Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 8 октября.

В этот день вспоминаем лишь одного епископа, судьбу которого можно назвать типичной для архиерея послевоенного времени. Отличали его, пожалуй, некоторые личные качества, не всегда встречавшиеся у епископов.

Архиепископ Калужский и Боровский Онисифор (Пономарев)
Пономарев Петр Алексеевич родился в 1881 году в городе Ряжске Рязанской губернии.
Окончил Данковское духовное училище и Саратовскую, а по данным ПЭ - Ставропольскую, духовную семинарию.
После семинарии в 1901-1906 годах служил псаломщиком в Вознесенском храме станицы Новоминской Кубанской области (что свидетельствует в пользу варианта ПЭ).
В 1906 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия.

С 1910 по 1918 год преподавал русский язык в Единецком духовном училище Кишинёвской епархии. При занятии Бессарабии румынами эвакуировался в г. Каменец-Подольск, где преподавал в Каменец-Подольской духовной семинарии и в русской гимназии. 30 марта 1920 года епископом Пименом (Пеговым) был рукоположен во иерея ко Крестовоздвиженскому храму в местечке Маково (ранее являлось центром Маковской волости Каменец-Подольского уезда Подольской губернии, сейчас относится к Дунаевецкому району Хмельницкой области Украины).

В 1929 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, осужден по статье 58-10 УК РСФСР и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
В 1932 году по отбытии срока был дополнительно приговорен к 3 годам административной ссылки которую отбывал в Северном крае.

По возвращении из ссылки епископ Тульский Онисим (Пылаев) /будущий священномученик, рассказ в блоге за 27 февраля/ назначил его служить в церковь села Жмурово Чапаевского района Тульской области (ныне относится к Рязанской области).

О семье его ничего не сообщается, но в браке он состоял, поскольку ПЭ сообщает: "29 ноября 1935 года епископ Онисим незадолго до своего ареста постриг вдового протоиерея Петра Пономарёва в монашество с именем Онисифор".
С 25 августа 1937 года служил настоятелем церкви села Товарково Тульской области, с 15 ноября 1938 года - благочинный 7-го округа Тульской епархии.

27 февраля 1945 года в Москве рукоположен во епископа Пинского и Брестского. Хиротонию возглавлял Патриарх Алексий (Симанский).
Служил там чуть более полугода, но успел совершить полезное дело. ПЭ сообщает: "Трудами О. в Пинске были открыты пастырские курсы, сыгравшие важную роль в подготовке крайне необходимых для Белоруссии в то время кадров духовенства."
С октября 1945 года — епископ Калужский и Боровский.

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 4:
"Отец Иоанн и сам много историй рассказывал, добрых и забавных. Очень он любил вспоминать про владыку Онисифора Калужского. Владыка Онисифор был магистром богословия старой школы. После ссылки его назначили на Калужскую кафедру. Так он и прибыл на место своего служения: в порыжевшем пальтишке и со сверточком, в котором были собраны рипиды, жезл и архиерейское облачение. Пришел он в собор, встал среди молящихся. Пробегает матушка алтарница в апостольнике, ленточки такие разглаженные развеваются за ней. Он говорит: «Мать, передай записочку отцу настоятелю». – «Да ну вас», – побежала. Возвращается обратно. «Мать, очень важно, передай». – «У нас настоятель строгий, проходимцев не любит», – убежала в алтарь. Бежит опять. «Матушка, очень важно, передай». – «Ну надоели, давайте!» Пошла к настоятелю… Возвращается: «Владыка, благословите… простите… я не знала…» – «Бог благословит, Бог простит. Забирай облачения, готовь! Вечером будет архиерейская служба». Так он вступил на кафедру. Готовил он себе сам. И в магазины, и за продуктами тоже ходил сам. В овощной пришел, стоит за картошкой в очереди. Женщины его узнают: «Владыка, возьмите без очереди». – «Да нет, у вас дети, семья, вы заняты, а я постою».

А эту историю я тоже очень люблю рассказывать, за отцом Иоанном (Крестьянкиным) следуя.
Владыка Онисифор объезжал самые глухие приходы епархии. И вот служит он на одном отдаленном приходе. Деревянная церковь, пол довольно близко от земли. Во время возглашения «Призри с небеси, Боже, и виждь…» он провалился под пол, и туча пыли скрыла его от глаз молящихся. Владыку извлекли из подполья, застелили доски, он благополучно дослужил службу, но настоятеля перевел в другое место."

ПЭ: "Большое внимание О. уделял созданию церковных хоров. К началу его архиерейского служения в Калужской обл. действовало 26 храмов, в т. ч. Георгиевский кафедральный собор и Николо-Козинская ц. в Калуге. До 1949 г., когда власти ввели запрет на открытие новых храмов, приходским общинам удалось вернуть еще 12 церквей.

В кон. 50-х гг. из-за преклонного возраста О. возникли трудности с епархиальным управлением, что отмечалось в вынесенном Синодом по результатам ревизии определении от 5 марта 1959 г. Тем не менее вплоть до последних месяцев пребывания на Калужской кафедре О. продолжал поездки по приходам, где проводил богослужения и читал проповеди. Последние годы его архиерейства в Калуге прошли во время развязанной по инициативе Н. С. Хрущёва антицерковной кампании. Однако в Калужской епархии в период управления ею О. мероприятия властей по закрытию храмов не имели успеха: в Калужской обл. был закрыт лишь один сельский храм (в авг. 1959), тогда как при последующих архиереях у верующих отняли 9 церквей."

22 марта 1960 года был уволен на покой по болезни с правом проживания в Успенской обители в Одессе.
Будучи на покое в Успенском монастыре, снискал себе любовь и уважение со стороны братии, он всегда держал себя просто. Владыка молился в храме обители за всенощными бдениями и Божественной литургией. Часто сам совершал богослужения в монастырском храме и вел летопись монастырской жизни.

Ещё из воспоминаний протоиерея Владимира Правдолюбова:
"А владыка Питирим /видимо, Нечаев/ к этому добавил еще две истории.
В хрущевские времена владыки друг другу жалуются на произвол старост, а владыка Онисифор молчит. Его спрашивают: «Владыка, а у вас-то как?» – «Как всюду: старосты смотрят на священника гордым оком, а на ящик – несытым сердцем».

Это одна. А вот вторая.
Владыки, которые ездят за границу, хвалятся: «Вот я себе очки в Берлине купил», «А я в Копенгагене». А он тоже вынимает свои: «А я на толкучке, в Калуге, за три рубля – хорошие, надежно служат», – такие старинные, в железной оправе, круглые."

30 мая 1964 года во внимание к усердному служению Церкви Божией был возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.
Скончался 8 октября 1966 года. Похоронен на монастырском кладбище Успенского монастыря.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху