Судьбы архиереев XX века - 2 октября.

Сегодня день памяти епископа, не раз упоминавшегося в этом блоге в связи с церковной жизнью на Украине во времена немецкой оккупации. Однако и его деятельность до поставления во епископы, и последующее служение также весьма примечательны.

Архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеимон (Рудык)
Пётр Стефанович Рудык родился в 1898 году в селе Липовцы Перемышлянского уезда (ныне относится к Львовской области, а в то время принадлежало Австро-Венгрии) в набожной галицко-русской крестьянской семье. Приходился двоюродным братом будущему митрополиту Польской Православной Церкви Стефану (Рудыку).

В Австро-Венгрии власти прилагали большие усилия для подавления движения к переходу в Православие среди галичан, а он стремился стать иноком и послужить делу восстановления истинной веры среди своего народа.
Церковное служение верного сына Галицкой Руси архиепископа Пантелеимона (Рудыка). К 50-летию учреждения Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата (очень информативная работа, которая будет цитироваться и далее):
"Мальчиком Петр Рудык тайно перешел австрийско-русскую границу, чтобы стать насельником знаменитой Почаевской златоглавой лавры. Это был не единичный случай в период до начала Первой мировой войны. В летнее время, после окончания сезонных крестьянских работ, галичане с большим риском группами проходили мимо австрийских пограничных застав, чтобы «подышать благодатным воздухом православия» и отдохнуть душой под сенью почаевских святынь «древнего отеческого благочестия».
В 1912 г. четырнадцатилетний Петр Рудык прибыл в Почаевскую лавру и по благословению выдающегося русского архиерея Антония (Храповицкого), архиепископа Житомирского и Волынского, священноархимандрита лавры, был принят в число ее воспитанников с правом ношения подрясника."

В четырехклассной церковно-приходской школе при Лавре получил начальное образование. При приближении линии фронта во время Первой мировой войны в 1915 году был вместе с лаврской братией эвакуирован в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской епархии.
После распада Российской империи возвратился из эвакуации и оказался во вновь обособившейся Польше. По благословению епископа Кременецкого Дионисия, управляющего Волынской епархией, в 1920 году принял монашество с именем в честь великомученика Пантелеимона.

В 1922 году закончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре и был рукоположен вначале во иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха.
По окончании богословских классов Волынской духовной семинарии в Кременце в 1924 году, в начале следующего года был направлен на новооткрывшийся православный богословский факультет Варшавского университета, откуда выпустился в 1928 году.

"С 1925 г. иеромонах Пантелеимон - настоятель Свято-Георгиевского храма во Львове, приход которого постоянно являлся главным, а в некоторые периоды и единственным островом православия в Галиции с 1787 г. Одновременно он был назначен благочинным нескольких возвратившихся из унии приходов. Православные приходы возникли без какого-либо давления на Сокальщине, в Коломые и Турке над Стрыем, в древнем Галиче. Движение по возвращению в православие тогда полностью охватило наиболее отдаленный район Галиции - Лемковщину. Несмотря на трудности и враждебное отношение униатской иерархии и светской администрации края, он ревностно проповедует об истинности православия среди родного народа и постоянно присоединяет к православной церкви греко-католические приходы.

Подписанный в 1927 г. конкордат между Польшей и католической церковью передал все приходское имущество униатской церкви папскому Риму и тем самым приостановил переход униатских приходов в православие. В случае перехода в православие верующие, в большинстве очень бедные люди, должны были прежде всего сами заботиться об устройстве храма, приобретении утвари, облачений, а также об обеспечении священника. Это создало непреодолимые трудности для дальнейшей работы миссии, не располагавшей материально-финансовой базой. Варшавская митрополия могла отпускать для миссии очень незначительные средства. Однако до заключения этого конкордата молодой миссионер сумел более тридцати общин присоединить к православной церкви. В самой Польше, на Лемковщине и в Галиции в православие с 1923 по 1929 г. перешло около 30 тысяч человек, несмотря на отсутствие свободы и средств у православной церкви."

В 1929 году был возведен в достоинство архимандрита и назначен настоятелем Загаецкого монастыря святого Иоанна Милостивого. В этом тихом малом монастыре он быстро поднял на высокий уровень духовную и хозяйственную жизнь.
В 1933 году был определён наместником Почаевской Лавры. Смутные годы расстроили не только огромное хозяйство лавры, но и её внутреннюю уставную жизнь, поэтому архимандрит Пантелеимон особо усердствовал в восстанавлении богослужебного устава, традиций и распевов Киево-Печерской Лавры, общего благолепия служб. В 1934 году он открыл в Лавре богословскую шестигодичную школу для иноков. Благодаря помощи православного населения Волыни были проведены капитальные наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и других строений.

"Архимандрит Пантелеимон проявляет себя ревностным сторонником церковнославянского языка в богослужении и не допускает на территории лавры совершения на украинском языке даже панихид по кумиру малоцерковной украинской молодежи Тарасу Шевченко. В 1930-е гг. он усердно противостоит так называемой «ревиндикации» лавры, т.е. передачи ее обратно католикам на основании лишь того, что она какое-то время находилась в руках униатов. Католики при этом лукаво «забывали», что, прежде всего, сама уния насаждалась насильственно, что она была навязана малороссийскому народу, что Почаевская обитель была основана и начала свое существование как православная. Архимандриту Пантелеимону как наместнику лавры надо было организовать юридическую защиту от 724 исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая при помощи юридически-исторических и чисто религиозных аргументов, что единственным хозяином лавры, несмотря на более чем столетнее владение ею униатов, остается православная церковь.

Конец мужественному противостоянию архимандрита Пантелеимона полонизации и католической «ревиндикации» по милости Божией пришел внезапно и неожиданно. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, и 19 сентября 1939 г. Западная Украина отошла к Советскому Союзу. Православные епархии Западной Украины, освобожденной от польского панского владычества, которое почти во всем повторяло национальный гнет и религиозный геноцид православного малороссийского народа в XVII в., с надеждой на мир возвратились в состав гонимой безбожным режимом святой Русской православной церкви-мученицы.

После прихода советских войск в 1939 г. наместнику отцу Пантелеимону пришлось пережить еще одну напасть: у лавры новой властью были отняты все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т.д. Представители советской власти с издевательствами таскали наместника по чердакам монастырских корпусов, проверяя, нет ли там оружия. Перестали существовать детские приюты, приходская школа и вообще вся жизнь на территории монастыря, за исключением богослужебной. Всех послушников и молодых монахов выгнали из лавры, оставили только пожилых и стариков. Число насельников Почаевской лавры уменьшилось с 300 до 80 человек."

В феврале 1941 года Почаевскую лавру посетил архиепископ Николая (Ярушевича), назначенный Экзархом западных областей Украины и Белоруссии. В своем рапорте патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию он рекомендовал восстановить православную епископскую кафедру во Львове и назначить на неё архимандрита Пантелеимона.
27 марта 1941 года он был хиротонисан во епископа Львовского в Елоховском Богоявленском соборе Москвы.
В его юрисдикцию вошли все возвратившиеся из унии приходы новообразованных Тернопольской и Львовской областей (бывшей исторической Галиции). До 2 июня 1941 года епископ Пантелеимон также оставался и наместником Почаевской Лавры.

После начала Великой Отечественной войны по приглашению архиепископа Алексия (Громадского) принял участие в Почаевском совещании 18 августа 1941 года, на котором, ввиду невозможности какой-либо связи через линию фронта со священноначалием Русской Православной Церкви в Москве, было провозглашено временное создание автономной Украинской Церкви. Автономный статус не был признан Московским Патриархатом, но члены автономной Украинской Церкви не считались раскольниками и не подверглись каноническим прещениям.

"В декабре 1941 г. иерархия православной Автономной церкви для канонического возрождения древней Киевской епархии, почти полностью уничтоженной воинственным атеизмом и разгромленной липковцами-самосвятами, направила в Киев лучших представителей волынско-галицкого православного духовенства во главе с епископом Львовским Пантелеимоном (Рудыком).

18 декабря 1941 г. епископ Пантелеимон на правах епархиального архиерея прибыл в Киев. Проживавший на покое в Киеве единственный на всю находившуюся под советской властью Украину архиерей канонического рукоположения синодального периода престарелый схиархиепископ Антоний вошел в каноническое общение с епископом Пантелеимоном.

Владыке Пантелеимону как управляющему Киевской епархией предстояло организовать епархиальную и приходскую жизнь почти с нуля в сложнейших условиях военного времени. Первоначально германские оккупационные власти умышленно допустили стихийное возрождение церковной жизни. Однако в целом германская политика по отношению к православию была построена по принципу «разделяй и властвуй». Стремясь ослабить русское влияние, нацисты изначально использовали украинский национализм и разделение православной церкви. Германской власти было выгодным противостояние православной иерархии и раскольнической. Всем открытым церквам было поставлено условие — на богослужениях молиться за новую власть.

В Киеве епископ Пантелеимон сразу же открыл Епархиальное управление. При помощи своих помощников владыка начал освящать новооткрытые храмы, назначать в них священников и выдавать антиминсы. Первоначально в нижнем храме Свято-Николаевского монастырского собора, так как верхний еще не был освобожден от каких-то установленных безбожной властью в 30-е гг. механических станков, он литургисал по возможности ежедневно, совершая диаконские и священнические хиротонии для заполнения духовенством всех новооткрывавшихся и возвращавшихся из автокефального раскола храмов Киева и Киевщины.

Для пополнения духовенства в Киеве с благословения епископа Пантелеимона были образованы проверочные комиссии из лиц с богословским образованием. Владыка иногда сам подбирал и экзаменовал ставленников перед хиротонией. Главное же пополнение шло через обучение кандидатов на краткосрочных курсах (от 1 до 6 месяцев). Правда, затем оккупанты запретили их, как и организацию высшего богословского образования. Только осенью 1943 г., когда советские войска уже приближались к городу, епископу Пантелеимону разрешили создать духовную семинарию в Киеве. Но времени для реализации этого плана уже не оставалось.

Трудами епископа Пантелеимона в Киевской епархии в 1942 г. было открыто 8 монастырей (в самом Киеве было возрождено 6 обителей с 760 насельниками) и 318 храмов (в 1943 г. приходов было уже 500), из них в самом Киеве 28 (осенью 1943 г. число киевских храмов достигло 40). В епархии под омофором владыки Пантелеимона служили 434 священника. В 1943 г. число приходов в епархии достигло почти 50% дореволюционного уровня, а количество священнослужителей - 70%. Автономной церкви был возвращен Владимирский собор, который подготавливался к торжественному освящению после мерзости безбожного осквернения.

Кроме сугубо епархиальных дел, владыке Пантелеимону приходилось решать дела, касающиеся всего православия на Украине. Киев в годы Великой Отечественной войны стал после Волыни вторым местом, в котором развернулась тяжелая борьба канонической автономной церкви и раскольническо-националистической организации, называемой Автокефальной церковью, созданной при участии Варшавского митрополита Дионисия (Валединского) раскольническими действиями Поликарпа (Сикорского). Отношение епископа Пантелеимона к преемникам «соборноправної благодаті» «митрополитов» Васыля Лыпкивского и Мыколы Борецкого, остатки которых заявили о себе на съезде в Киеве 29 сентября 1941 г., было всегда строго каноническим. Во время переговоров со старыми липковцами и неолипковцами Поликарпа он настаивал на принятии их в общение при отсутствии канонических препятствий и только после покаяния и нового посвящения.

Епископ Пантелеимон, как и все епископы, духовенство и верующие Автономной церкви, которых на Украине было абсолютное большинство, выступил против неканонического объединения с раскольниками, подписанного 8 октября 1942 г. в архиерейском доме на территории Почаевской лавры. Тогда митрополит Алексий (Громадский) под давлением и шантажом прибывших автокефальных «епископов» Никанора Чигиринского (Абрамовича) и Мстислава Переяславского (Скрыпника), не имея на то полномочий от епископата Автономной церкви, поспешно согласился с предложенным ему «Актом поєднання». Благодаря ревности своих собратьев-архиереев и единству с верующими митрополит Алексий, осознав свою ошибку, аннулировал свою подпись."

Из-за вмешательства немецких властей архиепископ Пантелеимон не смог принять участия в Архиерейском Соборе в Ковеле 6 июня 1943 года. 25 сентября 1943 года он вместе со своим келейником и иподиаконом монахом Димитрием (Щур) по распоряжению немецкой власти об эвакуации гражданского населения был вынужден эмигрировать на Запад.
После отбытия из Киева остановился в Варшаве, в конце 1944 года находился в Берлине.
После окончания Второй мировой войны оказался в самом крупном лагере для перемещенных лиц в Германии – Шляйсгайме близ Мюнхена, где проживало более 7000 беженцев и имелось значительное количество духовенства. 5 апреля 1946 года в Мюнхене в числе других 12-ти архиереев автономных Украинской и Белорусской Церквей был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей в сане архиепскопа Киевского и Галицкого.

В 1947 году был назначен на служение в Аргентину как архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский. Прибыл в свой кафедральный город, Буэнос-Айрес, в начале 1948 года. Кафедральный собор, епархиальное управление и архиерейский дом пришлось размещать в наёмных помещениях. Владыка Пантелеимон преуспел в устроении епархиального центра, но, из-за интриг римо-католического клира, с аргентинскими властями не поладил и был вынужден покинуть страну.

В первой половине 1950 года был командирован в Иран, но вскоре это назначение было отменено.
В 1951 году был направлен в Тунис — управлять приходами Северной Африки, где после Второй мировой войны сложилась достаточно большая русская колония. Назначение состоялось без предварительного согласования с Александрийским патриархатом, представители которого появление русского архиерея в Северной Африке встретили враждебно. Патриарх Александрийский Христофор II, запретил сослужения своих клириков со священниками РПЦЗ, находящимися в подчинении архиепископа Пантелеимона. Пантелеимону часто приходилось служить одному без священника, ввиду болезни настоятеля храма в Тунисе протоиерея Константина Малиженовского.

24 сентября 1951 года назначен правящим архиереем Западноканадской епархии, но указ о назначении не разглашался до его прибытия в Эдмонтон, так как в Архиерейском Синоде РПЦЗ опасались противодействия со стороны многочисленных в Западной Канаде украинских автокефалистов.
Прибыл на место служения в ноябре 1952 года. В 1954 году был перемещен на Восточно-Канадскую и Монтреальскую кафедру. Паству владыки Пантелеимона составляли преимущественно бедные крестьяне – переселенцы из Галиции, Буковины и Волыни, - и их потомство. Архиепископ Пантелеимон стоял на страже сохранения эмигрантскими общинами церковнославянского языка в богослужении, традиционного уклада жизни и религиозного быта.

В 1957 году, не позднее августа, был почислен на покой подвергшись клеветнической кампании. В те годы первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий был уже в преклонном возрасте и архиепископ Пантелеимон был одним из его вероятных наследников, вследствие чего возбудил против себя интриги со стороны своего рода "серого кардинала РПЦЗ" протоиерея Георгия Граббе. (Тот же Григорий Граббе в 1963 году был одним из главных организаторов травли святителя Иоанна (Максимовича), также считавшегося одним из основных кандидатов на должность Первоиерарха РПЦЗ.)

Собор Святой Матроны Московской в Майами
Гонения на архиепископа Пантелеимона (Рудыка) в Русской Зарубежной Церкви
"Архиепископ Пантелеимон заявил, что все обвинения в его адрес несправедливы. На его стороне выступил и считал несправедливо оклеветанным епископ Савва (Сарачевич; +1973) – иерарх Русской Православной Церкви Заграницей и адвокат, впоследствии защищавший во время подобной клеветнической кампании архиепископа Иоанна (Максимовича), святителя Шанхайского и Сан-Францисского.

Перед Первоиерархом митрополитом Анастасием владыку Пантелеимона активно защищал хорошо его знавший по Варшаве и Северной Африке протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, впоследствии епископ Бостонский. В своих воспоминаниях владыка приводит следующее: «Все, что о нем сообщили Вашему Высокопреосвященству, что услыхал я из уст Ваших, все это вздор и клевета. За владыкой Пантелеимоном большие заслуги в борьбе за Православие в Польше, он был гоним Римской Курией и гражданскими властями за жертвенную и успешную борьбу с унией… А то, что сообщил о нем Вашему Высокопреосвященству у кормила церковного Управления стоящий протоиерей (имеется ввиду Г.Граббе), это, полагаю, дело его личной церковной политики. Он спешит сразить достойного и сильного, ему неугодного архиерея». По утверждению отца Митрофана главным обвинителем владыки Пантелеимона являлся протоиерей Георгий Граббе, Правитель дел Синодальной канцелярии, а впоследствии епископ РПЦЗ.
В результате кампании, в 1957 году владыке Пантелеимону пришлось уйти на покой (уволен решением Архиерейского Синода).
...
После того в Русской Православной Церкви Заграницей долго сожалели, что такой видный архиерей, много потрудившийся для развития и укрепления Русской Зарубежной Церкви, перешел в Русскую Православную Церковь, с которой тогда не было канонического общения. Священники и миряне были в недоумении, почему и за что церковные власти преследовали владыку Пантелеимона, что в результате привело к переходу его в другую юрисдикцию."

Написал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию о стремлении быть в общении с Русской Православной Церковью в Отечестве и 5 марта 1959 года, после принесения покаяния, был принят в клир Московского патриархата.
"8 августа 1959 г. одновременно с учреждением Эдмонтонско-Канадской епархии Московского патриархата архиепископ Пантелеимон был назначен первым и, как оказалось в дальнейшем, последним её правящим архиереем с титулом Эдмонтонский и Канадский."

Предстояло вновь устраивать епархию. В приобретенном на личные средства домике в Эдмонтоне Владыка и его келейник, архидиакон Димитрий (Щур), устроили крестовую церковь в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе в 1240 году с престольным праздником в пятницу Светлой седмицы. С 1960 года стали регулярные паломнические поездки верующих из Канады в СССР, с 1962 года - епархиальные съезды, заседания епархиального управления и епархиального совета. С 1963 года стал ежеквартально выходить двуязычный «Канадський Православний вісник» ("Canadian Orthodox Messenger"). Был установлен общеепархиальный праздник «День Православия в Канаде» в одно из воскресений июля. Для пополнения состава духовенства владыка смог убедить канадские власти допускать приезд в страну священнослужителей присылаемых из Украинского Экзархата Русской Православной Церкви.

Владыка воспитывал каноническую дисциплину и не переносил западного духа демократии при решении церковных вопросов. Делом многих трудов было убеждение приходов, желавших сохранять практическую самостоятельность от какого-либо священноначалия, принять типовой устав. Архиепископ регулярно посещал приходы в дни престольных праздников, при отсутствии приходских настоятелей сам совершал богослужения и требы как обычный священник. От духовенства владыка требовал активного миссионерского служения и сам лично показывал пример, читая на разных приходах лекции. Особое внимание уделял молодежи, основав во многих приходах молодежные братства, требовал учреждения воскресных школ при каждом приходе. Деятельность архипастыря служила к увеличению числа приходов до 35, а также к умножению прихожан, в связи с чем многие храмы были перестроены.

"Особое внимание высокопреосвященный владыка уделял будущему православия - молодежи. Во многих приходах были основаны молодежные братства, среди которых самым активным являлось Пророко-Ильинское, объединившее активную молодежь приходов в Чипмане, Шишковцах, Мондере и Вегревилле. Целью братств являлось православное воспитание и образование молодежи с изучением родного языка.

Деятельность архипастыря способствовала увеличению числа приходов до 35. Некоторые приходы других юрисдикций, в которых не было священнослужителей, писали прошения владыке Пантелеимону с просьбой принять их под свой омофор и по его решению присоединялись к матери-церкви. В связи с ростом количества членов некоторые храмы стали тесными для участия в богослужении всех прихожан. Это вызвало потребность в строительстве новых, более вместительных и благолепных храмов. Архиепископ Пантелеимон освятил полным архиерейским чином новопостроенные Свято-Варваринский собор и несколько фермерских храмов (в провинции Альберта - в Нискю, Спирит Ривер, Горынь, в провинции Саскачевань - в Едвор и МакНатт)."

Посетил с паломничеством СССР в сентябре 1961 года и в середине 1967 года, когда своим посещением помог уберечь от закрытия особо дорогую для него Почаевскую Лавру.
"Одним из главных пунктов паломничества владыки Пантелеимона являлось посещение Свято-Успенской Почаевской лавры, ситуация вокруг которой оставалась напряженной. Монахов и послушников продолжали всячески притеснять, создавая невыносимые для жизни условия: их выдворяли из стен лавры и затем не давали разрешения для прописки, лишали паспортов, молодых призывали в армию. Большая часть строений, принадлежавших лавре, была уже конфискована. Своим богомольем и молитвенными богослужениями владыка духовно укрепил почаевских монахов в их исповедническом многострадальном стоянии за Дом Богоматери на святой горе Почаевской. Безбожные местные власти начинали понимать, что продолжение гонения на насельников и закрытие обители, частыми гостями которой все чаще становились иностранцы, может наделать на Западе много «лишнего шума», и постепенно смягчили свое давление."

Также посещал Святую Землю в августе-ноябре 1962 года; Польшу в июне-июле 1967 года (был гостем митрополита Варшавского и всея Польши Стефана, своего двоюродного брата); Святую Гору Афон в июле-сентябре 1968 года, причём по дороге побывал также в Лондоне, Салониках, Афинах и Париже.

"3 июня 1967 г. в Свято-Владимирском кафедральном соборе Киева архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеимон принял участие в наречении архимандрита Феодосия (Дикун) во епископа Переяслав-Хмельницкого, викария Киевской епархии, а на следующий день в его архиерейской хиротонии." (Епископа Феодосия мы вспоминали только вчера.)

Владыка уже долгое время был болен диабетом, и вскоре по приезде с Афона его состояние внезапно ухудшилось. Врачи признали резкое ослабление деятельности сердца и сопутствующее заболевание легких. Скончался архиепископ Пантелеимон 2 октября 1968 года в 5 часов 30 минут утра в ближайшем от архиерейской резиденции госпитале имени королевы Александры города Эдмонтон. Чин погребения был совершен в Варваринском соборе, но согласно с высказанным в свое время пожеланием владыки, чтобы его похоронили вне шумного города, его прах был погребен на центральном месте кладбища ближайшего храме Рождества Богородицы в местечке Нискю, перед входом во храм Рождества Пресвятой Богородицы, который он освятил.

"«В лице почившего Русская Православная Церковь потеряла доброго делателя на ниве Христовой, с самых юных лет посвятившего свою жизнь служению Святому Православию», - с душевной теплотой о владыке было отмечено в некрологе.

Самая главная заслуга архиепископа Пантелеимона в период управления Эдмонтонско-Канадской епархией в том, что он воспитал свою паству в непоколебимой верности Московскому патриархату и идеалам Святой Руси. Это ярко проявилось 10 апреля 1970 г., когда Московский патриархат предоставил Русской православной греко-кафолической Североамериканской митрополии просимый ею автокефальный статус с наименованием её Православной церковью в Америке. Согласно Томосу, Патриарший экзархат Северной Америки и входившая в него Эдмонтонско-Канадская епархия были упразднены. Однако почти все приходы епархии владыки Пантелеимона пожелали остаться и далее в составе Московского патриархата и добились особого статуса для своего пребывания под его юрисдикцией, который берегут до сих пор.

Архиепископ Пантелеимон подвизался в монашеском образе 56 лет, иеромонахом прослужил 46 лет, 27 лет он нес архиерейский омофор."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху