Судьбы архиереев XX века - 30 сентября.

Точная дата кончины епископа, о котором будет говориться, неизвестна. О нём в этом блоге мы вспоминали 29 ноября (это одна из версий), но тогда для подробного рассказа не нашлось места - надо было поместить жизнеописания троих архиереев, расстрелянных в 1937 году. Другая встречающаяся дата как раз 30 сентября, и поскольку информации о других скончавшихся в этот день епископах найти не удалось, сегодня о нём и будет рассказано. Вообще-то наиболее вероятна третья дата, 12 октября (30 сентября по старому стилю), но в этот день ещё будет о ком рассказать.

Епископ Старобельский Неофит (Следников)
Николай Николаевич Следников родился в 1873 году в Вельске Вологодской губернии, в семье учителя Вельского духовного училища (впоследствии - протоиерея Троицкого собора г. Вельска).
Окончил Вологодскую духовную семинарии и Казанскую духовную академию с правом преподавания в семинарии.

Александр Каплин. Преосвященный Неофит, епископ Старобельский:
"В этой академии было специальное миссионерское отделение...
Николай Следников, познавший особую важность миссионерства, был назначен на должность противораскольничьего миссионера-проповедника Вологодской епархии, где начал не только посещать самые отдаленные её уголки, но и публиковаться в «Вологодских епархиальных ведомостях» и в приложении к нему - журнале «Церковное слово», еженедельном издании Вологодского братства Всемилостивого Спаса.

Многие наболевшие вопросы затрагивал Николай Следников в своих заметках и очерках. Он писал о великом праведнике св. Иоанне Кронштадтском, о подвижниках благочестия в Вологодской епархии, рассказывал о необыкновенных случаях проявления чудесной помощи Божией в разных житейских ситуациях."
В «Прибавлениях к „Вологодским епархиальным ведомостям“» отмечалось, что он «По обязанностям епархиального миссионера, изъездил до крайних пределов Вологодскую епархию».

7 августа 1908 года зачислен штатным послушником Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где 9 августа епископом Никоном (Рождественским) пострижен в монашество. 15 августа рукоположен во иеромонаха, 13 октября того же года назначен исполняющим должность настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.
Вологодская епархиальная газета Благовестник:
"О состоянии обители в то время можно судить по документам, которые находятся в Государственном архиве Вологодской области: это "Ведомости" и "Сведения о Спасо-Прилуцком монастыре" за 1912 год. Они написаны собственноручно архимандритом Неофитом.

В них, в частности, говорится: "Непосредственный надзор за монастырем имеет сам Настоятель. Надзор же за братиею монастыря, послушниками, временно трудящимися и богомольцами возлагаются на Казначея и Духовника под непосредственным наблюдением Настоятеля. Общие правила исполнения надзора за братиею состоят: в неуклонном каждодневном посещении церковных Богослужений, как старшею, так и младшею братиею, благопристойном поведении братии, как во время церковных Богослужений, так и вне оных, и вообще в благоповедении, для чего Настоятель обозревает братские келлии неоднократно в неделю, а Казначей ежедневно.

Внутреннее нравственно-духовное устройство монастыря. Отношения Настоятеля, Казначея и Духовника к братии отеческие, простые, выражающиеся в попечении об удовлетворении нужд каждого, в попечении о правильном образе жизни, сообразной своему званию. Отношения братии к Настоятелю, Казначею и Духовнику сыновне-почтительные, кроткие и исполнительные, выражающиеся в точном и усердном исполнении возлагаемых на них послушаний, взаимные же отношения братии вполне мирные и дружелюбные. За точным выполнением чего следят Казначей и Духовник монастыря, под непосредственным наблюдением и руководством Настоятеля.

По внешнему отношению монастырь достаточно благоустроен, но по многочисленности и обширности монастырских зданий, от долговременности пришедших в ветхость, требуется большая затрата сумм на их ремонтировку, каковых, к сожалению, монастырь в достаточном количестве не имеет.

... Преподавание слова Божия в храме богомольцам по воскресным и праздничным дням производится Настоятелем, а иногда поручается и старшей братии; во время же братской трапезы каждодневно читаются братиею по очереди Жития Святых из Четьи Минеи и Пролога.
Во время Богослужения церковное чтение и пение совершается тщательно, просто и не допускается никаких нововведений, несообразных с пением, более приличных уставу монастырскому.
...В праздничные дни, по отправлению Богослужений, раздаются богомольцам религиозно-нравственные брошюры, Троицкие листки, Священные изображения и крестики, а значительным посетителям - Иконы, Акафисты и жития преподобных. Всего в отчетном году раздано до 1000 экземпляров.
Странников и богомольцев в 1912 году было до 1575 человек.
Братии к концу отчетного года было кроме Настоятеля, монашествующих: иеромонахов 4, иеродиаконов 3, монахов 1".

Из послужного списка за эти годы известно о составе братии. Казначей обители - иеромонах Геннадий, 48 лет, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1903 г. в Николаево-Коряжемском монастыре. Духовник (с 1894 г.) - иеромонах Виталий, 65 лет, домашнего образования, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1899 г. во Владмирской Заоникиевской пустыни. Ризничий (с 1908 г.) - иеромонах Макарий, 42 года, домашнего образования, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1906 г. в Николаево-Коряжемском монастыре. Иеромонах Пахомий, 49 лет, обучался в сельском училище, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1901 г. в Александро-Свирском монастыре.

Кроме них, в братии были три иеродиакона: Иона, 45 лет, обучался в церковно-приходской школе, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1903 г. в Николаево-Коряжемском монастыре; Авраамий, 57 лет, домашнего образования, из крестьян, пострижен в монашество в 1891 г. в Семигородней Успенской пустыни; Сергий, 61 год, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1900 г. в Григорьево-Пельшемском монастыре.

Не имел священного сана мантийный монах Димитрий, 57 лет, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1912 г. в Спасо-Прилуцком монастыре."

Был одним из секретарей прошедшего с 5 по 13 июня 1909 года I Всероссийского съезда монашествующих, на котором председательствовал епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский).
"... в Троице-Сергиевой лавре собрался первый Всероссийский съезд монашествующих. Это было в 1909 г. Председательствовал на нем епископ Вологодский и Тотемский Никон - "строгий монах, убежденный последователь созерцательного аскетического делания жизни иночества, знающий непосредственно свет и тени монашества, болеющий сердцем об упадке монастырей", а одним из секретарей съезда был игумен Спасо-Прилуцкого монастыря о. Неофит.

В программе этого высокого собрания говорилось: "Главною задачею съезда должно быть всестороннее обсуждение вопроса о том, какие меры возможно и должно принять для поднятия духовной жизни в современном монашестве, какие препятствия к сему, постепенно создавшиеся в течение последнего десятилетия, необходимо устранить и как сего достигнуть, чтобы, с одной стороны, мир не вторгался в тихие пристани духовной жизни с своею суетою и несвойственными строгоиноческой жизни требованиями, а с другой - чтобы монашество само не выходило в мир искать в нём того, от чего оно отрекается уже в силу обетов своих, но во что вовлекается невольно внешними условиями, большею частию от иноков независящими".

Можно сказать, что одним из достойных проводников на вологодской земле решений этого исключительного в своем роде собрания владыка Никон избрал епархиального миссионера Николая Николаевича Следникова. Это была яркая, неординарная личность. По окончании Казанской духовной академии, ориентировавшей своих выпускников на миссионерскую деятельность, в 1899 году он принимает на себя должность епархиального миссионера. На такое подвижническое послушание мог решиться только искренне и глубоко верующий человек. На этом поприще Николай Следников 10 лет вел нелёгкую работу по обращению старообрядцев, словно подтверждая известный тезис, с новой силой высказанный в трудах его современника, священномученика епископа Илариона (Троицкого) - "Без Церкви нет спасения". В те годы в "Вологодских епархиальных ведомостях" часто публикуются заметки и отчеты Николая Следникова о его деятельности. Начинают проявляться его незаурядные проповеднические способности и литературный талант. Во время поездок по епархии Н.Н.Следников видел, сколько опаснейших и пагубнейших пороков укрепилось в народе и на искоренение их направлял своё слово.

"Что сталось с народом Русским? Отчего в нём такая неустойчивость? Налетела грязная, мутная волна неверия, свободомыслия, бессмысленного попрания добрых заветов старины, всего доброго и святого, чем могущественны и велики были наши предки, и не устояли мы, поддались злу на радость врагам Церкви и родины. Вместо того, чтобы противостоять злу, вместо того, чтобы познать своё недостоинство и обратиться всем сердцем к Богу, от него ожидать вразумления и помощи, вместо того, чтобы, по примеру отцов, искать утешения и подкрепления в церковной молитве, в поучении пастырском, вместо того, чтобы всей душой прилепиться к храму Божию,... многие ослабели в усердии к посещению его, поддались на заманчивые речи вольнодумцев, которые оставили грязный след в их душах..."

Не замыкаясь в стенах обители, отец Неофит всюду стремился отделять чистую пшеницу православной веры от плевел вольнодумства, сектантства и неверия."

Особо отмечают, что будущий епископ "Всю жизнь записывал и публиковал жизнеописания подвижников благочестия Вологодской епархии".
"Немногие сейчас знают, что жизнеописания почти всех известных нам вологодских подвижников благочестия XIX - начала XX веков приналежат его перу. Это книги о блаженном Николае Рынине (уже в конце XX века он был прославлен как местночтимый святой), о юродивой монахине Горицкого монастыря Асенефе Клементьевской, о старце Максиме Погореловском, о Петропавловском диаконе и другие."

10 марта 1913 года в Воскресенском соборе города Вологды хиротонисан во епископа Измаильского, второго викария Кишинёвской епархии.
С 13 ноября 1914 года — епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. Полтавским викарием пробыл около трёх лет. Был постоянным сотрудником журнала «Слово».

После Февральской революции напряжённая обстановка возникла в Харьковской епархии. Члены Украинской Центральной Рады были настроены против монархиста архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого) и требовали его смещения. 1 мая 1917 года архиепископ Антоний был уволен на покой в Валаамский монастырь. В связи с этим 17 октября 1917 года епископ Неофит был указом Синода назначен епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии, а также настоятелем Старо-Харьковского Преображенского Куряжского монастыря.

"На ситуацию в Харькове оказывали влияние события, происходившие как в Петрограде и Москве, так и в Киеве. Епархия большую часть года оставалась без правящего архиерея. И здесь во многом позитивную роль играли викарии.
К концу 1917 г. обстановка кардинально изменилась. Хрупкая неустойчивая ситуация была взорвана, что привело к страшным последствиям. В декабре 1917 года в Харькове была провозглашена Советская власть на Украине, в феврале-апреле 1918 г. город побывал столицей Донецко-Криворожской республики, а в мае-октябре находился под немецкой оккупацией и в составе гетманата Скоропадского.
В феврале 1918 г. (на праздник Сретения Господня) в Харькове были расстреляны народные крестные ходы (в частности, недалеко от Николаевской церкви, настоятелем которой был тогда протоиерей Т.И. Буткевич)."

30 мая 1918 года в связи с избранием Антония (Храповицкого) митрополитом Киевским, епископу Неофиту было поручено временное управление Харьковской епархией.
"Епископ Неофит со всей ответственностью вступил во временное управление Харьковской епархией, где с 1917-го года шли грабежи и убийства священников и монахов. Но и в такой сложной обстановке епископ Неофит оставался верным своему долгу и христанской совести. В частности, он отказался отслужить панихиду по убитому в Киеве 30 июля 1918 г. германскому генерал-фельдмаршалу Эйхгорну.
Владыка прекрасно знал по предсказаниям, что ждёт Россию и Церковь, а поэтому во время разговора с настоятельницей и монахинями Старобельского Свято-Скорбященского монастыря, посетивших Владыку в Харькове, он прямо им сказал, что надо готовиться к уходу из обители, монастыри будут закрыты. Благодаря богомудрому совету епископа Неофита монахини смогли не только спрятать монастырские святыни и ценности, но и приготовить один из подземных ходов для длительного жительства в нём пожилых схимниц и монахинь.

Из архивного дела читаем: 5/18 сентября 1918 г. епископ Неофит отбыл из Харькова в Хорошевский женский монастырь, где совершил Всенощное бдение и на следующий день - Божественную литургию по случаю храмового праздника в память Чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
Из Хорошева Владыка, будучи уже больным, отбыл в уездный город Змиев, откуда 7/20 сентября совершил крестный ход в Высочиновский Казанский мужской монастырь, где 8/21 сентября совершил Божественную литургию.
9/22 сентября Владыка отбыл в Спасов скит, который был устроен на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. близ станции Борки.

10/23-го сентября епископ Неофит прибыл в Харьков. Как выяснилось, он заболел «испанской болезнью, которая потом осложнилась воспалением легких и брюшным тифом».
В журнале Харьковской духовной консистории от 16 октября 1918 г. записано: «После продолжительной и тяжелой болезни Владыка тихо скончался 29-го сентября 1918 года в 11 часов вечера».
Епископу Неофиту было всего 45 лет."

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху