Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 31 августа.

Сегодня вспоминаем уже двоих новомучеников, расстрелянных в 37-м.

Епископ Котельнический Иларион (Бельский)
Иоанн Иванович Бельский родился в 1893 году Санкт-Петербурге (по другим данным - в Олонецкой губернии), в семье священника.
В 1918 году окончил Олонецкую духовную семинарию, после чего служил надзирателем Петрозаводского духовного училища. После его закрытия переехал в Петроград, где 16 июля 1919 года был принят в Александро-Невскую лавру. 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона.

Сайт Петрозаводской епархии: "18 декабря 1919 года назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 января 1920 года исполнял обязанности правителя дел. 22 февраля 1920 года избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 года - секретарь совета. 13 августа 1920 года рукоположен во иерея. 8 июля 1921 года утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском институте."
БД ПСТБИ сообщает, что наместником Лавры был тогда архиепископ Виктор (Островидов) - впоследствии это сыграет свою роль в судьбе епископа Илариона.

1 июня 1922 года был арестован по делу православных братств, обвинялся в укрывательстве от ГПУ иеромонаха Льва (Егорова). За недоказанностью обвинения освобожден 21 августа того же года под подписку о невыезде. 14 сентября дело
в отношении 26 человек было прекращено с аннулированием подписки о невыезде.

После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского епархиального управления с 7 июля 1922 года перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковно-приходского совета и управдома лавры, официально освобождён от этих должностей 1 сентября 1922 года.
20 ноября подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к обновленческому Петроградскому епархиальному управлению откомандировать иеромонаха Илариона в один из петроградских монастырей. 11 декабря указом Петроградского епархиального управления переведён в Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда.
В октябре 1923 года, после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вернулся в состав братии.

С марта 1924 года настоятель храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной в Петрограде.
14 октября того же года Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии.
Служил в Никольском храме г. Каргополя. В декабре 1924 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и выслан в Смоленск. От управления епархией не освобождался, продолжал носить титул епископа Каргопольского.

ПЭ: "В июне 1925 г. назначен митр. Петром викарием Смоленской епархии с титулом «епископ Бельский и Демидовский» по городам Белый и Демидов (до 1918 г. Поречье, отсюда др. наименование титула И.- «епископ Пореченский»). Прибыл в Смоленск 19 июня, исполнял обязанности временного управляющего («духовного попечителя») Смоленской епархии. Как показал позднее на следствии, не выезжал из Смоленска, не читал проповедей, «исключительно из опасений, чтобы слова мои не были неверно истолкованы»."

Сайт Православное духовенство: "5.02.1927 епископ Иларион был арестован, обвинялся по статьям 58–5,12 УК РСФСР в связях «с активными членами Сычевской монархической группировки», оказывавшими «содействие лицам, выдававшим себя за членов семьи бывшего царского дома Романовых». На допросе 18 февраля виновным себя Владыка не признал.
Тем не менее, после пребывания около года в смоленской тюрьме Владыка был приговорен 29.08.1927 к десяти годам концлагерей.

В конце 1927 года архипастырь был отправлен на Соловки, куда прибыл 2.01.1928. Известно, что зимой непосредственно на архипелаг заключенных отправлять не могли, и до начала навигации они содержались на пересыльном лагпункте в Кеми. Вероятно, Владыке пришлось пробыть там всю зиму.

Епископ Иларион в лагере трудился на общих работах, занимался плетением рыболовных сетей, не имел разрешения на свободное передвижение по острову. На Соловках его звали Иларионом Маленьким в отличие от Илариона Большого — Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого). Был одним из самых непримиримых противников митр. Сергия, отрицал действенность таинств, совершаемых священниками, которые признавали его каноническое главенство. Он принимал участие в тайных богослужениях. Как вспоминает И.М. Андреевский: «Несмотря на чрезвычайные строгости режима Соловецкого лагеря, рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов — сост.), Иларион (Бельский — сост.), … Максим (Жижиленко — сост.) не только часто служили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но и совершили тайные хиротонии нескольких новых епископов. Тайных катакомбных «храмов» … на Соловках было несколько, но самыми «любимыми» были два: «Кафедральный Собор» во имя Пресвятой Троицы и храм во имя Св. Николая Чудотворца. Первый представлял собою небольшую поляну среди густого леса в направлении на командировку «Савватьево». Куполом этого храма было небо. Стены представляли собою березовый лес… Храм же Св. Николая находился в глухом лесу, в направлении на командировку «Муксольма». Он представлял собою кущу, естественно созданную семью большими елями… Чаще всего тайные богослужения совершались именно здесь, в церкви Св. Николая. В «Троицком же кафедральном соборе» богослужения совершались только летом в большие праздники и, особенно торжественно, в день Святой Пятидесятницы. Но иногда, в зависимости от обстоятельств, совершались сугубо тайные богослужения и в других местах.

В 1930 епископ Иларион был переведен с главного Соловецкого острова на остров Анзер.
В сентябре 1931 владыку Илариона перевели с Соловков на материк, в одно из отделений Беломоро-Балтийского лагеря (Белбалтлага). В это время с ним встретился Алексий Ростов, работавший на строительстве Беломоро-Балтийского канала на командировке «Новая Биржа», в районе села Надвоицы. Вот что писал он в своих воспоминаниях: «Несмотря на свой небольшой рост, Владыка отличался физическим здоровьем и на Соловках сразу попал на общие работы. Теперь, по прибытии этапом на командировку «Новая Биржа», … владыка Иларион получил первую <категорию>, т. е. признан пригодным к тяжелому физическому труду. При осмотре его документа для занесения данных в протокол комиссии я увидел, что он «запретник», т. е., как особо опасный заключенный, не может быть послан в лес на работы по подготовке трассы будущего Беломорканала, а должен содержаться всегда «за проволокой», т. е. на работах внутри самого концлагеря, обнесенного высоким частоколом с вышками на углах и единственным выходом через ворота при контрольном пункте.

Чтоб устроить его на более легкую работу внутри лагеря, я решил поговорить … с зубным врачом … Екатериной Александровной Ордынской …, которая имела зубоврачебный кабинет внутри лагеря. … После беседы со мной Екатерина Александровна предложила начальнику санчасти взять интеллигентного и сильного заключенного для работы в качестве протезиста под ее наблюдением. Прежний протезист уже отбыл свой срок, а потому надо было найти ему подходящего преемника, и она предложила прибывшего с этапом «запретника» Бельского. Начальник санчасти стал хлопотать, но ИСО (Информационно-Секретный Отдел) не допустил Владыку работать протезистом, а дал ему работу привратника. Пешеходы входили в лагерь через калитку и предъявляли свои пропуска дежурному по комендатуре, то же имело место при выходе партий заключенных на работы. Но если приезжал воз или телега, то владыка Иларион выбегал открывать и закрывать потом за ними ворота».
5.09.1933 епископ Иларион (Бельский) был освобожден по амнистии."
Вообще рекомендую этот материал, в нём много ценной информации.

БД ПСТБИ даёт некоторые подробности: "Из обвинения: "Епископы Венедикт (Алентов) и Иларион (Бельский), игумен Серафим (Себекин), архимандрит Кирилл (Сычев) организовали вокруг себя к/р монархическую группировку. В целях внедрения в умы окружающих к/р идей монархизма, включили туда членов группировки, выявленных в Барнауле и Ржеве. Находясь в приятельских отношениях с членами к/р монархической организации Синкевич Раисой и др., зная, что последние, совместно с лицами, выдававшими себя за "великих князей и княжен", организовали к/р группу, не входя в означенную группу и не будучи осведомленными о конечных ее целях (свержении Соввласти и восстановлении монархии) собирал материальную помощь под видом церковных поборов участникам этой группировки и оказывал им содействие в укрывательстве от революционной законности".
В лагере... работал вязальщиком сетей."

Когда находившийся вместе с епископом Иларионом епископ Нектарий (Трезвинский) был освобожден, то 4 марта 1928 года от своего имени и от имени остававшегося в заключении Илариона (назван епископом Котельничским) объявил об отделении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и о присоединении к сторонникам Глазовского епископа Виктора (Островидова), который управлял не признававшими митрополита Сергия приходами Вятской епархии. (Напомню, что с епископом Виктором Иларион был знаком ещё по Александро-Невской Лавре.)

После освобождения из лагеря был выслан в г. Козмодемьянск Марийской автономной области, где продолжал тайно совершать богослужения. 25 мая 1934 года был арестован по обвинению в антисоветской агитации, освобожден 13 октября. 17 октября дело прекращено за отсутствием состава преступления.
В 1935 году был освобождён из ссылки, уехал в Чебоксары.

24 августа 1937 года арестован и отправлен в тюрьму Йошкар-Олы. Обвинялся в том, что, «группируя вокруг себя верующих, проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий советской власти».
На единственном допросе 25 августа своей вины не признал. 28 августа Особой тройкой НКВД по МАССР был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 31 августа в 20 часов вечера, вероятным местом погребения Владыки является братская могила на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.


Епископ Пензенский Кирилл (Соколов)
Соколов Виктор Иванович родился в 1883 году в Москве в семье священника Софийской церкви при Софийской детской больнице.
Окончил Заиконоспасское духовное училище, Московские духовные семинарию и академию.
Во время учебы в Академии был пострижен в монашество.

До 1917 года преподавал в духовных учебных заведениях.
С конца 1917 по 1921 год был наместником Новоспасского монастыря в Москве в сане архимандрита.

9 декабря 1921 года хиротонисан во епископа Феодосийского, но епархией не управлял.
С 1922 по 1924 год - епископ Любимский, викарий Ярославской епархии.
В 1923-24 годах отбывал ссылку в Феодосии, в Крыму.
С 11 сентября 1924 года епископ Нижнеудинский, временно управляющий Иркутской епархией.
Жил в Иркутске, служил в Крестовой (архиерейской) церкви. Являлся последовательным и энергичным противником обновленчества.

В октябре 1925 года переведен епископом Ейским, викарием Ростов-на-Дону епархии.
С 1926 года - епископ Саранский, викарий Пензенской епархии.
В июле 1926 года был арестован, отправлен в ссылку в Полоцк. Освобожден из ссылки в феврале 1927 года.
С 7 сентября 1927 года - епископ Краснослободский, викарий Пензенской епархии. Временно управлял Пензенской епархией, а 24 августа 1928 года назначен епископом Пензенским.

В 1928 году обновленческий журнал "Уральские Церковные Ведомости" писал о нем: "Фанатик - староцерковник епископ Кирилл в Пензе не называет иначе обновленцев как "живцами". Крещеных ими перекрещивает, предпочитая крещение даже бабкою, причем заявляет, что бабка - православный человек, а обновленческий священник - еретик. Он запретил в священнослужении одного из своих благочинных прот. Николаева только за то, что он на одном из собраний высказался за необходимость примирения на соборе".

В Пензе у епископа Кирилла с 1928 года проживали на иждивении его личный друг епископ Нифонт (Фомин), уже побывавший в заключении, где ему выбили все зубы, и высланный из Москвы в Пензу известный профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев.
В декабре 1928 года накануне праздника свт. Николая Чудотворца еп. Кирилл был снова арестован вместе с епископом Нифонтом (Фоминым), профессором МДА С. С. Глаголевым и другими. Арестованных заключили в Пензенскую тюрьму.
В 1929 году был освобожден.

17 января 1931 года был арестован в Пензе по делу "Истинно Православной Церкви" вместе с большой группой духовенства Пензы. Обвинялся в руководстве работой "филиала ИПЦ", "контрреволюционной деятельности посредством проповедей", хранении и распространении литературы "контрреволюционного содержания". Был приговорен к десяти годам ИТЛ,. 2 января 1932 года отправлен этапом в Бугурусланские (Мордовские) лагеря.

Сайт Православное духовенство: "По заявлению лагерной администрации, он с первых дней содержания в лагере вел "антисоветскую агитацию". В следственном деле приводятся слова, сказанные им заключенным: "Гонения, которым подвергается религия и духовенство, есть повторение первых веков христианской веры, но христианство уничтожит эти напрасные потуги. Нас загоняют в подполье, как это было во времена Юлиана Отступника, но в пепле будут искры, и при первой возможности будет пламя. Власть взялась уничтожить то, что создано самим Богом, но Бог поругаем не бывает, и все это разлетится как пух". В 1935 г. был лишен зачета (дней ударной работы, которые засчитывались как неск. дней заключения) за 2 квартала; в нач. 1937 г. лишен зачета за все время пребывания в лагере. В авг. того же года против владыки Кирилла было возбуждено новое дело по обвинению в "активной антисоветской агитации среди заключенных и распространении контрреволюционных листовок". Допросов не проводилось. 22 авг. 1937 г. приговорен Особой тройкой при НКВД Мордовской АССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в лагере 31 авг. того же года."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху