Геенна

Литература по теме

Гее́нна – в историческом смысле долина на юге Иерусалима, где в период израильской монархии приносили детей в жертву Молоху и которое впоследствии было превращено в свалку, место нечистот; в духовно-нравственном смысле – ад, место вечных мучений.

1) Греческое слово «геенна» является переводом арамейского «гехиннам», которое в свою очередь восходит к еврейскому имени Хинном (в Синодальном – Енном). Так называлась долина некоего «сына Енномова» на южной стороне Иерусалима, где во времена Ветхого Завета идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь Молоха (2Пар.28:3, Иер.7:31). Царь Иосия в 620-е гг. до Р. Х. отменил эти жертвоприношения, а само место осквернил во избежание возобновления здесь мерзкого идолослужения. Впоследствии здесь образовалась свалка, на которой поддерживали огонь и где сжигали трупы казненных преступников и погибших животных, мусор, нечистоты. В пророческих книгах это место подвергалось проклятию (Иер.7:32; 19:6; Ис.31:9; 66:24). В апокрифической книге Еноха (III–II вв. до Р. Х.) долина Гинном рассматривается как место последнего суда; впоследствии оно становится символом ада.
2) В Новом Завете греческое слово γέεννα употребляется 11 раз, причем 9 раз в Евангелиях от Матфея и от Марка. Обозначает ад, место вечных мучений, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк.9:44) (в данном смысле слово «геенна» употреблялось Господом или одно, или с прибавлением: огненная (Мф.5:29-30, 10:28, Мк.9:43-45, Лк.12:5, Мф.5:22, 18:9, Мк.9:47, Иак.3:6)). Есть мнение, что Господь использовал этот образ преимущественно в профилактическом, воспитательном значении, чтобы пробудить совесть человека, внушить ему страх перед гневом Небесного Судии (Mф.10:28; Лк.12:5). Именно в этом смысле угроза геенны адресована ученикам Христа в случае их презрительного отношения к своим братьям (Mф.5:22).

В раввинистическом иудаизме в конце I – начале II века по Р. Х. появляется мысль об очистительном огне геенны: сюда направляются те, кто имеет добродетели и грехи в равной степени и они проходят своего рода очищение огнем; впоследствии эту мысль принял известный христианский богослов Ориген.

В святоотеческом богословии геенна определяется как место мучения диавола и всех людей, неправедно живших и не поверивших во Христа (то есть синоним ада).

Цитаты о геенне

«Для того именно Бог и создал геенну и угрожает ею, чтобы мы из страха ее старались быть лучшими и в нее не впадали. Поэтому, кто запрещает говорить о геенне, тот не достигает ничего другого, как незаметно приготовляет самому себе, самого же себя обманывая, гибель в геенне».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka