За что Господь критикует Церковь? 5

Эта запись является частью серии записей За что Господь критикует Церковь
За что Господь критикует Церковь?
Часть 5


Мы переходим к последнему пророчеству Господа в отношении первохристианской Церкви. А закончив этот обзор Божественной критики, подведем итоги и сделаем кое-какие выводы.

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.


Итак, последнее, седьмое пророчество. И… самое грозное пророчество. Во всем тексте мы не найдем ни одного слова похвалы. Если другие церкви и заслуживали хоть какого-то слова ободрения, то лаодикийцы совсем расслабились и уронили свое христианское достоинство.
Чтобы встряхнуть лаодикийцев, Господь применяет образ тошнотворной тепловатой воды, истекающей из одного из теплых источников Лаодикии. Эта вода вызывала тошноту. Вот и лаодикийцы – не холодны и не горячи, и Господа просто тошнит от них: …Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Нам эти выражения кажутся резковатыми, но они характерны для того времени.)

В этом обличении Господь намекает на прибыльные промыслы Лаодикии: на банкирский, на медицинский, особенно прославившийся лечебными мазями для глаз, на ткацкий.
Перечитайте этот текст, в котором мы видим попытку Господа встряхнуть лаодикийцев, пробудить их от духовной спячки, вернуть к настоящей жизни.
Они думали, что богаты, они кичились своими глазными мазями, своими одеждами… А на самом деле, они нищи, жалки, наги…

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Настоящий текст показывает, что земные ценности, если они не ведут к Богу, на самом деле ничто в очах Божиих.

Однако обратите внимание на удивительную любовь Божию даже к падшим. Несмотря на то, что жизнь лаодикийцев до тошноты противна Богу, Он не устает призывать их покаяться и исправиться. Это хороший пример тем, кто говорит, что покаяние невозможно, что Бог – не простит грешника:
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

То есть, прощение – возможно, но оно зависит от самого человека. Бог для этого делает все, но насильно спасти человека Он не может.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Господь не просто предлагает веровать и исправляться, Он как бы даже напрашивается на ужин. Пусть Его и не зовут в гости, но Он приходит, стоит под дверью и стучит. Здесь можно усмотреть намек на один сюжет книги Песнь Песней. Там стоит под дверью и стучит Возлюбленный. Он ждет, когда любимая отворит ему дверь и впустит. Так и Господь, Жених Церкви, стоит и стучит, чтобы Церковь приняла Его и заключила в объятья.

На этом мне хочется закончить разбор волнующих и прекрасных обращений Господа Иисуса Христа к Церкви конца 1-го столетия.
Однако прежде еще раз взглянем на то, что у Господа вызывает критику, а что он хвалит в жизни Древней Церкви. Важно напомнить то, о чем я говорил вначале: эта критика и эти похвалы имеют отношение не только к конкретным церквам древних городков, но актуальны на все времена. Давайте еще раз посмотрим, что вызывает нарекания Господа, и нет ли этого в нашей современной церковной жизни?


А) Обличение ересей и искажений христианской жизни.
Вновь и вновь мы читаем, что христиане не должны соблазняться учениями, размывающими чистую и истинную христианскую жизнь. Христианин не может совмещать свою веру с участием в развратной жизни, с блудом. Такое совмещение мы, к сожалению, наблюдаем у христиан Запада, где санкционированы многие извращения. Православная Церковь (как и Католическая) сохраняют чистоту в этой сфере и не идут на поводу у развращенных людей.


Б) Христос порицает какие бы то ни было попытки соединить христианскую веру с языческими верованиями и идеями. Это хорошо бы помнить людям. которые верят в оккультизм, перевоплощение душ, карму, знаки зодиака, астрологию, заговоры и проч…

В) Христиане достойны осуждения, если, увлекшись благами и суетой мира сего, забывают о Боге. Христос не вообще порицает роскошь, но ту роскошь, которая заставляет забыть о Боге – Источнике всякого подлинного богатства и смысла в жизни: …ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Вновь и вновь мы должны вспоминать Евангельские слова «Блаженны нищие духом», то есть, блаженны те, кто тоскует по Богу, стремится к Богу, алчет и жаждет Господа и Его Правды.
Свойствен ли этот грех некоторым современным христианам? К сожалению – да, но мне кажется, что в большей степени он свойствен западным христианам. Экономическое благополучие (как в странах Скандинавии) приводит этих людей к забвению Бога. Успехи в земной жизни начинают восприниматься как высшая ценность, а такие вещи, как молитва, духовное делание и возрастание, нравственное совершенствование, отходят на задний план, если вообще не исчезают.
Я не сказал бы, что в Православной и Католической Церквах этот грех становится характерной тенденцией. В Церквах, держащихся Священного Предания, слишком велик поиск Истины и духовности, поэтому принятие такого мировоззрения может быть скорее аномалией, чем нормой.


Наконец, два слова о том, что же Господу угодно, что Он хвалит в жизни Церкви?
Конечно, хранение истинной веры и чистоты христианской жизни.
Затем, терпеливое перенесение скорбей и испытаний.
Далее: надежда и уверенность в том, что верный Господу получит свою награду уже
«в веце сем», а если не в этом веке, то в вечности.

…О чем же думается мне, когда я окидываю мысленным взором разобранные нами семь речей Господа, адресованных Церкви? О потрясающей любви и терпении Божией к нам, грешным. Господь знает, что человек слаб, что человек может колебаться в вере и благочестии, даже увлекаться какими-то иными ориентирами в жизни. Но Господь верит в нас и не устает взывать: вернись, вспомни свою первую любовь, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся… Господь, как Отец из притчи о Блудном сыне, готов бежать к тебе первым, Он приходит без приглашения, и стучит в дверь твоего сердца, и ждет от тебя лишь одного: чтобы ты впустил Его, и тогда начнется пир радости и благодати.
…А что касается обещанных Господом наград верующим в Него и верным Ему, так, похоже, у Него не хватает даже слов, чтобы описать их.
Перейти к предыдущей записи За что Господь критикует Церковь? 4

Комментарии

Спаси Вас Господи, дорогой батюшка, отец Константин!
Действительно, удивительно до слез, что Господь так о нас промышляет. Иногда кажется, что все, такое натворил, ни за что не простит, даже самому простить себя трудно, и слез нет. Идешь на исповедь с каменным сердцем, только осознаешь, что ты никуда не годишься, и путь в Царствие Божие тебе закрыт навсегда. Прочитаешь коряво свои грехи батюшке, он "разрешит", отходишь и думаешь, как я к Причастию подойду, ведь ни слез, ни настоящего покаяния. Но в какой-то момент литургии из-за какого-то песнопения, или каких-то слов чтеца что-то стуктнет в сердце, и покаянные слезы начинают градом литься из глаз, и потом такая радость одолевает, что вовремя нужно спохватиться, чтоб враг не испортил все дело.
 
Сказать, что материал очень интересный, - ничего не сказать. Здорово, что мы вместе с Вами смогли разобрать эти высказывания о Церкви Господа нашего.Другой раз сам прочтешь, что-то мелькнет в голове, но не отложится. Или понимание есть, а глубины не хватает. Тут у Вас и глубина, и понимание, и смысл, закрытый от внешнего небрежения. Спасибо!
 
о.Константин! Разрешите задать вам вопрос. Как-то в дискуссии с атеистами, я сказал что до Христа все люди после смерти сходили в ад, независимо от праведности их жизни. В связи с чем мне был задан вопрос о том, что же тогда случилось с пророком Илией, который был взят на небо живым. Помогите пожалуйста ответить на данный вопрос.
 
Спаси Господи! О.КОнстантин, спасибо говорю в миллионный раз Вам за Ваши труды. Правильно Вы говорите, что всё, что говорил Господь церквам можно вменить и применить к каждому человеку в отдельности сегодня.
Господи, дай сил, терпения и смирения! Прости грехи наши и позволь впустить Тебя к себе в дом!!!
Грехи наши тяжкие =(((
 
Отец, Константин, а разве бедность не отвлекает от Бога? Не будет ли обычный человек, не подвижник, занят только заботами о пропитании и жалобами на судьбу?Лучше всего иметь необходимое, тогда останется время и на молитву ,и на неизнурительный труд.
 
"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 22-33)."
Эти слова Господа нашего подтверждаются многократными примерами из жизни моих знакомых. Да даже и в моей жизни было несколько случаев, которые хотя и отдаленно можно подвести под эти слова .
Мы жили в очень отдаленном и экологически неблагоприятном районе города. Я все мечтала переехать в другой район. А муж категорически был против, т.к. пешком ходил на работу, а в обед мог прийти и поспать дома. Я уже смирилась. И как-то начали вокруг поговаривать, что у нас в районе появился маньяк, убивающий людей кирпичом. Я так испугалась за себя и за детей, и горячее обычного стала читать утреннее и вечернее правила. И в этом же году мы уже переехали в экологически чистый другой район города. Я связываю это со своими "горячими" молитвами и конечно же, с величайше милостью Божиею, Которому Слава во веки. Аминь.
 
Очень, очень интересный цикл статей. Познавательно и полезно. Не устаю говорить спасибо, дорогой батюшка!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
4.827
Комментарии
8
Последнее обновление
Сверху