Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 28 июля.

Крестьянский сын - ученик скорняка - послушник - мобилизованный в армию (причём неясно, в какую) - конторщик - монах - арестант - экономист - артиллерист - священник - епископ. Да, всё это один и тот же человек.

Архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонид (Лобачев)
Илья Христофорович Лобачев родился в 1896 году в Московской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. В 1909 г. переехал в Москву. Был учеником скорняка в Сокольниках, затем учился в Московском Алексеевском коммерческом училище.
В 13-14 лет он, будучи учеником в скорняжных мастерских, постоянно исчезал в субботние вечера и наутро в воскресные дни. Выяснилось, что мальчик убегал в храм, на службу.

В 1915-1916 годах был послушником Чудова монастыря в Москве.
В 1918 году перешёл в Новоспасский в честь Преображения Господня мужской монастырь, где исполнял обязанности канонарха.
Затем уехал в Архангельск, на Никольское подворье монастыря, где был мобилизован в армию. По одним данным это была Белая армия, по другим - Красная.

До 1922 года служил в торговом порту Архангельска конторщиком, затем вернулся в Москву, в Новоспасский монастырь.
В 1925 году епископом Рыбинским Серафимом (Силичевым) пострижен в монашество и им же рукоположен во иеродиакона (по другим сведениям это произошло в 1923 году). 14 июля 1925 года митрополитом Петром (Полянским) хиротонисан во иеромонаха.
Состоял священником на приходе Ярославской епархии.

По сведениям сайта "Православное духовенство" 1.2.1930 арестован; 16.3.1930 осужден тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), по ст. 58-10 УК РСФСР, за «антисоветскую агитацию». С 16.3.1930 находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ).
После освобождения из лагеря в 1934 году работал экономистом в Москве.
В 1936 году осужден по ст. 109 УК РСФСР за «злоупотребление служебным положением», до 1937 года находился в заключении. С 1938 до 1942 года работал в Управлении канала «Москва - Волга».

Во время Великой Отечественной войны был призван в армию, с 1942 года участвовал в боях в качестве рядового артиллериста. В 1943 году был ранен. Возможно, ранение было серьёзным, поскольку заканчивал войну он в должности заведующего автолавкой военторга 7 гвардейской армии.

Сайт Успенского собора Астрахани сообщает: "Вот как он описывал свой боевой путь: «В июльские дни 1943 г. наша часть уже была гвардейской, а 23 августа 1943 г. она водрузила знамя свободы над многострадальным Харьковом. Боевая армия крепла, в ней было большое число героев Советского Союза, и наша гвардейская часть несла знамя через всю Украину и одной из первых, преследуя врага, с жестокими битвами прошла через Румынию, Трансильванию; она несла свои знамена над горными вершинами Карпат, Трансильванских Альп, над Венгерской долиной, перешагнула десятки рек, участвовала в сражениях за Будапешт, штурмом овладела главным городом Словакии — Братиславой, громила гитлеровцев в Австрии и в своем победном шествии дошла до столицы братской Чехословакии — Праги». Гвардии старшина И. Х. Лобачев за воинскую доблесть был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией»."

После демобилизации вначале вновь работал экономистом.
В 1946 году, после того, как политика государства по отношению к Церкви начала меняться и ослабели некоторые ограничения для священнослужителей, вернулся к служению в священном сане.
С 1946 по 1948 год архимандрит Леонид служил в храмах Москвы, с июля 1948 года - в Антиохийском подворье в Москве.

17 сентября 1948 года назначен первым после революции начальником Русской духовной миссии в Палестине. Руководил деятельностью миссии в тяжёлых условиях арабо-израильской войны, занимался вопросами возвращения церковного имущества, ремонтом храмов и помещений миссии, установлением контактов с государственными властями Израиля, со священноначалием Иерусалимского патриархата, с инославными конфессиями на Святой земле.

О его деятельности в качестве начальника миссии пишет БД ПСТБИ, а наиболее подробно она освещена в уже упоминавшейся в блоге за 23 июля работе Паламаренко Е.В. Деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1948–1967 годы.
"Архимандрит Леонид в составе первой Миссии завершил свою деятельность в Израиле в начале 1950 г. РДМ под его управлением пришлось столкнуться с вызовами послевоенных действий, необходимостью принятия имущества от израильского правительства, налаживанием контактов с Иерусалимским патриархатом и христианскими Церквами в Палестине.

Период служения архимандрита Леонида связан с разделением РДМ на «советскую» и «заграничную» ее части. Важным в 1948–1949 гг. представлялось формирование деловых связей с израильскими властями, посредством которых Миссии удавалось развивать деятельность и защищать свои интересы."

30 декабря 1949 г. освобождён от должности начальника миссии, до апреля 1950 г. был заместителем нового руководителя миссии Порховского епископа Владимира (Кобца). 25 мая 1950 г. назначен настоятелем храма во имя святых Адриана и Наталии в городе Бабушкине (ныне в черте Москвы).

7 июня 1953 г. хиротонисан во епископа Астраханского и Сталинградского. Хиротонию в патриаршем Богоявленском соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
"С самого приезда в епархию у владыки не сложились отношения с местными властями, что привело епархиальную жизнь в не совсем нормальное состояние. Вследствие чего владыка служил редко, часто уезжал в Москву, пытаясь добиться своего перевода в другую епархию. Единственную проповедь в Астрахани он сказал на праздник Ильи Пророка. В конечном итоге обострившиеся отношения с властями привели владыку к необходимости покинуть Астрахань. Он тайно покинул архиерейский дом и выехал в аэропорт, где провел несколько дней, скрываясь от местных властей. Здесь, в отдельной комнате была поставлена раскладушка, и владыка мог никем незамеченный проводить время. Власти лихорадочно искали владыку, но никто не знал о местонахождении архиерея, кроме близких к нему лиц, которые тайно посещали его в аэропорту, привозя необходимые вещи и документы. Наконец, владыка сумел вылететь в Москву, где и получил 9 февраля 1954 года назначение на Пензенскую кафедру."

Официально, впрочем, это объяснялось иначе: "1 февраля 1954 года Святейший Патриарх Алексий писал о нем председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпову: «еще болеет здесь на свей даче в Бабушкине. Ему значительно лучше, и он мог бы ехать в свою Астрахань, но имеется заключение врачей, что климат астраханский ему категорически противопоказан ввиду его сердечной болезни и недавно перенесенного инфаркта.»"

Сайт Пензенской епархии: "Новый архиерей прибыл в Пензу 23 февраля 1954 года, в самый разгар начавшейся в высших эшелонах государственной власти борьбы. Вскоре он ощутит все ее перипетии, выливающиеся в принятие непоследовательных, на первый взгляд, решений, заставляющих верующих то воспрянуть духом, то ожидать самого худшего. Но пока, на следующий же день по приезде, епископ Леонид наносит визит уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви и сообщает ему, что на 25 февраля намечена его первая служба, на которую он для знакомства пригласил благочинных и всех священников из ближайших приходов. Хотя в обязанности уполномоченного и входила задача стараться не допускать таких больших собраний священнослужителей, тем более устраивающих особо торжественные богослужения, но здесь причина была более чем уважительная, да и, как он наверняка думал, не стоило с первых дней создавать натянутые отношения со вновь назначенным Преосвященным. Поселился епископ Леонид в здании епархиального управления, где до того проживал бухгалтер управления священник Родниковский, вынужденный, по такому случаю, купить себе дом.

Вскоре по своем приезде епископ Леонид закрыл так называемое “подворье” в подвальном этаже кафедрального собора, освободив его от жильцов для использования этого помещения под крестильню. Такую попытку делал еще при архиепископе Кирилле в 1952 году настоятель собора протоиерей М. А. Лебедев, оборудовав подвальное помещение иконостасом и солеей для крещения и причащения детей и совершения других обрядов и треб. Но тогда уполномоченному удалось добиться возвращения помещению прежнего его назначения – для проживания служителей культа и под общежитие для духовенства, приезжающего из районов на прием к управляющему епархии. Сейчас же он почему-то не стал этому препятствовать.

Начал архиерей проводить и определенную кадровую политику, восполняя новыми рукоположениями естественную убыль священнослужителей в результате их смерти и выхода за штат по старости (к этому времени в области было 55 священников и 17 диаконов, обслуживающих 30 храмов и 3 молитвенных дома). Причем проявил решительность в наказании провинившихся священнослужителей.

Епископ Леонид обратил внимание всех настоятелей на необходимость срочно начинать ремонт и благоукрашение своих церквей. Проще всего это было сделать в пензенских церквах, располагавших необходимыми для этого средствами. И уже к Пасхе следующего года были поновлены алтари и иконостасы Успенского собора и переоборудована архиерейская кафедра. Весь ремонт собора обошелся в 326 400 рублей. Состав духовенства в соборе был епископом тщательно подобран – и по внешности, и по голосовым данным. Свои архиерейские службы Преосвященный проводил с большой торжественностью, для усиления которой он велел облачаться духовенству в одинаковые ризы. Часто менял и свои, архиерейские, облачения.

В конце июня 1955 года епископ Леонид снова, как и в предыдущий год, выехал на лечение в Москву и долго отсутствовал, что было болезненно воспринято духовенством, поскольку лишало епархию необходимого руководства в это непростое время."

22 марта 1960 года он был назначен епископом Калужским и Боровским «по его просьбе, ввиду того, что ему приходится периодически являться в Москву на консультацию с врачами, что для него затруднительно делать из Пензы».
"В годы его правления Калужской епархией властями были изданы постановления, которые запрещали крестные ходы, колокольный звон и работу с детьми, а ремонт храма мог производиться только по решению властей. Доходы церквей резко снизились из-за уменьшения количества треб, вызванного тем фактом, что материалы квитанционного их учета стали использоваться для информации партийных органов с целью преследования верующих. В эти же годы, после отстранения настоятелей от управления приходами, началось массовое закрытие храмов."

Через два года был уволен на покой по болезни, но спустя год вновь вступил в управление епархиями: сначала Ивановской и Кинешемской, затем — Харьковской и Богодуховской.

Скончался в Москве 28 июля 1967 года. Отпевание его было совершено в Московском храме в честь Св. мучеников Адриана и Натальи, где он служил в свое время. Погребён на Бабушкинском кладбище в Москве.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху