За что Господь критикует Церковь? 4

Эта запись является частью серии записей За что Господь критикует Церковь
За что Господь критикует Церковь?
Часть 4


Если раньше Господь преимущественно хвалил христиан Малой Азии, то в обращении к Сардийской Церкви звучат резкие слова осуждения...
Но прежде чем мы перейдем к Священному тексту, давайте вспомним, что это было за место: Сарды.


Сарды был одним из крупнейших городов древности, столицей области Лидия.
В 7-м веке до нашей эры здесь чеканились первые в мире золотые и серебряные монеты. Здесь находился дворец легендарного богача царя Креза, имя которого стало нарицательным – помните поговорку: «богат, как Крез»?
До начала 1-го века город был на вершине процветания. В 17 году 1-го века город был разрушен в результате мощного землетрясения, но впоследствии отстроен.
В то время, когда Господь дает откровение Иоанну, которое мы разбираем, Сарды опять были цветущим богатым городом. Богатство и процветание городу обеспечивала золотоносная река Пактол, на которой он стоял и в которой намывалось золото.


Христиане этого городка, как говорит Господь, скорее мертвы, чем живы. Это, естественно, следует понимать не в смысле физического здоровья, а в смысле духовного и нравственного здоровья.
Впрочем, почитаем:


И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.


Разберем последовательно:

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих…
С этими «духами», то есть некими Ангелами, которыми повелевает Христос, мы встретимся в Апокалипсисе позже, в 5-й главе. По мнению комментаторов, речь идет об «Ангелах присутствия», высших Ангелах, осуществляющих связь Бога Творца с творением.
Под словами о том, что Христос «имеет семь духов и семь звезд», надо понимать, что Христос ведает всем творением и ведает судьбой Церквей (звезды – епископы, или Ангелы Хранители Церквей – см.: Апок. 1, 20).


Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв…
Конечно, от Господа ничто не сокрыто и Он знает, как живут христиане в Сардах. Если же сардийцы не покаются и не исправятся, то Господь внезапно («как тать (вор)») придет в этот город с Судом.

Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны…
Здесь ироничный намек на известный сардийский промысел: ткацкий и красильный. Христиане Сард думают, что у них хорошие качественные и красивые одежды. Приезжие со всей Империи и даже из далеких варварских стран покупают и ценят эти изящные и качественные наряды… Но не все, что имеет цену в глазах человеческих, имеет цену и в очах Божиих. Господь резок на самом деле вы наги! Господь даст истинным верующим настоящую одежду, которой только и можно прикрыть наготу:
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни…


Верный Христу будет одет в прекрасные белые (то есть, выбеленные, то есть, особо качественные) одежды, и его имя будет сохранено в Книге жизни.
Книгой жизни называли книгу, хранившуюся в администрации каждого древнего города. В эту книгу заносили имена всех живущих. Когда человек умирал, его имя вычеркивали. Христос образно говорит, что на Небесах тоже есть Книга, в которую занесены имена людей (может быть, только христиан?). И что быть вычеркнутым из этой книги означает лишиться права на вечную жизнь.


Заканчивается это обличение традиционно:
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Это выражение призывает к внимательности. Смотрите, это не простые человеческие нравоучения, это Сам Христос через Духа Святого говорит Церкви.

Выводы в отношении Сардийской Церкви:
Спаситель недоволен состоянием христиан. Они озабочены мирским более, нежели духовным. Этот перекос в сторону материального – увы, извечная проблема людей вообще. Но христианин должен понимать, что погоня за материальным богатством – не то, что должно становиться направлением жизни. Это состояние можно назвать даже не духовным сном, а духовной смертью.

Кстати, а покаялись ли сардийцы после такого обличения? Точно мы этого не знаем, но христианская община, и не маленькая, в Сардах существовала еще долгие столетия. Через несколько десятилетий после грозного пророчества Господня епископом этого города стал святитель Мелитон, известный христианский писатель и деятель. Надо думать, что он вразумил свою паству и привел ее к покаянию. Некоторые сочинения святителя Мелитона можно почитать здесь: https://azbyka.org/otechnik/?Meliton_Sardijskij

А теперь перейдем к шестому откровению, в отношении другой малоазийской Церкви – города Филадельфы.

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.


Сначала Христос произносит Свои титулы. Он усваивает Себе титулы, принадлежащие Богу Отцу (Святый, Истинный), чем показывает Свое Божественное равенство с Отцом.
Далее Христос говорит, что Он – распорядитель всеми Божественными делами. Именно у Него – «ключ Давидов». Спаситель применяет к Себе пророческие слова Бога Отца, сказанные Исаии: «И ключ от дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» (Ис. 22, 22). Применяя по отношению к Себе эти слова, Христос показывает тем самым, что обещанное пророком – исполнилось: Он и есть долгожданный Мессия. И что именно Он – отворяет или закрывает для Церкви возможность спасения.


Впрочем, перейдем к сути рассказа:
Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут,
вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
Проблема филадельфийцев – общая для многих христиан того времени: преследование от иудеев. Господь опять подчеркивает, что эти люди – не настоящие иудеи, настоящие – это христиане. А те, которые не приняли Мессию, лишились каких бы то ни было духовных приоритетов и обетований. Теперь истинный Народ Божий в библейском смысле – Церковь.
Очень нелегко филадельфийцам испытывать ненависть иудеев, среди которых они живут, но скоро, обещает Христос, все изменится, эти иудеи сами придут к вере и покаются.


И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро…

В этих словах Господь говорит, что скоро грядут потрясения для всей земли (или, во всяком случае, для той местности) и что за свою стойкость в вере христиане будут помилованы от испытаний.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Этот последний фрагмент также отсылает нас к древним реалиям:
В древних храмах на колоннах и столпах были вырезаны имена великих деятелей. Этим самым столбы несли на себе печать принадлежности к великим людям. Вот и на истинно верующих во Христа, как на столпах, будет сиять Имя Божие.
Попросту говоря, этот возвышенный текст говорит о тесной и незыблемой связи Господа и верующих в Него.

Продолжение следует

Перейти к следующей записи За что Господь критикует Церковь? 5
Перейти к предыдущей записи За что Господь критикует Церковь: 3

Комментарии

Очень интересно! Через этот сложный текст мне вообще было не продраться. А ведь все проблемы, весь ужас, о котором говорит Господь, остался с нами.Что-то меняется, но греховная суть остается. Никак человек не может победить свою падшую природу. Понятно, что это возможно только с Божьей помощью. Но ведь и молимся, и просим, а... Как говорил Святитель Алексий Ивану Калите: Нужен святой. Так и нам сегодня в России, мне кажется, нужен святой. Безусловный авторитет. Дал бы Бог!
 
..."Так и нам сегодня в России, мне кажется, нужен святой. Безусловный авторитет. Дал бы Бог!"...
Дорогая Елена! Вспомните строки из Евангелия:
Иисус Христос сказал людям: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф., 13,54-57).
Разве у нас сейчас мало святых? И многие люди с ними общаются, имеют духовными отцами.
А наш Святейший Патриарх Кирилл, разве он не авторитет? Даже неверующие люди, слушая его проповеди по первому каналу проникались к нему глубоким уважением. И что? Грубо говоря , "смешали с грязью".
Да что говорить, Сам Спаситель наш в земной Своей Жизни не для многих был Авторитетом. Наверное, что-то другое нам нужно...
Валентина.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
3.348
Комментарии
2
Последнее обновление
Сверху