Судьбы архиереев XX века - 12 сентября.

В этот день скончались три епископа, и все они смогли пережить 37-й год. Но это неудивительно: один из них был тогда обновленцем, другой после революции оказался на территории Польши и был репатриирован только в 1945 году, третий же как в 1919 году эмигрировал в Маньчжурию, так в СССР больше и не возвращался.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий (Ларин)
Ларин Сергей Иванович родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье рабочего типографии Государственного банка.
В 1916 году поступил в 5-ю Петроградскую мужскую гимназию, которую в 1925 году окончил уже как 37-ю советскую школу.

В 1923 году (у Лавринова - в 1925-м, что скорее всего правильнее) присоединился к обновленческому расколу. С 1923 года прислуживал в обновленческих храмах Петрограда. Был иподиаконом и дьяком Казанского собора в Ленинграде.
В 1927 году женился. Был рукоположен обновленцами во диакона (то ли также в 1927 году, то ли ещё в 1926-м).

По Лавринову "в 1930 г. окончил Ленинградский высший богословский институт со степенью кандидата богословия. 14 июня 1930 г. рукоположен во священника и назначен к Скорбященской церкви пос. Стекольного завода г. Ленинграда.
В 1930-1932 гг. рядовой 16-го отдельного батальона тылового ополчения. В 1932 г. брак расторгнул. В начале 1933 г. принял монашество в Тихвинском Успенском мужском монастыре. С апреля 1933 г. настоятель Петропавловской единоверческой церкви с. Халтурине Волховского района Ленинградской епархии. 25 декабря 1933 г. арестован. 25 февраля 1934 г. постановлением Тройки при ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе приговорен к 3 годам концлагеря условно. 9 марта 1934 г. освобожден."

По данным другого исследователя, А.И. Кузнецова, в Богословском институте он не учился, в конце 1920-х годов поступил на службу на завод № 406 города Ленинграда на должность ответственного исполнителя по снабжению. По этой должности он и был судим народным судом Петроградского района, и 15 января 1936 года приговорён по ст.118 УК (получение взятки по делу о поставке паркета) к 3 годам лишения свободы. По освобождении из Дмитровского лагеря в 1939 году он работал в той же должности в Институте зерна.

11 октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии.
М. В. Шкаровский со ссылкой на А. Э. Краснова-Левитина так описывает причины этого: «В октябрьские дни (1941 года) тяжелейших боёв под Москвой, когда не исключалась сдача столицы, Александр Введенский (обновленческий первоиерарх) был вызван в отдел эвакуации Московского городского совета, и там генерал безопасности сообщил, что митрополита Александра с семьей и митрополита Виталия (Введенского) в ближайшее время эвакуируют в Оренбург. «Там, в глубоком тылу, вам будет удобнее управлять церковью», — вежливо заключил разговор генерал. Все возражения Введенского были отвергнуты. На указания полной невозможности оставить Москву без обновленческого архиерея генерал предложил рукоположить молодого архимандрита, служившего настоятелем Воскресенского собора в Сокольниках Сергея (Ларина)».

С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Московского епархиального управления, затем управлял Московской епархией. Поскольку крах обновленчества стал очевиден, вёл переговоры с митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем) о возможном воссоединении с Православной Церковью. Узнав об этом глава обновленцев Александр Введенский 5 мая 1943 года перевел его из Москвы на Ташкентскую и Самаркандскую кафедру.

В конце 1943 года Среднеазиатская епархия признала Патриарха Сергия (Страгородского), а 27 декабря 1943 года обновленческий епископ Ташкентский Сергей был присоединён к Русской православной церкви мирянином (назвался монахом) и тут же заново рукоположён во иеродиакона и иеромонаха.
С марта 1944 года — третий священник Ильинской церкви города Загорска Московской области.

15 августа 1944 года во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии.
В 1944 году по настоянию Г. Г. Карпова был включён в список священнослужителей, представленных к награждению медалью «За оборону Москвы».
В 1946 году становится правящим епископом Одесским и Кировоградским, позже титулуется Херсонским и Одесским.

Неоднократно направлялся в заграничные командировки.
Управлял Ростовской, Житомирской, Гродненской, Тульской, Астраханской епархиями.
27 июля 1959 года, вслед за публикацией в центральных и областных газетах «Открытого письма епископу Астраханскому и Сталинградскому Сергию», в котором отрекшийся от Церкви священник Н. Спасский обвинил епископа в финансовых злоупотреблениях и нарушении обета безбрачия, постановлением Священного Синода перемещён на Омскую и Тюменскую кафедру.

В 1962-64 гг. был архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, экзархом Средней Европы.
С 20 мая 1964 архиепископ Ярославский и Ростовский.
Умер 12 сентября 1967 года на своей подмосковной от инфаркта миокарда.

Дополнительно могу порекомендовать две статьи.
Новые документы к жизнеописанию архиепископа Сергия (Ларина). Воспоминания епископа Василия (Родзянко) и М. Е. Губонина. Если в воспоминаниях епископа Василия речь идёт о церковно-административной деятельности Сергия (Ларина), то историк Губонин рассказывает скорее об особенностях его личности, порой скорее в стиле исторического анекдота.
Роскошество церковное. Певческие репертуары владыки Сергия (Ларина) - здесь повествуется о деятельности епископа Сергия по организации церковных хоров.


Архиепископ Сан-Францисский и Калифорнийский Дионисий (Дьяченко)
Дьяченко Дмитрий Иванович родился в 1882 году в Краснодарском крае.
Окончил Екатеринодарское духовное училище, Ставропольскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию.
Также получил светское образование, прослушал курс лекций историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургского Археологического института.

Служил столоначальником в Санкт-Петербургской духовной консистории, учителем в школах Санкт-Петербурга, присяжным заседателем Санкт-Петербургского окружного суда.
20 июля 1914 года был рукоположен во диакона и 22 июля - во священника к Спасскому собору города Пятигорска.
Вскоре разошёлся с епископом Владикавказским Антонином (Грановским), ушёл в отставку и подал прошение о снятии сана. Дело не было закончено, но несколько лет он вёл жизнь гражданского лица.

С 19 июля 1919 года по 4 октября 1924 года преподавал в учебных заведениях КВЖД в Маньчжурии.
21 апреля 1932 года зачислен в состав Русской духовной миссии в Китае. Жил и служил в Шанхае. 12 мая того же года стал штатным членом Совета Миссии.
Через архиепископа Мелетия (Заборовского) подал прошение о восстановлении в духовном сане, что было удовлетворенно Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.

Владимир Кузнецов. Русское православное зарубежное монашество в XX веке:
"После революционных событий в России о. Димитрий Дьяченко оказался на Дальнем Востоке, откуда эмигрировал в Китай. Жил и служил в гор. Шанхае. В 1935 г. в Шанхайском кафедральном соборе был пострижен в монашество и там же возведен в сан архимандрита. Являлся членом Совета Российской Духовной миссии в Китае. 23.11.1936 г. назначен духовником женского подворья во имя Табынско-Казанской иконы Божией Матери в Какагаши, близ Дайрена. В 1938 г. назначен настоятелем Свято-Воскресенского молитвенного дома в гор. Шанхае. 09.04.1940 г. резолюцией начальника миссии архиепископа Виктора (Святина) был назначен настоятелем молитвенного дома в гор. Шанхае в честь иконы Богородицы Умягчение сердец (при убежище для престарелых женщин).

В начале 1940-х гг. переехал в США. В 1944–1947 гг. был деканом Свято-Владимирской духовной семинарии в шт. Нью-Йорке. Состоял в юрисдикции Северо-Американской митрополии в подчинении митрополита Феофила (Пашковского). В 1947 г. был хиротонисан во епископа Питтсбургского и Западной Вирджинии. Позднее был епископом Бостонским, а также Чикагским и Миннеапольским."

Святитель Иоанн Шанхайский так оценивал его на Архиерейском Соборе в 1953 году: "Он умный и образованный человек. Был духовным руководителем грузин и украинцев. К службе не очень ревностен. Характер имеет трудный. Проповедует плохо."

Не был удовлетворён своим положением в Митрополии, в 1953 году вёл переговоры о возвращении в Русскую Зарубежную Церковь, однако Архиерейский Собор последней постановил не принимать его. Обратился к Патриарху Московскому Алексию с просьбой о включении его в состав священнослужителей Американского экзархата Московского Патриархата; 5 января 1957 года был принят и назначен заместителем экзарха Московского Патриархата Северной и Южной Америки с титулом епископа Нью-Йоркского.

14 декабря 1958 года был назначен архиепископом Сан-Франциским и Калифорнийским, а с 1960 года пребывал на покое.
Скончался 12 сентября 1967 года в Сан-Франциско.


Епископ Куйбышевский и Сызранский Митрофан (Гутовский)
Гутовский Михаил Петрович родился в 1897 году на Волыни, в семье священника.
После революции в связи с изменением государственных границ оказался гражданином Польши.
В 1919 году окончил Волынскую духовную семинарию, а в 1931 году - Православный богословский факультет Варшавского университета со званием магистра богословия.

В 1930 году пострижен в монашество в Почаевской Лавре, где и проходил послушание в должности заведующего Здолбуновским подворьем, потом в самой Лавре в должности эконома и казначея.
С 1934 года - наместник, а потом настоятель Яблочинского монастыря и заведующий псаломщико-диаконскими курсами при монастыре.

С 1945 года репатриирован из Польши. В том же году был назначен ректором Богословско-пастырских курсов при Жировицком монастыре.
С 1947 года - ректор Минской духовной семинарии и наместник Жировицкого монастыря в сане архимандрита.
К.Е. Скурат. С 1947 года… и раньше: "
В 1947 году произошла реорганизация Пастырских двухгодичных курсов, действовавших в Жировицах, в Семинарию.
Вступительные экзамены в Семинарию прошли настолько успешно, что ректор архимандрит Митрофан (Гутовский), человек весьма энергичный, глубоко преданный делу Церкви, смог добиться получения разрешения у местной светской власти на увеличение приема в два раза. Вместо одного класса было организовано два параллельных — в первые классы приняли 67 воспитанников, а всего приняли 110. Кажется, это было всего один раз за все время существования Минской Семинарии до ее закрытия (в 1963 г.) и после восстановления (в 1989 г.)"

5 июля 1953 года хиротонисан во епископа Бобруйского, викария Минской епархии.
С 28 ноября 1955 года - епископ Орловский и Брянский.
С 31 мая 1956 года - епископ Куйбышевский и Сызранский.
При нём в Покровском соборе г. Куйбышева вместо временного был установлен постоянный мраморный иконостас в византийском стиле. Собору власти передали множество конфискованных ранее из других храмов икон и бронзовой утвари.

КОМИССИЯ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ НА ТЕРРИТОРИИ БОБРУЙСКОЙ ЕПАРХИИ:
"Он за короткий срок приобрел авторитет у священнослужителей и верующих тем, что установил дни приема и искоренил грубость некоторых клириков Покровского собора. Его характеризовали как настоящего монаха, тихого, скромного, требовательного к себе, самостоятельного в решении церковных вопросов.

Со всеми владыка был вежлив, своих посетителей внимательно выслушивал, а если пришедший сильно волновался предлагал вместе помолиться. В 1959 г., когда умер владыка Митрофан, в епархии служило 37 православных священников, в основном это были люди старше 55 лет, половина из которых раньше подвергалась репрессиям за свои убеждения. В Духовной семинарии училось 7 человек и число священников младше 40 лет за три года его правления увеличилось с 3 до 11 человек."

Скончался 12 сентября 1959 года в Куйбышеве. Погребён в левой части притвора Покровского кафедрального собора.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху