Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 5 октября.

Сегодня вспоминаем трёх епископов. Один из них, призванный к епископству в начале 20-х, два раза по году провёл на архиерейском служении, а остальное время - в заключении. Другой рукоположен во епископы уже после войны, поэтому на его долю выпало лишь три года лагерей. Третий репрессиям не подвергался, он... совершенно верно, до 1939 года жил в Париже.

Священномученик епископ Тутаевский Вениамин (Воскресенский)
На сайте приводится его житие, очень полное и содержательное. Другие источники добавляют немногое.
БД ПСТБИ сообщает, что двое из его братьев стали священниками. Иван был арестован в Ярославле в 1923 году, осужден на 2 года ссылки в Нарымский край, дальнейшая судьба его неизвестна. Константин арестовывался в 1918 году (приговорен к 6 месяцам концлагеря), затем в 1930-м. Проходил по групповому делу, в 1931 году осужден на 3 года высылки в Казахстан и дальше сведения о нём также отсутствуют.

Относительно ареста в 1922 году ПЭ Древо указывает, что формальным поводом к нему послужило хранение штампов и бланков - "видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции", фактически же это была расчистка поля деятельности для обновленцев.

При аресте 1927 года епископу Вениамину было предъявлено обвинение в "монархической агитации". Заключалась эта агитация в том, что диакон за архиерейским богослужением возглашал: "Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело". В итоге обвинение в "монархизме" в приговор не попало - виновным он был признан в том, что "среди своего окружения и при проведении богослужения проводил антисоветскую агитацию, выражал недовольство Советской властью, проводимыми мероприятиями в отношении церкви".

Скончался епископ Вениамин 5 октября 1932 года в тюремной больнице в окрестности города Красноводска (Туркмения).


Архиепископ Калужский и Боровский Донат (Щеголев)
Щеголев Димитрий Федорович, родился в 1899 году в Риге в семье рабочего типографии.

О ранних годах его жизни более подробно сообщается на сайте Великолукской епархии:
"В 1908 году поступил учиться в Рижскую Александровскую гимназию, где учился до 1915 года и окончил только 4 класса.
15 июля 1915 года в связи с наступлением немцев на г. Ригу переехал с матерью в г. Москву.
В августе 1915 года поступил на службу на Московский артиллерийский завод Всеобщей электрической компании сначала конторским учеником, затем конторщиком по счетной части, где и проработал до призыва в Красную Армию.

В конце октября 1918 года призван в 41-й стрелковый полк. С февраля по март 1919 года находился в отпуске по болезни и работал на том же заводе. С марта 1919 года по июнь 1924 года находился в рядах Красной Армии на разных должностях: рядового переписчика, делопроизводителя, заведующего довольствием, причем с 1920 по 1921 гг. - в прифронтовой полосе Западного фронта, где работал переписчиком в этапных частях. В боях не участвовал. Примерно с первых месяцев 1921 года служил в г. Москве - переписчиком, делопроизводителем. Демобилизован в июне 1924 года из Военно-педагогической школы с должности счетовода клуба.

С 25 февраля 1922 года все свободное время служил в Московском Новоспасском монастыре пономарем до его закрытия в 1925 году.
С июня 1924 года по июнь 1925 года - безработный, получал пособие от биржи труда и от профсоюза металлистов.
15 июня 1925 года принят на работу в трест «Госшвеймашина» г. Москвы, где проработал по начало 1930 года счетоводом, потом бухгалтером и был уволен по сокращению штатов. По октябрь 1930 года работал с перерывами в разных учреждениях на временных работах в качестве счетного работника.

Одновременно служил в Троицкой церкви в Кожевниках г Москвы, где 10 апреля 1926 года пострижен в монашество.
18 апреля 1926 года епископом Муромским Евгением (Кобрановым), викарием Владимирской епархии, рукоположен во иеродиакона, а 6 мая 1928 года тем же преосвященным рукоположен во иеромонаха.
В 1928-1930 гг. пастырское служение проходил в московских храмах."

22 октября 1930 года арестован. 13 января 1931 года постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем годам концлагеря. Срок отбывал в мордовских лагерях. Работал на общих работах, а большую часть срока - счетным работником в канцелярии. Освобожден досрочно, в марте 1933 года, после зачета рабочих дней.

После освобождения работал бухгалтером.
"В сентябре 1941 года мобилизован в Красную Армию, где служил в стройбатальоне на общих работах по октябрь 1942 года, затем находился в госпиталях как больной туберкулезом. Демобилизован в марте 1943 года. В течение б месяцев - инвалид II группы, на конец 1944 года - инвалид Великой Отечественной войны III группы.
Примерно с середины 1943 по конец 1944 гг. работал в Домоуправлении № 261 г. Москвы бухгалтером."

В 1944-1951 годах был священником Смоленского храма в селе Кривцы Московской епархии.
С 1951 по 1956 год был ключарем Богоявленского патриаршего собора сначала в сане игумена, затем архимандрита.

14 июня 1956 года в Троице-Сергиевой Лавре хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии.
14 марта 1957 года назначен епископом Свердловским.
С 8 августа 1957 года — епископ Великолукский и Торопецкий.
2 октября 1957 года Великолукская область была упразднена, после чего последовало упразднение епархии, епископ Донат стал викарием Псковской епархии.
С 26 декабря 1957 года — епископ Балтский, викарий Одесской епархии.
С 8 сентября 1958 года — Новосибирский и Барнаульский.
С 5 мая 1961 года — епископ Костромской и Галичский.
Википедия указывает, что "перевод его из Новосибирска связан с трагедией, широко использованной в антирелигиозных целях: 14 апреля 1961 года сторож кафедрального собора застрелил подростка, забравшегося на колокольню".

5 июля 1961 года был уволен на покой как противник навязанной церкви реформы, предусматривавшей устранение священнослужителей от управления приходскими делами и передачу этих функций церковным старостам, часто тесно связанным с властями.

С 25 ноября 1965 года - епископ Калужский и Боровский.
В 1974 году в своём отчёте заместитель председателя Совета по делам религий В. Г. Фуров отнёс владыку Доната к числу неблагонадёжных архиереев, в деятельности которых «проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах».
17 апреля 1975 года уволен на покой согласно прошению.

В жизни своей отличался доступностью и простотой. Вопрошавшим его о жизни говорил: "Живи просто". Служил он часто. Богослужения его отличались молитвенностью и спокойствием. Часто говорил проповеди, которые также отличались простотой, краткостью и доступностью. Он неизменно призывал людей любить друг друга и "радоваться о Господе".

Скончался, как сообщает Википедия, 5 октября 1979 года. По другим сведениям, кончина его произошла 27 октября, но тогда у меня этой информации не было, поэтому пусть этот рассказ появится хотя бы теперь.


Епископ Кировоградский и Николаевский Игнатий (Демченко)
Об этом архиерее сведений мало, нет даже статьи в ПЭ Древо. В качестве источника остаются только Википедия, сайт Религиозная деятельность русского зарубежья и материалы, где он упоминается косвенно.

Иван Николаевич Демченко родился в 1905 году в г. Бендеры Бессарабской губернии в семье рабочего.
"После революции в эмиграции в Румынии в связи с изменением государственных границ. В 1923 году, получив среднее образование, вступил в число братии Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря (бывший Бендеровский уезд Молдавии). В течение двух лет был на монастырском послушании. В 1926 году поступил в духовную монастырской семинарию в Старо-Нямецкой лавре в Молдавии. В 1930 году по окончании 4-го класса семинарии уехал в Париж для продолжения богословского образования в Свято-Сергиевском православном богословском институте. В 1930 году принял иноческий постриг с именем Игнатий и был рукоположен во иеродиакона и направлен на Сергиевское подворье. Иеромонах (1933). Служил на Сергиевском подворье. В 1935 г. закончил институт, но только в 1937 году (в связи с болезнью) получил звание кандидата богословия. Настоятель православной церкви в г. Сен-Морис (предместье Парижа). В 1939 году возведен в сан игумена и возвратился в Румынию. С 1939 года был духовником в Кишиневской кладбищенской богадельне при Александро-Невском братстве."

Принят в общение с Московской Патриархией и назначен штатным священником и ключарем Кишинёвского кафедрального Христо-Рождественского собора.
15 февраля 1941 года возведён в сан архимандрита.
С 1946 года по декабрь 1948 года служил на приходах в сибирских епархиях.
С декабря 1948 по сентябрь 1961 года служил на приходах Украинского Экзархата.

3 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.
12 января 1962 года назначен епископом Черниговским и Нежинским и временно управляющим Сумской епархией.
16 ноября 1962 года перемещен на кафедру Кировоградскую и Николаевскую с освобождением от управления Сумской епархией.
С 25 мая 1965 года по болезни почислен на покой с пребыванием в Славянске.

Подробнее и в ином ключе об этом рассказано в статье Шумило С. В. Канонизированный при жизни... Исповедническое служение протоиерея Александра Макова (1881—1985) на Кубани и в Чернигове.
"Со смещением и арестом архиепископа Андрея (Сухенко) существенно изменилось и положение протоиерея А. Макова. 12 января 1962 г. новым епископом Черниговским и Нежинским был назначен епископ Игнатий (Демченко).
Уже в апреле 1962 г. новый архиерей, желая угодить местному уполномоченному, уволил о. Александра с должности настоятеля Ильинского храма как «пенсионера», хотя во время служения он не получал пенсии. Судя по всему, пастырю даже не выдали на руки никакого письменного документа о его увольнении. В связи с этим он вынужден был направить на имя епископа Игнатия запрос от 12 мая с просьбой выдать справку о причине отстранения от исполнения обязанностей настоятеля при храме пророка Илии. В ответ на письменный запрос протоиерея А. Макова епископ Игнатий 14 мая 1962 г. наложил лишь краткую резолюцию: «В женских монастырях нет настоятелей, а только священнослужители. Вы освобождены от служения, как пенсионер». Этим же днем о. Александру в канцелярии епархии была выдана справка для предъявления в горфинотдел о том, что он «отчислен от штата Троице-Ильинского монастыря с 12 мая сего года, как пенсионер».
Обращает на себя внимание тот факт, что епископ Игнатий, выполняя волю местного уполномоченного относительно увольнения протоиерея А. Макова, проигнорировал даже рекомендации по этому поводу самого Патриарха Алексия. В архиве Черниговского епархиального управления сохранилось письмо управляющего делами Московской Патриархии, викария Патриарха епископа Дмитровского Киприана (Зернова) на имя епископа Черниговского и Нежинского Игнатия от 2 августа 1962 г., в котором сообщалась резолюция Патриарха Алексия: «Я усматриваю, что увольнение его (прот. А. Макова. — С. Ш.) “как пенсионера” является необоснованным. Зная протоиерея Макова с его юношеских лет и его настроение как примерного пастыря, и, несмотря на его возраст, еще полного сил и желания продолжать служение Св. Церкви в качестве приходского пастыря, я нахожу справедливым предложить Преосвященному восстановить протоиерея Макова на его прежнем месте служения». Однако эта рекомендация так и не была исполнена епископом Игнатием. Вместо ответа 20 августа 1962 г. канцелярией Черниговского епархиального управления протоиерею А. Макову было выдано письменное приглашение обязательно явиться 21 августа к местному уполномоченному Совета по делам РПЦ.

Вскоре и сам Ильинский храм был закрыт. По всей видимости, увольнение протоиерея А. Макова с должности настоятеля этого храма было согласованной частью плана по закрытию храма. В том же году при молчаливом согласии епископа Игнатия в Чернигове, несмотря на массовые протесты верующих и даже объявление протестных голодовок, был закрыт Троицко-Ильинский монастырь, а мощи святителя Феодосия Черниговского были перенесены в подвал закрытого Троицкого собора, где были также закрыты от доступа верующих. В этом же году в епархии были закрыты Домницкий монастырь в Менском районе и Густынский монастырь в Прилуцком районе. Если на момент окончания Второй мировой войны в Чернигове действовали 15 храмов, то с 1962 г. в городе оставалась действующей лишь одна небольшая и маловместительная Воскресенская церковь.

В целом в Черниговской области в результате «хрущевской» антирелигиозной кампании по закрытию действующих храмов образовался значительный процент незарегистрированных общин, которые стали выпадать из-под контроля как властей, так и епархиального архиерея. Известны случаи, когда среди местного духовенства, возмущенного поведением епископа Игнатия, некоторые из них не только стали совершать несанкционированные богослужения, но и прекратили поминать его. 16 ноября 1962 г. после многочисленных протестов епископ Игнатий был отстранен Священным Синодом от управления Черниговской епархией, а уже 25 мая 1965 г. почислен на покой."

ПЭ в статье Кировоградская и Новомиргородская епархия сообщает:
"16 нояб. на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был перемещен бывш. Сумской еп. Игнатий (Демченко), при котором ситуация в епархии ухудшилась, т. к. новый владыка старательно исполнял все распоряжения властей. Одним из первых дел архиерея было упразднение домового храма при Кировоградском ЕУ, открытого митр. Нестором. В 1963-1964 гг. темпы закрытия церквей ускорились. Еп. Игнатий отказывался назначать клириков на ставшие вакантными приходы, облегчая процесс закрытия храмов. По рекомендации уполномоченного он отменил ежедневные службы в кировоградском соборе, сократил число соборных священников, отправил за штат ряд сельских клириков, упразднил епархиальный совет. Священники епархии массово покидали церковное служение и переходили на гражданскую работу. Об этом сообщалось в заявлениях в Патриархию в 1963 г. бывш. клириков кировоградского кафедрального собора протодиак. Сергия Могилевского и 2-го свящ. А. Мельника. В 1963 г. последовала жалоба прихожан кафедрального собора патриарху Алексию на действия еп. Игнатия.

В мае 1963 г. патриарх отправил в Кировоград для инспекции управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова), к-рый по итогам командировки указал на недостатки в работе еп. Игнатия. Кировоградский архиерей в телеграмме председателю Совета по делам РПЦ Куроедову просил пресечь «необоснованную травлю»; письмо в поддержку Игнатия отправил Куроедову уполномоченный Совета по делам РПЦ по Кировоградской обл. Кравченко (июнь 1963). В 1964 г. управляющему делами Московской Патриархии архиеп. Киприану поступило заявление от общины Михайловского молитвенного дома в г. Кремгэс (ныне Светловодск) Кировоградской обл. с просьбой содействовать открытию молитвенного дома и восстановлению служения в нем свящ. Г. А. Возняка; авторы письма обвиняли еп. Игнатия в пособничестве закрытию храма. Патриарху Алексию и архиеп. Таллинскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру), управляющему делами Московской Патриархии (с 22 дек. 1964), поступали многочисленные письма и прошения верующих и священнослужителей Кировоградской епархии с требованиями отстранить еп. Игнатия от управления епархией. Негативную характеристику еп. Игнатия содержит выписка из рапорта от 23 нояб. 1964 г., поданного представителями хозяйственного управления Московской Патриархии по итогам обследования Кировоградской епархии. Решающим стало письмо патриарху Алексию I соборного старосты А. С. Кривошеи от верующих Кировограда в нояб. 1964 г. с просьбой уволить еп. Игнатия за хулиганское поведение в храме.

В марте 1965 г. Патриархия получила сведения о большом количестве недействующих церквей и молитвенных домов в Кировоградской обл., несмотря на утверждение еп. Игнатия об отсутствии в епархии священнических вакансий. Пытаясь избежать увольнения, архиерей восстановил 18 марта 1965 г. епархиальный совет. Однако это решение не изменило обстановку в епархии. 25 мая 1965 г. Синод уволил еп. Игнатия на покой.

В 1963-1964 гг. Кировоградская кафедра понесла огромные потери. К нач. 1963 г. в Кировоградской обл. было 107 общин и 103 священника, в Николаевской обл.- 67 общин и 53 священника. В нач. 1964 г. в Кировоградской обл. действовало 86 общин, в Николаевской обл.- 54 общины, в 1965 г.- 59 общин в Кировоградской обл. и 53 общины в Николаевской обл. Т. о., вслед. антирелиг. кампании 1958-1964 гг. число храмов в Кировоградской обл. уменьшилось в 3 раза, в Николаевской обл.- в 2 раза."

Епископ Игнатий пробыл на покое 16 лет, не получив более назначения на кафедру. С согласия митрополита Одесского Сергия совершал богослужения в воскресные и праздничные дня в Александро-Невском храме.
Скончался 5 октября 1981 года. Похоронен в ограде Александро-Невского храма.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху