Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 6 октября.

Первый из поминаемых сегодня епископов стал одной из последних жертв Большого Террора среди архиереев. Другой же смог пережить лагерное заключение и даже вернуться к служению.

Митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский)
Борисовский Павел Петрович родился в 1867 году во Владимирской губернии в семье диакона.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был оставлен при МДА профессорским стипендиатом.

По воспоминаниям протоиерея Николая Князева "Павел Петрович Борисовский... был человек замкнутый и сосредоточенный в себе, молчаливый. Я никогда не видел улыбки на лице его. Всегда он был углублен в размышления, в дело, неопустительно посещал лекции профессоров и окончил курс академии 4-м студентом-магистром... Он как бы предчувствовал трагический конец своей земной жизни и заранее готовился к оному, хотя попутно и узнал радости семейной жизни, правда непродолжительное время."

В 1893 году, через год после окончания академии, был назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии.
Был женат, у него родилось четверо детей: Ольга (1898 г.р.), Наталья (1899 г.р.), Сергей (1900 г.р.), Николай (1901 г.р.).

С 1897 года - преподаватель Владимирской духовной семинарии, с 1907 года - инспектор Пензенской духовной семинарии.
В 1908 году рукоположен во священника.
Возведен в сан протоиерея и назначен ректором той же семинарии.
С 1911 года - ректор Владимирской духовной семинарии.
К 1915 году овдовел. В июне того же года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита.
23 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Суздальского, викария Владимирской епархии.

2 марта 1919 года, в Прощеное воскресенье, владыка произнес проповедь, которую власти сочли агитацией против советской власти, в тот же день епископ был арестован. 20 мая дело было направлено для доследования. 3 июня зять епископа Д.В. Касаткин написал в ГубЧК заявление с просьбой взять о.Павла под расписку. 6 июня 1919 года епископ Павел был освобожден из места заключения под расписку и поручительство Касаткина.

26 мая 1921 года назначен епископом Вятским и Слободским.
Проживал в Вятке, служил в кафедральном соборе, проживал при соборе.
БД ПСТБИ: "Был твердым противником обновленчества. Помещаем выдержку из его послания к Кировской пастве, помещенного в книге митр.Елевферия "Неделя в Патриархии", стр.139–140:
"Слухи о нашем объединении с обновленцами — чистейший вымысел и вздор. Обновленцы, григориане и им подобные раздорники попирают каноны Церкви, а мы свято их охраняем и соблюдаем. Ни с обновленцами, ни с григорианами, и ни с какими другими современными раскольниками и отщепенцами ни Священный Патриарший Синод в полном своем составе за все истекшее время его существования, ни я, не имели и не имеем никакого молитвенного общения, и даже чуждаемся каких бы то ни было обычных деловых отношений с ними"."

25 августа 1922 года был арестован вместе с епископом Глазовским Виктором (Островидовым) на квартире при кафедральном соборе. 5 сентября им было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, в распространении нелегальных воззваний патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия. Был перевезен в московскую Бутырскую тюрьму. 23 февраля 1923 года приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край.

Срок ссылки отбыл и в начале 1926 года вернулся в Вятскую епархию.
14 мая 1926 года был арестован вновь вместе с епископом Виктором (Островидовым). Обвинялся в "организации нелегальной епархиальной канцелярии... неподчинении распоряжениям советской власти, пропаганде против существующего в СССР гос. строя, группирование вокруг себя враждебно настроенного к советской власти элемента, ведение церковно-реакционной деятельности", "в одной из проповедей Борисовский говорил о гонении веры православной, заявлял, что мы живем в век фальсификаторов и богоборцев, призывал верующих стойко стоять за веру православную и лучше стоять за веру, чем поклоняться сатане..."

Был переведен в Бутырскую тюрьму, т.к. по мнению властей, "содержать под стражей гр.Борисовского в Вятке не представляется возможным в целях недопущения паломничества религиозной публики к месту заключения указанного лица".

20 августа 1926 года был осужден по ст.69 УК РСФСР (уклонение лиц, освобожденных от воинской службы, от выполнения назначенных им работ) и приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в г. Александров Владимирской губернии. В 1927 году был освобожден. С 1927 года постоянный член Временного Священного Синода, подписал Декларацию митрополита Сергия.

После выхода Декларации митрополит Агафангел (Преображенский), которого Патриарх Тихон назначил вторым из кандидатов на местоблюстительство, объявил о разрыве с митрополитом Сергием. В течение 1928 года митрополит Сергий несколько раз посылал архиепископа Павла в Ростов на переговоры с ним, учитывая, что ранее они вместе находились в ссылке. После кончины митрополита Агафангела 16 октября 1928 года приехал из Москвы для его погребения и возглавлял отпевание вместе с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым).
До 3 февраля 1929 года временно управлял Ярославской епархией, затем был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

21 августа 1937 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и организационной контрреволюционной деятельности". Проходил по групповому "делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова). Ярославль. 1937-1938 гг."
Признал себя виновным в "создании в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовке их для вооруженных выступлений против советской власти". На допросе 1-3 марта назвал членов Синода, составляющих антисоветскую группу (20 имен).

Википедия: "Следует отметить, что сохранилось свидетельство, касающееся этого дела, — показания 1958 года Фаины Пестринской, вдовы протоиерея Феодоровского собора Владимира Пестринского, показывающий методы допроса членов «преступной группы церковников», возглавляемых митрополитом Павлом. Рассказывает Фаина Ивановна: «Владимир Иванович Пестринский мне говорил, что никаких преступлений против Советской власти не совершал. Он мне также тогда рассказал, что на следствии его вынудили дать, вернее, подписать явно ложные показания. При этом он мне рассказал, что, находясь в тюрьме в городе Ярославле, следователи заставляли его подписывать чистые листы бумаги, когда он их не подписывал, снова отправляли в тюрьму и стали вызывать по ночам. Вызывали несколько раз, наставляли к лицу наган и принуждали давать показания. Он также мне рассказал, что его беспрерывно держали на допросе в течение восьми суток, следователи менялись, а ему спать не давали». Обвиняемые, доведённые до полного изнеможения, подписывали сфабрикованные показания, «лишь бы поскорее окончилось следствие», будучи уже не в состоянии не только понять, но даже прочитать то, что они подписывали. Сохранились свидетельства о применении других пыток. Поэтому однозначно утверждать, что в показаниях митрополита Павла имел место оговор, нельзя."
Не забудем также, что к этому времени митрополиту Павлу было уже более 70 лет.

6 октября 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.
Расстрелян 6 октября 1938 года у д. Селифонтово Ярославского района Ярославской области. Погребен в безвестной могиле.


Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко)
Проценко Степан Максимович родился в 1889 году в Черниговской губернии в семье казенного крестьянина (по другим данным, сельского учителя).

На сайте Нежинской епархии УПЦ есть рассказ родственников архиерея:
"В декабре 2009 года с сотрудниками Церковно-исторического музея Харьковской епархии связались родственники приснопамятного митрополита Харьковского и Богодуховского Стефана (Проценко; † 1960), проживающие в Кировограде – Наталья Мищенко и Людмила Гордиенко, выразившие желание приехать в Харьков, поклониться могиле почившего святителя и побывать в храмах того города, где жил и трудился в проповеди правды Божией для спасения людей один из выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви первых послевоенных десятилетий минувшего XX века.

«Моя родная прабабушка, Варвара, – рассказывает Наталья Мищенко, – старшая сестра владыки Стефана. Еще в семье Проценко были самый старший сын Евмений и младшие дочь и сын: Степанида (позднее она жила в Харькове и несла послушание в Архиерейском доме, владыка был крёстным отцом её дочери Марии) и Федот (после получения юридического образования и окончания аспирантуры он работал прокурором в Москве, и, к сожалению, хоть и был самым младшим в семье, первым ушёл из жизни)»."

По одним данным, обучался в Виленском духовном училище, затем в 1915 году окончил Глуховский учительский институт со званием учителя высшего начального училища. По другим - окончил агрономический институт. В цитированном выше материале утверждается: "Прослушав три курса Киевской Духовной академии, Степан Проценко в 1918 году поступил в Нежинский историко-филологический институт, который закончил в 1922 году по историческому отделению".

5 марта 1922 года целибатом рукоположен в сан священника архиепископом Черниговским и Новгород-Северским Пахомием (Кедровым) /рассказ о нём в блоге за 11 ноября/ и назначен настоятелем Троицкого храма села Носовки Черниговской области. Вскоре принял монашеский постриг.

8 сентября 1926 года рукоположен во епископа Козелецкого, викария Черниговской епархии. Хиротонию в Нижнем Новгороде возглавил заместитель патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский). Кафедральным собором для него оставался Свято-Троицкий храм села Носовки.

В 1926-1928 годах проживал в Харькове без права выезда.
На 1931 год находился в заключении. Место заключения неизвестно.
С 10 ноября 1932 года - епископ Черниговский и Козелецкий, в 1934 году титул изменен на "Черниговский и Носовский".

23 июля 1936 года арестован. 2 июня 1937 года особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам заключения по обвинению в "руководстве нелегально существующей контрреволюционной организацией церковников и проведении активных антисоветских действий". Отбывал наказание в Красноярском ИТЛ, откуда освобожден 15 мая 1942 года, пробыв в заключении пять лет и десять месяцев.

С 1942 года - епископ Уфимский.
8 сентября 1943 года участвовал в Поместном Соборе, избравшем Патриархом митрополита Сергия.
С 25 августа 1944 года - архиепископ Полтавский и Кременчугский.
5 июня 1945 года переведён на Харьковскую и Богодуховскую кафедру.

15 февраля 1946 года харьковский облисполком, проигнорировав просьбу верующих, отобрал все здания Покровского монастыря и передал их Краеведческому музею. Ходатайства архиепископа Стефана, адресованные патриарху Алексию и другим инстанциям, не дали положительного результата.

В 1950 году по его благословению началась реставрация Свято-Благовещенского собора города Харькова. После восстановительных работ владыкой Стефаном был освящен нижний храм собора в честь святого архидиакона и первомученика Стефана (в годы управления Харьковской епархией митрополита Антония (Храповицкого) - 1914-1918 - освящённый в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского).

"В 1944 году в Харьковской епархии имелось 202 храма, к 1951 году их осталось 165. Что касается численности молящихся в 1950-е годы, то она, наоборот, продолжала расти. Бюро Харьковского областного комитета партии на одном из заседаний в сентябре 1953 года подчеркивало: требуется «усилени[е] борьбы с влиянием религии на массы». В 1954 году Харьковский областной совет профсоюзов на совещании по вопросу антирелигиозной пропаганды наметил ряд мероприятий по активизации антирелигиозной борьбы."

12 февраля 1959 года возведен в сан митрополита. В последние годы своей жизни митрополит Стефан много болел. На время его болезни епархией управлял епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) /рассказ о нём - 8 сентября/.
Скончался 6 октября 1960 года в Харькове после тяжелой и продолжительной болезни.
При погребении митрополита власти запретили обносить гроб с его телом вокруг кафедрального собора, и процессию пришлось совершить внутри храма.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху