Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 7 октября.

Из троих поминаемых в этот день епископов двое подвергались репрессиям. Третий же принял священный сан только в 1942 году.

Епископ Байкинский Вениамин (Фролов)
Много материалов о нём есть в статье Зимина Н.П.: Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: священномученик Вениамин (Фролов), епископ Байкинский, хотя с момента её выхода в 2005 году и появились некоторые новые данные.
"Мирское имя епископа Вениамина (Фролова [...] Федоровича) до сих пор не известно. Он родился в 1864 г. в селе Ичкинское Шадринского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. По национальности был русский (согласно анкетным данным из следственного дела) или же чуваш (судя по его назначению в будущем настоятелем инородческого чувашского монастыря). Окончил сельскую школу. Рано потеряв родителей, 14-летним подростком вынужден был оставить родные места."

ПЭ Древо и Википедия в качестве даты рождения указывают 1862 год, а мирское имя предположительно указывают Вениамин.

В 1880 году принят послушником архиерейского дома, в 1882 назначен псаломщиком Крестовой церкви при архиерейском доме и посвящен в иподиакона.
В 1886 году поступил певчим в архиерейский хор.
В 1890 или 1892 году по своему желанию принят в Пермский архиерейский дом и пострижен в монашество. Рукоположен в сан иеродиакона епископом Пермским Владимиром (Никольским). Заведовал книжным складом архиерейского дома и был ризничим Крестовой церкви до 1897 года.
15 августа 1897 года был рукоположен в сан иеромонаха епископом Пермским Петром (Лосевым) и назначен казначеем архиерейского дома.

21 ноября 1904 года назначен настоятелем Богородице-Одигитриевского чувашского мужского монастыря Уфимской епархии.
"Монастырь располагался близ деревни Бугабаш Белебеевского уезда и был учрежден незадолго до назначения о. Вениамина определением Святейшего Синода от 24 января — 22 февраля 1901 года.
Игумен Вениамин бессменно управлял обителью в течение 13 лет.
О конкретных деяниях о. Вениамина как настоятеля монастыря известно не много. Отметим лишь, что к 1917 г. в обители по официальным данным проживали 18 монахов и восемь послушников; имелось два храма, из которых по меньшей мере один (или оба?) был построен при о. Вениамине. Как и другие монастыри епархии, Богородице-Одигитриевский в годы Первой мировой войны по мере сил принимал участие в облегчении участи семейств запасных и ратников, призванных на действительную военную службу; насельники помогали семействам этих лиц, без различия вероисповеданий, в уборке и обработке полей; оказывали помощь выдачей хлеба, муки, овощей, сена, соломы, дров для отопления и проч.; только за ноябрь 1914 г. этот монастырь отпустил нуждающимся 238 возов дров. С середины 1915 г. монастыри епархии, в их числе и Богородице-Одигитриевский, приняли в свои стены до 2000 беженцев, главным образом монашествующих, из западных районов России.

По-видимому, архимандрит Вениамин был от природы слаб здоровьем, к тому же имел склонность не столько к административной деятельности, сколько к молитвенному деланию и пастырскому окормлению верующих. Поэтому Указом Святейшего Синода от 10 апреля 1917 г. за № 2970 он был уволен, по прошению, от должности настоятеля28. Проживать на покое о. Вениамин остался в своем же монастыре.

Покой, однако, оказался недолгим. Революционные события не обошли Богородице-Одигитриевский монастырь стороной. 9 ноября 1917 г. начался погром обители русскими крестьянами деревень Ново-Николаевки и Останково. Как сообщал епархиальному начальству новый настоятель игумен Адриан, был «уведен весь скот — лошади и коровы, растащены земледельческие орудия, сбруя, экипажи, 1300 пудов зернового хлеба и все братское имущество. Разгром монастыря продолжался несколько дней; первое время храмы оставались в целости, но 11 ноября были разгромлены все братские корпуса. Из них было утащено все имущество; даже косяки, рамы, двери и простенки пола и потолки были увезены. Старый деревянный храм был подвергнут страшному разгрому и кощунству. Все иконы на стенах и в иконостасе были разбиты и истоптаны ногами, крест с предстоящими был изрублен и осквернен нечистотами, св. Престол увезен и теперь его употребляют вместо стола. Новый храм остался цел благодаря одному солдату татарину, который из тысячной толпы подбежал к наружным дверям церкви и закричал: “Что вы делаете? Бога хотите грабить! Я никого не пущу в церковь, а кто первый полезет, тот смерть получит!” Так сей добрый мусульманин с распростертыми руками все время стоял у дверей храма.
Перед разгромом братия монастыря вышла навстречу погромщикам со св. крестом и иконами, но православные крестьяне, не снимая даже шапок, кричали: “Мы не признаем ничего, а пришли грабить монастырь”.»

Архимандрит Вениамин в числе прочей монастырской братии прожил несколько месяцев в деревне Папановке. В 1918 г. он перешел в Георгиевский женский монастырь (называемый также «Святые кустики»), близ села Усы-Степановки, Бирского уезда, где проживал до 1923 г., помогая священнику монастырского храма."

В марте 1923 года был тайно рукоположен во епископа Байкинского, викария Уфимской епархии для противодействия обновленческому расколу и сохранения православной иерархии, верной Патриарху Тихону. Хиротонию совершили викарный епископ Бирский (Уфимской епархии) Трофим (Якобчук) и викарный епископ Кушвинский (Екатеринбургской епархии) Ириней (Шульмин). Впоследствии тайная хиротония была признана Патриархом Тихоном.

В 1923-1924 гг. служил в Михаило-Архангельской церкви с.Байки Бирского уезда Уфимской губернии. Для противостояния обновленчеству рукополагал в священный сан верных Церкви мирян, писал воззвания к верующим, в которых разъяснял суть обновленчества и положение Церкви.
В 1924 году был арестован и препровожден в Уфу, содержался в Башкирском центральном Исправдоме (Уфимская тюрьма). В том же году был освобожден по старости.

В 1926 г. ушел на покой. Проживал на покое в бывшем монастыре "Святые кустики", преобразованном в монашескую "сельхозартель". В сентябре 1928 г. монашеская сельхозартель в с.Байки была расформирована, ее насельники были выселены с территории монастыря.
По приглашению верующих старый и почти слепой архиерей поселился в с.Байки. Позже на допросе о своей жизни в это время он сказал, что «периодически по просьбе священников исполнял в церкви богослужение… Я живу в Байках на милостыню верующих. Дохода никакого не имею и только жду конца своей жизни».

В 1929 году власти решили закрыть храм. Кроме того, властями была объявлена т.н."неделя коллективизации" с целью активизации кампании по насильственной коллективизации. Верующие не без оснований решили, что именно после этого может произойти закрытие храма. Владыка Вениамин и священник Михаило-Архангельского храма с.Байки о.Александр Яковлев призвали людей поститься и молиться о сохранении храма, не дожидаясь начала Рождественского Поста, до которого оставалось еще 3 недели. Власти решили, что эта "неделя необычного говения" намеренно объявлена духовенством для срыва коллективизации.

14 ноября 1929 года епископ Вениамин был арестован.
"Владыка обвинялся по статье 58 п. 10 УК РСФСР в том, что по приезде в с. Байки «усердно занялся восстановлением религиозных чувств среди крестьянства», что привело к срыву коллективизации, то есть в том, что он: «1). Вел систематическую антисоветскую агитацию, разжигая религиозные чувства населения, и всеми мерами противодействовал мероприятиям Соввласти. 2). В целях борьбы с мероприятиями Соввласти использовал монашек, кои по его наущению вели разлагающую антисоветскую агитацию среди верующих крестьян. 3). Задавшись целью сорвать в селе колхозное строительство, всячески провоцировал идею коллективизации и в этих же целях во время “недели коллективизации” в противовес ей объявил для верующих “неделю необычного говения”. 4). В тех же целях срыва колхозного строительства во время “недели необычного говения” в церкви с амвона произнес контрреволюционную проповедь, призывая верующих противиться коммунистам и не вступать в колхозы. 5). Всеми этими мерами основательно затормозил ход коллективизации и вызвал ряд выходов из колхоза»."
Виновным себя не признал. Во время следствия содержался в Бирском Исправдоме "по I категории".

26 февраля 1930 года тройкой при ПП ОГПУ по Башкирской АССР был приговорен к 5 годам концлагерей с заменой на 5 лет высылки в Северный край. В Послужном списке 1931 года сообщается "Ныне проживает в гор. Онеге".
7 апреля 1934 года был досрочно освобожден по инвалидности.

Жил в Уфе на попечении Церкви на покое уже совсем больным и старым человеком.
Скончался 7 октября 1936 года, был погребен на Сергиевском кладбище Уфы.


Епископ Житомирский и Овручский Нифонт (Сапожков)
Сапожков Александр Андреевич родился в 1882 года в Новгородской губернии в семье диакона.
Закончил Новгородскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию.
Служил помощником инспектора в Псковской, затем Киевской духовных семинариях.

По Википедии "в 1912-1918 годы — преподаватель гражданской истории и педагогики в гимназиях города Жмеринки. В 1920-1933 годы преподаватель русского языка в трудовых школах Жмеринки. В 1933-1936 годы заведующий детским клубом при детдоме в Киеве. В 1936-1942 годы — преподаватель русского языка и литературы в средних школах Житомирской области".

В ПЭ Древо указано, что пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита он был ещё до революции. Другие источники сообщают, что священный сан он принял только в октябре 1942 года. С середины 1945 года служил секретарём Черниговской епархии.

4 декабря 1946 года (либо 13 января 1947 года) был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
С 18 ноября 1948 года - епископ Уфимский и Башкирский.
Отзывы о его служении противоречивы. В учебном пособии Сергеев Ю.Н. Уфимская епархия в 1943-1964 гг: очерки истории государственно-церковных отношений (Башкирский унив., 2000) его называют "личностью абсолютно бесцветной и слабохарактерной". В статье «Механизмы государственного управления Русской православной церковью:опыт 1940 — 1950-х гг. (на материалах Удмуртской АССР)» утверждается, что "епископ Уфимский Нифонт (Сапожков) и архиепископ Ивановский Леонид (Лобачев) почти не вникали в управление епархиями, шли на уступки уполномоченным по большинству вопросов, что в конечном итоге привело к закрытию нескольких храмов и ослаблению церкви в регионах" - правда, без приведения обоснований.

Возможно, такой взгляд восходит к сохранившейся характеристике личных качеств епископа Нифонта, данной уполномоченным Н. Я. Козловым в начале 1949 года: «Епископ Нифонт в обращении прост, спокоен. Уполномоченного посещает редко. Малоразговорчив. Безынициативен. Лоялен. Отрицательных моментов не замечено. Лично служит воскресные службы. В разделе доходов братской кружки не участвует. Иногда выступает с проповедями. Отличается слабохарактерностью. Почти не вникает в управление епархией, полностью контролируется своими благочинными Логачевским и Бурдуковым». Насколько можно этой характеристике доверять - большой вопрос.

В то же время в работе Прот.В.Сергеев. Судьбы святынь и подвижников Уфимской епархии в период 1940-50-х годов говорится: "власти были недовольны, и поэтому владыка Иоанн /Братолюбов, о нём рассказывается в блоге за 27 февраля/, претерпев оскорбления и клевету в ноябре 1948 года был уволен на покой в Жировицкий монастырь. Но прибывший на замену епископ Нифонт (Сапожков) также не оправдал надежд гонителей. Единственно чего смог добиться новый уполномоченный Михайлов В.Н. это только циркулярного распоряжения об отмене Богоявленского водосвятия на реках. Однако об остальных запретах владыка уже через три дня письменно высказал свое возмущение. Ссылаясь на не отмененный циркуляр НКЮ от 18.09.1923 г. №23632, он утверждал, что «…местная власть может запретить совершение таких лишь обрядов, кои представляют, какую либо общественную опасность (в случае эпидемии и т.п.)». Этого оказалось достаточно, чтобы в епархии появился новый архиерей - епископ Арсений (Крылов)."

17 марта 1950 года епископ Нифонт был назначен на Житомирскую кафедру.
Скончался 7 октября 1951 года от язвы желудка, погребен на Русском кладбище в Житомире.


Митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв)
Коноплёв Виктор Александрович родился в 1910 году в городе Павловске Воронежской губернии в семье служащих. В 12 лет остался без отца.
С 1924 года прислуживал пономарём в храме.
По получении среднего образования с 1928 года служил регентом Преображенского собора.
С 24 октября 1929 года исполнял обязанности псаломщика в Преображенском соборе города Павловска.
Википедия приводит слова протоиерея Валерия Ильина, «Он мне рассказывал, как в 1920-30-е годы был лишён избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске».

6 июля 1930 года был приговорён к 3 годам ссылки. Отбывал срок в Свирских лагерях ОГПУ.
В 1933 году служил псаломщиком Покровского храма города Павловска.
6 октября 1933 года был призван в ряды Красной Армии. После увольнения в запас в сентябре 1936 года состоял на гражданской службе.

В октябре 1941 года был мобилизован. 5 мая 1942 года получил ранение, после излечения снова направлен на передовую. Был ранен вторично и после госпиталя, как нестроевой, откомандирован в военно-дорожный отряд. 2 сентября 1942 года с него сняли судимость. В ноябре 1944 года награждён медалью «За боевые заслуги» за выполнение заданий командования во время боя, несмотря на тяжёлое ранение. По собственному признанию, находился "в двух шагах от смерти, но по милости Божией выжил." День Победы встретил в звании старшины.
В декабре 1945 года демобилизован из армии. При увольнении в запас ему была вручена грамота командующего войсками Ленинградского военного округа маршала Говорова с благодарственной записью.

В течение 2-х месяцев работал преподавателем игры на скрипке в Павловском педагогическом училище. Замеченный на клиросе Покровского храма, был вынужден уволиться с должности преподавателя.
В 1946 году был устроен уборщиком в Никольский кафедральный собор города Воронежа и по совместительству - иподиаконом епископа Воронежского Иосифа (Орехова).

В 1947-1951 годах обучался в Московской духовной семинарии.
13 июня 1948 года был целибатом рукоположен в сан диакона.
1 июля 1951 года был рукоположен во иерея.
С 1953 года состоял в штате Воскресенского храма города Москвы на Успенском Вражке, а с декабря того же года был назначен настоятелем Троицкой церкви, что на Ленинских горах.
В 1955 году экстерном окончил Московскую духовную академию.

31 мая 1956 года был избран на Молотовскую кафедру. 6 июня пострижен в монашество архимандритом (будущим Патриархом) Пименом (Извековым). 21 июля 1956 года хиротонисан во епископа Молотовского и Соликамского. Хиротонию в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский).

С 14 марта 1957 года - епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, настоятель Свято-Троицкого собора в Александро-Невской Лавре. В короткий срок благоустроил собор, заслужив любовь и уважение паствы.
14 ноября 1961 года назначен епископом Тульским и Белевским.
С 27 января 1966 года - архиепископ Рижский и Латвийский.
8 октября того же года назначен Краснодарским и Кубанским. Будучи Краснодарским архиереем, по данным отчетов Совета по делам религий, высказывал недовольство церковной реформой, утвержденной Архиерейским Собором в 1961 году.

19 апреля 1978 года назначен архиепископом Калининским и Кашинским.
Вступив на Калининскую кафедру, возбудил ходатайство о прославлении Тверских святых. Празднество святым, в земли Тверской просиявшим, было установлено Патриархом Пименом и впервые совершено 14-15 июля 1979 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Владыка Алексий составил текст службы Всем Тверским святым. В том же году в здании епархиального управления был устроен храм в честь Тверских святых.
Активно участвовал в жизни своей епархии. Его заботами был благоукрашен Свято-Троицкий кафедральный собор. Он не только совершал богослужения, но часто сам принимал участие в клиросном чтении и пении. Им также был написан ряд церковных песнопений.

Большими событиями в жизни епархии при нём стало окончание длившейся 18 лет реставрации древнейшего каменного храма Тверской земли в селе Городня на Волге (освящён митрополитом Алексием 11 октября 1981 года) и регистрация в 1985 году общины в городе Ржеве. Освящение храма Вознесения Господня во Ржеве, во время ремонта которого в 1986-1987 годах митрополит почти еженедельно приезжал в город, он совершил 19 декабря 1987 года.

Скончался 7 октября 1988 года в посёлке Загорянском. Похоронен за алтарём Успенской церкви в селе Завидово Конаковского района Тверской области.

Дополнительные сведения о нём можно найти на Сайте памяти митрополита АЛЕКСИЯ (Коноплева).
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху