является маргинальным. Мы не можем сказать, что это какая-то секта или отдельная группа лиц, которая охвачена такой «замечательной» идеей. Нет, оказывается, в эту идеологию вовлечены учёные, философы, политики, то есть это целое направление. К слову сказать, человек, предложивший впервые этот термин, – это Джулиан Хаксли, первый генеральный директор ЮНЕСКО, то есть это весьма серьёзные люди. Кстати говоря, он один из создателей синтетической теории эволюции. По большому счёту то, что предлагается в рамках трансгуманизма, является, с их точки зрения, продолжением эволюции человека. Основное положение заключается в том, что эволюция не остановилась на человеке – очевидно, что они базируют своё мнение на теории эволюции – и, используя человеческий разум, способна двигаться дальше. Я представляю, насколько это может выглядеть привлекательным для очень многих людей.
Если говорить о философских истоках этого направления, русские философы приложили к этому свои усилия. Можно назвать Николая Фёдорова, философа второй половины XIX века – начала XX, которого называют русским космистом (русский космизм – философское направление) и которого можно считать родоначальником направления сознательной переделки природы человека. И конечной целью этих переделок является достижение бессмертия. Ну это уж выглядит совсем привлекательным. Кстати, его последователи, например Циолковский, Четвериков, Вернадский, в каком-то смысле являются предтечами современного трансгуманизма. Кстати, почему их называли космистами: потому что они ставили масштаб задач поистине космический. Это способность человека существовать в космосе без скафандра, перемещаться между планетами, управлять планетами, вообще регулировать природу. То есть такой совершенный разум, который способен существенно модифицировать природу, в том числе свою изначально якобы несовершенную природу, и достичь этого сверхсостояния, и в конце концов бессмертия. Такие цели и задачи ставятся в рамках идеологии трансгуманизма.
Е. Соловьёва:
Как эти идеи могут повлиять на нашу жизнь?
Прот. К. Константинов:
Продвижение науки, воплощение её в технологиях мы наблюдаем повсеместно. Например, цифровые технологии. Мы же видим, как они стремительно развиваются. На повестке дня и у многих на слуху такое понятие, как искусственный интеллект. Конечно же, христиан могут обвинить в том, что мы ретрограды и против прогресса – а изменение нашей жизни многими воспринимается как прогресс, движение к прогрессу. Это то, что мы наблюдаем сейчас. Появляются новые медицинские технологии, которые действительно рисуют перспективу существенного продления жизни человека. Появляются уникальные информационные технологии, сулящие нам возникновение искусственного интеллекта, и, может быть, среди нас скоро начнут бегать роботы, которые начнут требовать свои права и так далее, такие фантазии. Но те цели, которые перед собой ставят трансгуманисты, на самом деле гораздо серьёзнее.
Вдумайтесь: если удастся достигнуть бессмертия, сразу вопрос – а оно для всех будет? Ну, или даже не бессмертие, а долголетие, существенное долголетие – оно для всех? Ответ очевиден: не для всех, это очень дорогие технологии. В этой связи жизнь может измениться следующим образом. Общество может просто расслоиться как минимум на два лагеря: те, которые владеют этими технологиями, обладают ими, пользуются и входят в состав сверхлюдей; и те, которые не входят в категорию этих сверхлюдей. Это не мои фантазии, я просто пересказываю содержание статей, авторами которых являются сторонники трансгуманизма, то есть об этом напрямую рассуждают. Вот как эти идеи могут повлиять на жизнь: существенно переделать всю структуру цивилизации, и в конце концов, если они осуществятся, какая-то часть людей может обладать такими возможностями, которые будут немыслимы для другой части людей, и будут ли они в обоюдном содружестве – это большой вопрос. Я немножко иронизирую, вряд ли здесь будет братская любовь и содружество между двумя этими лагерями. Очевидно, что один лагерь будет повелевать и владеть другим лагерем, который этими технологии не обладает. Немного утрированная картина, но в принципе видится такая перспектива внедрения и использования технологий. Но подчеркнём: сейчас, может быть, это не так ярко, не так заметно. Хотя если присмотреться, уже видно, как внедряются технологии или делаются попытки их внедрения. Можно здесь назвать такой проект, как «2045», пусть наши зрители познакомятся, проект посмотрят, что там планируется и предлагается, и пусть задаются вопросом, как это может повлиять на жизнь и как уже влияет на нашу жизнь. Пока такой ответ.
Е. Соловьёва:
Отец Константин, а какова христианская оценка этих взглядов?
Прот. К. Константинов:
Самый простой ответ: трансгуманизм – это антихристианство. Вот так в лоб, что называется. Конечно, надо обосновать, как-то доказать. Изначальная цель, изначальный посыл трансгуманизма – нынешний человек несовершенен. Некоторые представители трансгуманизма даже говорят, что человек – это неудачный проект природы, надо бы его переделать. Понимаете, уже сама постановка вопроса, по сути, является вызовом Богу. «Мы сделаем, создадим существо более совершенное, сверхчеловека» – это вызов Богу. А как быть с бессмертием? В контексте трансгуманизма вопрос решается очень просто: технические возможности, технологии нам обеспечат бессмертие. Кстати, ещё родоначальник русского космизма, которого можно назвать предтечей трансгуманизма, подчёркивал, что человек всех этих свойств, в том числе и способности летать в космос, может достигнуть с помощью науки. И таким образом, наука сторонниками трансгуманизма рассматривается не как инструмент приобретения новых знаний, а как инструмент получения вообще новых феноменов, ранее невиданных, то есть бессмертия.
Христианская оценка, с одной стороны, вроде бы неоднозначная. Потому что, конечно, христианин скажет: а разве мы против здравоохранения, поддержания здоровья человека? Разве мы против того, чтобы снабдить человека какими-то методами, которые способствуют его более продуктивной жизни, более эффективной жизни, лечению многих заболеваний? Нет, мы не против этого, когда речь идёт о здравоохранении. Но когда речь заходит о создании сверхчеловека – вот в этом уже виден вызов Богу. Дело в том, что такая постановка вопроса создания сверхчеловека очевидно будет затрагивать не только биологические основы природы человека. Несомненно, речь идёт о душе, о свойствах души этого нового человека. А вот простой вопрос: он будет добрый или злой? Пусть каждый сам отвечает на этот вопрос. Он будет для братьев своих или исключительно для себя, такой суперэгоист?
Кроме того, смотрите, какой вопрос возникает: а социальная жизнь изменится? Несомненно, изменится кардинальным образом, если появится такое. Мне так представляется, что то, что предлагают и планируют сторонники трансгуманизма, по сути является построением царства антихриста. В каком-то смысле то, о чём говорит Иоанн Богослов. В известном тексте «Откровения», «Апокалипсиса», по большому счёту, он описывает это царство, которое на всех парусах, на всех парах строят трансгуманисты. Думается, что-то им удастся осуществить, но это будет противобожие, это будет антихристианство, и тот, кто возглавит это новое общество, по сути будет антихристом, пусть и совершенным человеком с какими-то уникальными интеллектуальным возможностями или физическими. Может, он будет бегать 200 километров в час (кстати, такие цели ставятся, представляете) – пусть будет так. Но он будет против Бога. Вот что очень важно понимать. Царство, возглавляемое им, будет антихристианским.
Е. Соловьёва:
Дорогие телезрители, с момента грехопадения мир лежит во зле, и центральной причиной этого зла являются человеческие страсти, то есть склонность человека ко греху. А значит, рай на земле невозможен, и все идеи, создающие иллюзию рая, являются обманом, в худшем случае богоборчеством.