Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 4 октября.

На этот раз информацию придётся давать более сжато, поскольку сегодня надо вспомнить сразу пятерых епископов.
Трое из них эмигрировали из СССР и умерли своей смертью в преклонном возрасте. Двое остались и были расстреляны.

Митрополит Горьковский и Арзамасский Феофан (Туляков)
Туляков Василий Степанович родился в 1864 году в Петербурге. Отец происходил из петербургского купеческого рода Туляковых и был потомственным почётным гражданином. Мать — потомственная дворянка, дочь военного врача, владелица имения.

С детских лет имел влечение служить Церкви в священноиноческом сане и для этого хотел поступить в духовно-учебное заведение, но по воле родителей начал образование в Императорском Санкт-Петербургском коммерческом училище.
В 1881 году, будучи воспитанником этого училища, обратился за советом к Высокопреосвященному митрополиту Московскому Макарию, который благословил его на приготовление к служению Церкви, посоветовав поступить в богословские классы семинарии.
В 1883 году, после экзаменов, поступил в богословский класс Санкт-Петербургской духовной семинарии, которую окончил в 1885 году и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1889 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания.
Представленное им сочинение "Чудо, христианская вера в него и ее оправдание. Опыт апологетико-этического исследования" Советом академии было принято на соискание степени магистра и разрешено к печати. Правда, утвержден в степени магистра богословия он был только в 1915 году.

Намеревался принять монашество ещё в академии, но при этом его смущало, что желание пострига сочеталось у него с намерением сделать карьеру, достигнув епископского сана. Обратившись за помощью к епископу Феофану (Говорову), более известному как Феофан Затворник, он получил следующий совет: «Если с принятием монашества у вас соединяется что-нибудь постороннее, то лучше в монашество совсем не постригаться, а жить в миру и стремиться быть искренним христианином». Последовал совету владыки и уехал в материнское имение, где в течение почти пятнадцати лет занимался сельским хозяйством и изучал труды церковных писателей-аскетов.

Только придя к заключению, что более не мечтает о епископстве, стал послушником Александро-Невской лавры (с 23 апреля 1905), 11 октября 1905 пострижен в монашество, с 21 октября иеродиакон, с 22 октября 1905 иеромонах. С 16 января 1907 года заведовал одним из имений лавры - "Зачеренье".
1 февраля 1909 года указом Святейшего Синода назначен наместником Александро-Невской Лавры. В июле того же года был командирован в Троице-Сергиеву Лавру для участия в заседаниях Всероссийского съезда монашествующих.

Во время Первой мировой войны организовал в лавре госпиталь на 100 коек, выздоравливающие получали по выходе пособия и одежду от обители. Из средств Лавры отпускались большие суммы для воинских семейств и на военные нужды. На средства лавры содержался также военно-полевой госпиталь Красного Креста.

31 мая 1915 года хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, с оставлением в должности наместника Лавры.
6 июля 1916 года назначен епископом Калужским и Боровским.
В послании от 6 марта 1917 года, вызванном отречением императора Николая II, напоминал, что все свершается по Воле Божией и призывал свою паству успокоиться, не возмущаться, но вдвое больше молиться, трудиться и жертвовать на дело победы.

В декабре 1917 года до Калуги достигло "триумфальное шествие советской власти". В Калуге и области закрываются монастыри и храмы, образуется обновленческая епархия, просуществовавшая до 1939 года. Владыка Феофан за годы своего пребывания в Калуге пережил пятерых обновленческих лжеархиереев.
В 1917-1918 годах был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви, участвовал в 1-2-й сессиях, член Судной комиссии при Совещании Епископов, председатель XIX и член III, XI, XVI отделов.

В 1922 году арестован, признал обновленческое ВЦУ и был освобождён, затем объявил о его неканоничности и был уволен на покой, после покаяния пребывал в Холмогорском монастыре. В 1924 году сослан на 2 года в Псковскую губернию. По некоторым данным находился под следствием в 1925 году.
Принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года и получил назначение на кафедру по месту ссылки: с 16 сентября 1927 года архиепископ Псковский и Порховский.
С 12 ноября 1935 года митрополит Горьковский и Арзамасский.

25 июля 1937 года был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы.
Обвинялся в том, что он будто бы "...проводил активную к-р деятельность, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР.
По установкам митрополита Феофана Тулякова, основанным на директивах Московского церковно-фашистского центра, участники Горьковской к-р организации проводили повстанческую, шпионскую, диверсионно-террористическую деятельность.
В Лысковском районе в течение 1936-1937 гг. было совершено свыше 20 поджогов имущества колхозов и колхозников - активистов села, уничтожено большое количество заготовленного лесоматериала и леса на корню, сожжен салотопный завод, принадлежащий Лысковскому РПС."

Сайт Дивеевского монастыря:
"Репрессиям подверглись многие хозяйственные и другие руководители области: к середине 1938 года были арестованы 82 директора заводов и фабрик, управляющих различных учреждений, 68 руководителей железнодорожного транспорта, 30 – водного, 16 работников кооперации, 18 работников Заготзерна, 35 директоров и преподавателей школ, техникумов, вузов области. На Горьковском автозаводе директор, все начальники цехов были объявлены вредителями. Летом и осенью 1937 года прошли массовые аресты священнослужителей и мирян.

В это время был арестован и заключен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы митрополит Феофан. Сразу же после ареста его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивали митрополита начальник 4-го отдела Госбезопасности Мартынов, начальник 7-го отделения 4-го отдела УГБ Кострынин и оперуполномоченный того же отдела Артамонов. В следственном деле нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукою владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым. Под ним стоит подпись владыки Феофана, но есть обоснованные сомнения в подлинности этого документа. Во всяком случае, Мартынов в 1938 году был арестован и обвинен в том, что занимался фальсификацией оперативных и следственных материалов."

21 сентября особой тройкой областного управления НКВД был приговорен к расстрелу и 4 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Место, где расстрелян и погребен митрополит Феофан, до сих пор остается невыясненным.


Епископ Омский и Павлодарский Антоний (Миловидов)
Миловидов Александр Николаевич родился в 1877 году в Москве в семье дворянина, профессора гражданского права Харьковского университета. Отец скончался когда мальчику было около четырёх лет.

Окончив Московскую гимназию, поступил послушником в Свято-Троице-Сергиеву Лавру и 8 июля 1908 года был пострижен в монашество.
В ноябре переведен в Юрьев монастырь Новгородской губернии, назначен ризничим. В 1909 году рукоположен во иеродиакона, затем иеромонаха.

В 1910 году был переведен в Московский Никольский единоверческий монастырь где стал казначеем. В 1912 году после конфликта с настоятелем в связи с попыткой улучшения качества питьевой воды для монашествующих послан "для научения смирению" в Зосимову пустынь под руководство ее настоятеля и старца игумена Гермогена.
4 февраля 1913 года Синодальным указом был назначен настоятелем Воскресенского монастыря в Златоустовском уезде Уфимской губернии.
С 1917 года — Уфимский епархиальный миссионер.

В 1920 году арестован и осуждён за «контрреволюционную агитацию», приговорён к 6 месяцам концлагерей.
После закрытия монастыря в том же году служил в приходских храмах близ обители.

6 июня 1925 года в посёлке Теджен хиротонисан во епископа Усть-Катанского, викария Уфимской епархии архиепископом Андреем (Ухтомским) и епископом Львом (Черепановым).
16 марта 1926 года в Уфе состоялось архиерейское совещание, обсуждавшее каноничность поставления епископа Руфина (Брехова), Питирима (Ладыгина) и Антония (Миловидова). Несмотря на то, что собравшиеся в Уфе архиереи ранее сами были деятелями организованной в 1922 году Андреем (Ухтомским) Уфимской автокефалии, эти хиротонии были признаны недействительными.

5 апреля 1926 года уклонился к беглопоповцам.
15-18 ноября 1927 года — наблюдатель от Уфимской автокефалии (непоминающих «андреевского течения») на съезде староцерковников-григориан.
Вскоре после этого признал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) каноническим главой Церкви, вступил с ним в переговоры. После принесения покаяния был принят в сущем сане, как рукоположенный архиереями старого поставления. Назначен в декабре 1927 года епископом Троицким, викарием Челябинской епархии.

27 апреля 1928 года назначен епископом Троицким, викарием Челябинским. 27 апреля 1928 года года определением Синода и последующим указом митрополита Сергия, в связи с закрытием Троицкого викариатства, "временно командирован в Бугульму для управления викариатством под руководством и наблюдением Преосвященного архиепископа Самарского Анатолия (Грисюка)."
30 ноября того же года был арестован ОГПУ и обвинён в организации собраний духовенства городов Троицка и Бугульмы. 24 мая 1929 года особым совещанием при коллегии ОГПУ был приговорен к 3 годам ссылки в Самару.

В Самаре вновь арестован и 9 сентября 1930 года приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ, которое отбывал в Вишерских лагерях. Освобожден в 1933 году.
16 июня 1933 года был назначен епископом Енисейским и Красноярским, 3 мая 1934 года - епископом Ачинским, 9 сентября 1935 года - епископом Омским с передачей в его управление упраздняемой Челябинской епархии, почему именовался Омским и Челябинским.

29 ноября 1936 года арестован в Омске вместе с 6 священниками Омской епархии. Обвинён в том, что «руководил к/р группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство, проводил к/р клеветническую пропаганду и проч.». На предварительном следствии признал себя виновным и подписал показания, написанные следователем.
19-22 марта 1937 года состоялось судебное рассмотрение «дела» на специальной коллегии Омского областного суда. На судебном заседании отказался от всех показаний, данных им на предварительном следствии. 22 марта Омский областной суд приговорил его к 10 годам тюремного заключения.

3 апреля епископу Антонию было предъявлено новое обвинение, будто бы он, «являясь епископом Омской области и проживая в Омске, без разрешения Комиссии по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской обл. и создавал контрреволюционные формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для вооруженного выступления в случае войны». 10-12 июля состоялось заседание Челябинского областного суда, где епископ заявил, что никакой контрреволюционной переписки с духовенством он не вел, вся переписка была только по церковным делам, он также отрицал существование контрреволюционной организации. 12 июля 1937 года специальной коллегией Челябинского областного суда был приговорен к расстрелу.
25 сентября он подал заявление начальнику УНКВД по Челябинской области, где писал, что согласен дать показания, которые требует от него следствие. 26 сентября ему были предъявлены дополнительные обвинения и вновь начато следствие. 27 сентября он подписал показания, признав себя виновным во всем, что требовало от него следствие.

2 октября тройкой УНКВД по Челябинской области признан «организатором и руководителем „Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области“». Расстрелян 4 октября 1937 года вместе с другими священниками и мирянами, всего 127 человек.

Сайт «Касьяновский дом»:
"...владыки, которых сажали в тюрьмы и лагеря, порой не выдерживали пыток и признавали правоту ложных обвинений. Например, епископ Антоний (Миловидов) несколько раз под страшными физическими и душевными мучениями выводил свою подпись дрожащей старческой рукой, а потом от этих «признаний» отказывался. Его снова пытали, он снова подписывал и снова отказывался. И, как утверждали очевидцы, страшно страдал от этого морально, от того, что не мог выдержать."


Митрополит Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков)
Федченков Иван Афанасьевич родился в 1880 году в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком. Родные братья - священник Александр и Сергей, преподаватель Вифанской духовной семинарии.

Окончил Тамбовские духовные училище и семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию.
Был пострижен в монашество, 3 декабря 1907 года рукоположен во иеродиакона, а 10 декабря - в сан иеромонаха.
В 1910–1911 годах исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.

21 декабря 1911 года назначен ректором Таврической духовной семинарии, 26 августа 1913 года переведен ректором Тверской духовной семинарии.
Летом 1917 года на тверском епархиальном съезде был избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и принимал деятельное участие в его работе.

Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической духовной семинарии. В качестве представителя духовно-учебных заведений и заместителя епархиального архиерея участвовал в работе Украинского Верховного собора в Киеве (с декабря 1917 по декабрь 1918 года), где ему пришлось вместе с митрополитом Платоном (Рождественским), другими иерархами, клириками и мирянами отстаивать единство церкви от посягательств украинских церковных “самостийников”.

10 февраля 1919 года был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.
В мае 1920 года возглавил военное и морское духовенство Русской Армии, образованной из реорганизованных Вооруженных сил Юга России, эвакуировавшихся в Крым в январе-феврале 1920 года. Координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты “Святая Русь”, занимался оказанием помощи клирикам-беженцам и членам их семей.

Покинул Россию в ноябре 1920 года.
В Константинополе вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей. Посещал храмы и приходы, учрежденные беженскими и воинскими организациями в Турции, Греции, Болгарии и Сербии.
Предпринимая усилия по организации самостоятельного церковного управления для русского Зарубежья Владыка Вениамин, как и большинство русских беженцев в те дни, полагал, что пребывание за рубежом будет носить временный характер. Прежде всего он стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Когда в Сремские Карловцы поступил указ Патриарха Тихона упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления (№ 347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин - единственный из состава ВЦУ - принял указ к исполнению и решил удалиться в монастырь Петковица (св. Параскевы) близ города Шабаца в Сербии.

Осенью 1929 года был вызван митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж, где занимал пост инспектора и преподавателя Сергиевского Богословского Института.
В 1930 году после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской Патриархией и его ухода под омофор Константинопольского патриарха, оставил институт, потеряв тем самым кров над головой и средства к существованию.
По его инициативе в Париже было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 1933 году был назначен временным Экзархом Северо-Американской епархии. Часто посещал американские и канадские приходы, совершал богослужения и проповедовал. После богослужений за трапезой любил вести духовные беседы.
В годы Великой Отечественной войны стал одним из вдохновителей патриотического движения в русской эмиграции.

Участвовал в работе Поместного собора (31 января-2 февраля 1945 года) избравшего Патриарха Алексия I (Симанского).
18 февраля 1948 года окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. За время служения - до марта 1951 года - успел много сделать: добился от властей разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии “Вести”, на страницах которого помещались и его богословские статьи и проповеди, подготовить к открытию двухлетние пастырские курсы, устроить в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом во имя святого равноапостольного князя Владимира.

В марте 1951 года был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года.
Указом Патриарха Алексия от 30 ноября 1955 года митрополиту Вениамину определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. Новое назначение было связано с тем, что в Саратове в то время действовала духовная семинария, и поэтому там требовался архиерей с высшим богословским образованием и опытом педагогической деятельности.
К этому времени состояние здоровья Владыки сильно ухудшилось, он перенес инсульт, часто болел, но в период новых гонений на Церковь, развернутых властями в конце 50-х годов, призывал свою паству к твердому стоянию за веру и Церковь.

В феврале 1958 года ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание – лишился дара речи.
4 октября 1961 года скончался и был погребен в пещерах монастыря.

О епископе Вениамине написано много, но лучше всего обратиться к его собственным воспоминаниям. Подборка его трудов на сайте - здесь.


Архиепископ Детройтский и Кливлендский Арсений (Чеговец)
Андрей Львович Чеговец (или Чаговец, или Чаговцов) родился в 1866 году в Харьковской губернии, в семье псаломщика. Рано осиротел. Как старший из пяти детей в семье был спешно послан получать духовное образование.
Окончил Харьковские духовные училище и семинарию. В годы учёбы поддерживал семью репетиторством.

В 1885 году женился на Параскеве, в следующем году в семье родился сын Дионисий (расстрелян в 1937 году в Харькове, прославлен как местночтимый святой Украинской Православной Церкви).
В 1887 году был рукоположен в сан диакона, а в 1890 году - в сан иерея. Служил в сельских храмах Харьковской губернии, преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.

В 1890-е годы овдовел. Горе сильно повлияло на него, он отправился странствовать по святым местам, ему доводилось сослужить Иоанну Кронштадтскому, общаться с Валаамскими старцами. Сына взяли к себе родственники.
23 ноября 1900 года принял монашество и был определён в число братии Куряжского Преображенского монастыря.

В 1902 году был назначен в Американскую православную миссию.
В январе 1903 года прибыл в США и был назначен настоятелем одного из приходов в штате Нью-Йорк.
В 1904 году стал настоятелем прихода в Мэйфилде, штат Пенсильвания, который незадолго до того перешёл из униатства. Здесь служил в течении следующих четырёх лет, подвергаясь всё более ожесточённым нападкам со стороны униатов.

15 мая 1905 года была выдвинута идея об устроении в США первого православного монастыря. Архиепископ Тихон (Беллавин) поручил эту задачу иеромонаху Арсению, который в том же году основал монастырь в честь святителя Тихона Задонского в Южном Ханаане, штат Пенсильвания и сиротский приют при нём. Настоятелем был назначен отец Арсений, возведённый синодальным определением в сан игумена.

В 1908 году был назначен благочинным и администратором миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком храме города Виннипега. Благодаря его дару убеждения сотни бывших униатов вернулись в Православие, из-за чего униаты Северной Америки стали видеть в о. Арсении особо опасного врага. Дошло до того, что местная униатская газета Свобода сфабриковала против него обвинение в том что он якобы стал отцом незаконнорожденного ребёнка некой Марии Креницкой. В 1909 году последовало судебное разбирательство в связи с обвинением газеты Свобода в преступной клевете. На суде Мария Креницкая показала что забеременела от Андрея Преташа, а за статью в Свободе ей было обещано 10 тыс. долларов и замужество. По неизвестным причинам, разбирательство не было доведено до конца.

За время служения в Канаде здоровье архимандрита Арсения сильно ухудшилось, что вынудило его обратиться к архиепископу Платону с просьбой об увольнении. В 1910 году он уехал в Россию.
6 июля 1910 года был определён в Святогорскую Успенскую пустынь Харьковской губернии.
В ноябре 1913 года назначен наместником Григорьевского Бизюкова монастыря, а также начальником пастырско-миссионерской семинарии при монастыре.

В феврале 1917 года назначен проповедником в армии.
С началом гражданской войны присоединился к Белой армии. Был главным военным священником Украины и председателем Комиссии по сбору средств на нужды Белой армии.
В 1920 году попал в плен к большевикам и вместе с некоторыми другими был приговорён к расстрелу, который должен был состояться на следующее утро. Всю ночь архимандрит провел в молитве, а утром появились немецкие солдаты и освободили осужденных. После этого отец Арсений отправился в Сербию, куда прибыл в том же году.

Вошёл в каноническое ведение Сербской Православной Церкви. До 1923 года он служил приходским священником на сербском приходе Миляновцы в Македонии, с 1923 по 1924 год был наместником монастыря Трескавец, с 1924 по 1926 годы служил настоятелем монастыря во имя святых архангелов в Марковом Граде.

В это время канадская паства узнала о том, что их пастырь жив, и обратилась к митрополиту Платону (Рождественскому) с просьбой о том, чтобы он посодействовал возвращению их пастыря, причем уже как епископа. Митрополит Платон отправил запрос об этом в Сербскую Церковь. Архимандрит Арсений получил благословение оставить служение в Южной Сербии и переехать в Америку.

6 июня 1926 года был хиротонисан во епископа Виннипегского, викария Северо-Американской и Канадской епархии. Хиротония была совершена в Белграде архиереями Русской Православной Церкви Заграницей с благословения патриарха Сербского Димитрия. Когда в 1927 году произошёл разрыв между священноначалием Русской Зарубежной Церкви и русской "Американской митрополией" остался в составе последней.

Основал Сифтонский Вознесенский монастырь, а при нём в 1929 году открыл богословские курсы, на которых сам преподавал, готовя кандидатов в священники.
Зимой 1930 года собирал в США деньги на нужды канадских приходов. Начиная с Нью-Йорка, он путешествовал от храма к храму, где совершал богослужения, рассказывал о тяготах православной Канады, проповедовал. Говоря о причинах, толкнувших его на этот шаг, он писал:
"На 220–300 миль нет ни одной церкви или даже часовни; нет кладбищ; дети остаются без крещения, умершие без отпевания. Инославные миссионеры, особенно французские, строят храмы, где нет вообще их верующих, и зазывают наших. Русь святая когда-то посылала к чужим народам своих миссионеров. Неужели теперь, когда просят хлеба духовного свои, родные по вере и крови, нам суждено закрыть глаза и уши и сказать монотонно: “Мы бедны”? Я, как епископ Церкви, видевший положение, боюсь Бога и Его суда, чтобы махнуть на все это рукой; мне жаль душ православных отдавать на растерзание инославным... Сознаю, что не в мои 64 года принимать на себя такое послушание, но считаю, что лучше сократить свою жизнь в огне служения ближнему, чем тлеть медленным пламенем".

В 1932 году создал при Сифтонском монастыре сиротский приют.
В 1935 году раскольники покушались на его жизнь, обстреляв ночью его дом в Каноре, при чём владыка был тяжело ранен в ногу.
В декабре 1935 года снова посетил США, чтобы принять участие в Соборе русских православных епископов в Свято-Тихоновском монастыре под председательством митрополита Феофила (Пашковского). На нём особенно старался содействовать умиротворению церковных раздоров как на Американском континенте, так и в отношениях с матерью-Русской Церковью.

В 1936 году был переведён на Детройтскую и Кливлендскую кафедру. В 1937 году подал прошение об уходе на покой, с тем чтобы удалиться в основанный им Свято-Тихоновском монастыре и положить там начало столь необходимой семинарии. В январе 1938 года его прошение было удовлетворено. В монастыре состоял митрополичьим наместником.
Осенью 1938 года открыл при монастыре пастырское училище, позднее преобразованное в семинарию, в которой он стал первым ректором. В 1939 году при его активном участии при монастыре был создан дом для престарелых священнослужителей, а также семинарская библиотека, куда он пожертвовал большую часть своих книг.

Скончался 4 октября 1945 года. Похоронен в Южно-Ханаанском Тихоновском монастыре.


Митрополит бывший Рижский и Латвийский Августин (Петерсон)
Августин Адамович Петерсон родился в 1873 (по другим данным 1875) году в Рижском уезде, в православной латышской крестьянской семье.
Окончил Рижские духовные училище и семинарию. С 1895 года служил псаломщиком; с 1900 года - учитель в церковно-приходской школе в Лиепае.

В 1904 году женился. В этом же году архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) /рассказ о нём был приведен 16 октября/ рукоположил Августина Петерсона сначала во диакона, несколько позже в сан иерея. Служил на приходах. В период с 1905 по 1913 год в семье о. Августина родилось четверо детей.

Осенью 1914 года назначен священником в 225 Скопинский полк. С 1915 года священник при военном госпитале в Риге. В 1916 году сильно заболел брюшным тифом и долгое время не мог исполнять обязанности священника. Осенью 1916 года был назначен священником в резервный батальон Латышских стрелков, который располагался в Валмиере.
В 1917 году батальон отступил в Новгород и о. Августин с семьей оказался среди беженцев в России. Позже перебрался в Омск, так как там проживали родственники. Как только ситуация несколько успокоилась, стал хлопотать о возвращении на родину.

Приехав 30 ноября 1921 года в Ригу, получил назначение на должность священника в Александро-Невский кафедральный собор в Даугавпилсе. Вскоре стал также Даугавпилсским благочинным. Некоторое время служил в соборе св. Бориса и Глеба в Даугавпилсе. В 1926 году, из-за конфликта с другими священнослужителями, переведен на должность гарнизонного священника Двинской крепости.
18 мая 1934 года овдовел, после чего переехал в Ригу и поселился в Свято-Троице Сергиевом монастыре. (Согласно википедии, с 1934 года был ректором Елгавской духовной семинарии.)

В 1934 году произошли события, сильно изменившие как облик Латвии, так и ЛПЦ. В мае этого года в стране была ликвидирована парламентская демократия и установлен авторитарный режим К. Улманиса. Кроме того архиепископ Иоанн (Поммер), в ночь с 11 на 12 октября принял мученическую смерть и православная церковь осталась без правящего архиерея.
Новые власти Латвии решили воспользоваться ситуацией и взять под свой контроль такую влиятельную организацию как ЛПЦ. Для этой цели нужно было во главе церкви поставить послушного владыку. О. Августин Петерсон, со времен Первой мировой войны, имел связи с латышскими военными кругами и симпатизировал им. По национальности был латышом, а по характеру человеком покладистым. К тому же, недавно овдовел. Следовательно, как нельзя лучше подходил на эту роль.

Во осуществление этого плана, под давлением государства, в начале 1936 года ЛПЦ перешла в юрисдикцию Константинопольской патриархии, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей.
В марте 1936 года был проведен Собор, на котором новым главой Православной церкви Латвии, с титулом «митрополит Рижский и всея Латвии» избрали Августина (Петерсона). 21 марта 1936 года он принял постриг. 29 марта 1936 года патриарший экзарх КП в Западной и Восточной Европе митрополит Германос (Стренопулос) провел архиерейскую хиротонию Августина (Петерсона).

Требовал, чтобы везде проводились богослужения и на латышском языке, а при храмах, где были только русские приходы, открывали и латышские (при том, что в некоторых местах Латвии православных латышей среди прихожан практически не было). Перевел церковь на новый календарный стиль.

В 1940 году Латвия была присоединена к СССР.
30 марта 1941 года после покаяния был принят в юрисдикцию Московского патриархата. К лету 1941 года отправлен на покой.
Во время немецкой оккупации Латвии (1941-1944 годы) стал поднимать вопрос о переходе православной церкви Латвии в юрисдикцию КП и восстановлении ее автономии. Однако его не поддержали представители местного духовенства и прихожан, не оказали покровительства в этом начинании и немецкие власти. В свою очередь, за попытку совершить церковный раскол, митрополит Литовский и Виленский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский) решением от 15 июня 1942 года запретил Августина (Петерсона) в священнослужении.
Образовал собственную церковную структуру, в которой, однако, состояли лишь несколько православных приходов в центральной Латвии (преимущественно на его родине — в Видземе).

Когда к Латвии стал приближаться фронт, то еще в конце лета 1944 года, одним из первых среди латвийских священнослужителей, с семьей эвакуировался в Германию. С 1946 года входил в состав Русской православной церкви заграницей.

Во второй половине 40-х годов вновь активизировал свои действия. Несмотря на то, что большинство эвакуировавшихся из Латвии православных священников объединилось вокруг епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), претендовал на руководство церковной организацией в изгнании. Добился, чтобы архиерейский Синод Русской православной церкви за рубежом признал неканоническим запрещение его в священнослужении. Вновь поднял вопрос о переходе в юрисдикцию КП и восстановлении автономии ЛПЦ, решение о чем от представителей КП в 1946 году и получил. Однако широкой поддержкой и в изгнании не пользовался. К тому же находясь в Западной Германии тяжело болел (страдал туберкулезом, астмой, склерозом и хроническим бронхитом, последние годы жизни был прикован к постели) и реально руководить уже ничем не мог.

Скончался 4 октября 1955 года в Гаутинге, близ Мюнхена. Там же был первоначально захоронен.
Оставил завещание, согласно которому его перезахоронение на латвийской земле должно было состояться после восстановления независимости латвийского государства. 10 августа 2011 года перезахоронен на кладбище в Косе (Скуйенской волости, Аматского края), рядом с родителями.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху