Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 30 января.

Оба поминаемых ныне епископа скончались от болезни, не дожив и до 50 лет. Один от тифа, свирепствовавшего в гражданскую. Другой от хронической болезни легких, что никак не защитило его от преследований. И такой тоже бывала судьба архиереев при коммунистической власти.

Епископ Соликамский Варлаам (Новгородский)
Василий Тимофеевич Новгородский родился в 1872 году в семье псаломщика. По окончании в 1891 году Тульской духовной семинарии служил учителем в церковно-приходской школе в селе Новгородском Богородицкого уезда (судя по фамилии, это и была его родина).

В 1892 года вступил в брак и рукоположён во священника к церкви села Рудина Белёвского уезда, где и прослужил 10 лет.. Овдовев, поступил 7 (20) февраля 1902 года в Белёвский Преображенский монастырь. В 1903 году поступил в Киевскую Духовную Академию, в декабре 1904 года пострижен в монашество. Окончив академию, был назначен преподавателем гомилетики и соединённых предметов в Тифлисской Духовной Семинарии.

С 1909 года инспектор Холмской духовной семинарии, в апреле 1911 года назначен её ректором. С 1915 года ректор в Оренбургской духовной семинарии.

11 мая 1919 года по постановлению Высшего Временного Церковного Управления и с согласия Верховного правителя Российского государства адмирала Колчака определён к хиротонии во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Хиротонисан 15 июня 1919 года в Омске.
20 октября 1919 года назначен временным управляющим Пермской епархией.
Скончался 30 января 1920 года от тифозного отека легких.

С 1909 по 1914 годы все силы и труды отца Варлаама были посвящены Холмской Епархии. В это время он служил инспектором, затем ректором Холмской Духовной семинарии, редактором «Холмской церковной жизни» и «Холмского народного листка», председателем Холмского Епархиального управления, а также председателем Училищного Совета.

В 1915 году назначен ректором Оренбургской Духовной семинарии, с 1916 года это служение он совмещал с должностью редактора «Оренбургских Епархиальных Ведомостей». Архимандрит Варлаам служил ректором Оренбургской Духовной семинарии вплоть до ее закрытия во время гражданской войны. Трудами отца Варлаама, Семинария не прекратила учебный процесс даже после «реквизиции» ее здания большевиками.

Зимой 1919–1920 годов Преосвященный Варлаам заболел тифом, эпидемия которого свирепствовала в опустошенной революцией и гражданской войной Перми. Самоотверженный, не покинувший свою паству в то тяжелое время, Владыка скончался 12 февраля 1920 года. Через три дня, 15 февраля, состоялись его похороны. Он был похоронен в склепе под алтарем летнего храма Спасо-Преображенского Кафедрального собора города Перми. Советские власти, опасавшиеся общественного возмущения, которое может вызвать запрет на проводы Архипастыря, не стали препятствовать в этом. Это были последние архиерейские похороны, совершенные в усыпальнице Епископов Пермских.
Могила Преосвященного Варлаама не сохранилась.

Соликамский Варлаам - епископ смутного времени
Немногие сохранившиеся данные говорят нам о скоропостижной смерти супруги молодого священника и его поступлении в Белёвский Преображенский монастырь.

В неспокойное время – 15 июня 1919 года – архимандрит Варлаам был хиротонисан во епископа и получил в управление Пермскую епархию. В то время город Пермь то и дело переходил от красных к белым и обратно; во время братской междоусобицы никто, наверное, не задумывался над тем, чтобы каким-то образом сохранить сведения о новопоставленном епископе, пробывшем на Пермской кафедре менее года.

В некоторых источниках именно на епископском назначении оканчивается история владыки Варлаама.
Вот что удалось найти историкам об архипастыре. Оказывается, именно с его кончиной тесно связан момент закрытия Крестово-Митрофаниевского храма. Необходимо отметить, что во второй половине 1919 года в Перми активно разворачивался процесс национализации церковного имущества.

Церковную недвижимость намеревались использовать «для общественных целей». На языке документов тех лет это называлось «утилизацией». В первую очередь «утилизировали» духовно-учебные заведения и домовые церкви. Однако попытки «утилизации» приходских церквей сталкивались с противодействием со стороны горожан.

Поначалу здание Спасо-Преображенского собора и архиерейский дом, составляющие единый ансамбль, оставили верующим. 30 января 1920 года от тифозного отёка легких скончался епископ Варлаам (Новгородский), и местные власти, видимо, опасаясь обострения отношений, разрешили похоронить его в склепе под собором.

Однако со временем в архиерейских покоях разместили госпиталь губэвака, в том числе и тифозный лазарет, поэтому ещё несколько умерших были захоронены на Архиерейском кладбище. Домовую Крестово-Митрофаниевскую церковь заняли под музей. А в марте 1922 года уже все помещения архиерейского дома были переданы губкомхозом музею.

После ремонта 7 ноября в торжественной обстановке в здании открыли экспозицию художественного музея.
К сожалению, склеп под Свято-Преображенским собором был утрачен при передаче здания под «музейные нужды». С этим, наверное, можно связать наше беспамятство о трёх епископах, захороненных когда-то в том склепе.

Архиепископ Уфимский и Давлекановский Иоанн (Поярков)
Поярков Виктор Алексеевич родился 10 ноября 1883 года в городе Кунгуре Пермской губернии. Происходил из потомственной казачьей семьи, отец был учителем. Рано осиротел. В 1892 году поступил в Уральское казачье войсковое реальное училище, получал стипендию и помощь от Общества вспомоществования недостаточным ученикам.

С юности отличался религиозностью, посещал все службы в храме училища, исполнял обязанности чтеца и псаломщика. Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность. В 1900 году окончил училище по основному отделению, а в 1902 году - по дополнительному классу, получив право поступать в высшие специальные училища.

В августе 1903 года выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса в Казанской духовной семинарии и был принят на казенное содержание в Казанскую духовную академию. В 1907 году окончил Казанскую духовную академию без аттестата, т. к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов, и итогового сочинения. Получил приглашение от архиепископа Антония (Храповицкого) стать клириком Волынской епархии. После бракосочетания был рукоположен во иерея. Служил священником в церкви села Галиевки Житомирского уезда Волынской губернии, позже в Овручском Васильевском женском монастыре.

С конца 1914 года служил в Уфе, инспектором классов и преподавателем Уфимского епархиального женского училища, одновременно являясь настоятелем училищной церкви во имя святителя Тихона Задонского. Состоял членом епархиального училищного совета с 1916 года. Будучи сторонником идей Уфимского епископа Андрея (Ухтомского) о возрождении приходской жизни, стал одним из основателей и активных деятелей учрежденного по инициативе владыки Андрея Восточнорусского культурно-просветительного общества.

В августе 1917 года был избран от духовенства Уфимской епархии членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. Активно участвовал в работе 1-й и 2-й сессий Собора, выступал за восстановление патриаршества, в защиту как правовых, так и имущественных интересов Церкви в Российском государстве, за осуществление освобожденной от государственного контроля Церковью дел милосердия и духовного просвещения народа. Принимал участие в дискуссиях на Соборе о единоверии (поддержал учреждение особых кафедр единоверческих епископов), по положениям о Высшем церковном управлении, о православном приходе.

С 1919 года, после закрытия женского епархиального училища, стал настоятелем Уфимской Никольской церкви. С появлением обновленческого раскола сохранил верность канонической Церкви.

Был выдвинут одним из кандидатов на епископство советом Союза уфимских приходов. Принял монашеский постриг (вместе с женой) с именем Иоанн. 12 декабря 1922 года был рукоположен во викарного епископа Давлекановского.

27 декабря того же года, на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян в Уфе, несмотря на давление со стороны властей большинство присутствовавших на собрании поддержало автокефальных епископов и просило владыку Иоанна ввиду ареста епископа Андрея принять на себя временное управление Уфимской епархией. На заседании заявил о согласии взять на себя временное руководство епархией при условии, если новый состав епархиального совета откажется от признания обновленческого Высшего церковного управления. Состоявший в основном из обновленцев президиум собрания объявил заседание закрытым, однако в тот же день совет Союза приходских советов постановил до возвращения в Уфу канонического правящего архиерея передать временное управление епархией четырём викарным епископам. Епископы Стерлитамакский Марк, Бирский Трофим и Староуфимский Аввакум вместе с владыкой Иоанном приняли решение, что каждый будет управлять своей частью Уфимской епархии, но епископу Иоанну было поручено председательствовать в "составившемся малом соборе епископов" и постоянно пребывать в Уфе.

Вместе с собором автокефальных архиереев владыка Иоанн продолжил осуществлять меры по защите Православия, выработанные епископом Андреем . Сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: он совершал епископские хиротонии, учреждал новые викариатства, создавал и сохранял системы управления православными приходами епархии, выступал с воззваниями против обновленцев.

В связи с продолжавшимися арестами православных архиереев, вместе с другими Уфимскими викариями, провёл в 1-й половине 1923 года ряд епископских хиротоний, в т. ч. на викарные кафедры других епархий. 27 марта 1923 года подписал соборное послание Уфимских викарных епископов, составленное в связи с хиротонией в Москве обновленческого епископа Уфимского Николая Орлова. Послание давало строго православную оценку обновленческого раскола с догматической, канонической и нравственной точек зрения и предупреждало духовенство и мирян о незаконности какого бы то ни было общения со лжеепископом Уфимским.

За противодействие обновленцам подвергался частым обыскам, и только тяжелая болезнь на время отсрочила его арест. Обновленцы добились закрытия властями епархиальной канцелярии, но в мае 1923 года она нелегально возобновила деятельность. 20 апреля 1923 года был арестован и заключен в тюрьму, но 2 мая благодаря многочисленным ходатайствам верующих, а также в связи с болезнью "и в честь празднования Первого мая" был освобождён.

28 июля 1923 года епископ Иоанн был вновь арестован по доносу обновленцев. Проходил по одному делу с викарным Аскинским епископом Серафимом (о нём было рассказано вчера), будучи обвинён в распространении "ложных слухов" о руководстве ГПУ деятельностью обновленческого епархиального управления, "в чем дискредитировал в глазах трудящихся советскую власть". Башкирский областной отдел ГПУ счёл невозможным поддержать обвинение в открытом суде и направил материалы следствия в Москву в Секретный отдел ГПУ для применения к арестованным внесудебных мер. 24 августа того же года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила владыку к двум годам ссылки в Нарымский край, но, как было сообщено из Башкирского отдела ГПУ, "постановление о высылке условно к Пояркову не применено ввиду того, что Поярков как епископ, пользующийся среди верующих авторитетом, будет использован в работе духовенства". В конце августа был освобождён из-под стражи и приступил к управлению Уфимской епархией.

Поддержал митрополита Сергия в действиях против григорианского раскола. 10 августа 1927 года в связи с появлением в епархии сторонников епископа Григория (Яцковского) издал "Циркуляр духовенству, православным правлениям и общинам" с предупреждением о появлении нового раскола, который "состоит в противлении порядку законного иерархического преемства". В том же году поддержал "Декларацию" митрополита Сергия.

В 1928 году был утверждён правящим архиереем Уфимской епархии с титулом Уфимского и Давлекановского. В ноябре 1930 - апреле 1931 года вызывался к присутствию на зимней сессии Временного Священного Синода. 2 апреля 1931 года был возведён в сан архиепископа.

Перед смертью принял схиму. Скончался 30 января 1933 года в Уфе. Был похоронен на Сергиевском кладбище Уфы рядом с епископом священномучеником Симоном (Шлеёвым). В 2003 году был перезахоронен у алтаря Уфимского Богородице-Рождественского кафедрального собора.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху