Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 27 сентября.

С праздником Воздвижения!
Создаётся впечатление, что им особенно нравилось расстреливать архиереев именно в христианские праздники. Трое были убиты в 37-м в день празднования Рождества Богородицы, ещё двое - в нынешний праздник.

Епископ Серпуховской Арсений (Жадановский)
Жадановский Александр Иванович, родился в 1874 году в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Несколько поколений священнослужителей из рода Жадановских, в том числе отец Александра протоиерей Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей, священник Николай, служили в храмах города Чугуева Харьковской губернии.

Окончил Харьковские духовные училище и семинарию, после чего был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева. В 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском духовном училище. Родные, желавшие, чтобы Александр занял место отца в церкви Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 января 1898 г. протоиерей Иоанн благословил молодого человека принять иночество.

17 июля 1899 года был пострижен в монашество архиепископом Амвросием (Ключарёвым) в Святогорском Зимненском монастыре. 14 августа был рукоположен во иеродиакона.
1 октября 1899 года поступил в Московскую духовную академию.
9 мая 1902 года был рукоположен во иеромонаха ректором академии епископом Арсением (Стадницким).
В 1903 году окончил академию и был назначен казначеем Чудова монастыря в Москве.

26 марта 1904 года назначен наместником Чудова монастыря.
Ввел в Чудовом монастыре ряд мер для укрепления монашеской дисциплины: обязательное присутствие братии на всех богослужениях, посещение насельниками трапезы только в полном монашеском облачении и др.; женщинам был запрещен вход за ограду монастыря и в кельи. При обители была открыта школа для послушников, в которой преподавались церковная история, катехизис, аскетика, в братию зачислялись только окончившие эту школу.

27 октября 1911 года учредил при Чудовом монастыре Московский отдел Камчатского миссионерского братства. В 1912-1917 гг. вместе с миссионером И. Г. Айвазовым издавал журналы «Лепта обители святителя Алексия» и «Голос Церкви». Стараниями архимандрита Арсения, сблизившегося в эти годы с архимандритом Серафимом (Звездинским), протоиереем Алексием Мечёвым, схиигуменией Фамарью (Марджановой), Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения в Москве.

8 июня 1914 года был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии с оставлением в должности наместника Чудова монастыря.. Ведению епископа Арсения подлежало наблюдение за преподаванием Закона Божия в средних учебных заведениях Москвы, назначение законоучителей, контроль за постригами в монастырях Московской епархии.

После закрытия монастыря в августе 1918 года тяжело заболел от пережитого потрясения. Жил в полузатворе вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) в Серафимо-Знаменском скиту Подольского уезда Московской губернии.
В конце декабря 1919 года переехал в Серпухов, где продолжил епископское служение.
14 октября 1923 года был уволен по болезни от управления Серпуховским викариатством и поселился в Серафимо-Знаменском скиту, где оставался до его закрытия 12 июля 1924 года.

В 1924-1925 гг. вместе с 2 духовными дочерьми жил в с. Кузьмёнки Серпуховского уезда в доме настоятеля Успенской церкви протоиерея Михаила Пятикрестовского. Устроил в своей половине дома церковь, где ежедневно совершал богослужения.
В 1926 году был выслан в административном порядке в г. Арзамас Нижегородской губернии, затем проживал в Серафимо-Понетаевском монастыре. Когда в 1927 году монастырь был закрыт, вернулся в Арзамас, где снял небольшой дом и, устроив в нем церковь, совершал богослужения.

Вернувшись из ссылки в начале 1928 года, вместе с несколькими духовными детьми жил в Серпухове и в пос. Котельники, где купил дом благодаря помощи, полученной от митр. Сергия (Страгородского).
Арестовывался в 1931 году (через два месяца освобождён), затем 21 апреля 1932 года по обвинению в нелегальной деятельности в составе «церковно-монархической организации "Истинно православная Церковь"» и систематической агитации среди населения. Вместе со сщмч. Серафимом (Звездинским) обвинялся в руководстве московскими храмами «антисоветской ориентации». 10-11 июня был освобожден (БД ПСТБИ).

В мае 1933 года арестован в составе группы из 10 человек; обвинен в антисоветской агитации среди населения Звенигородского района, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Обжаловал приговор, сославшись на болезненное состояние (психическое расстройство), в котором он находился во время дачи показаний; 14 августа тройка ОГПУ МО постановила приговор считать условным.

Несмотря на тяжёлую болезнь, совершал богослужения тайно существовавшей домовой церкви.
14 апреля 1937 года был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве.
БД ПСТБИ: "На допросе 28 мая 1937 г. (дело N П-25682) признал, что совершал тайные богослужения и являлся главой контрреволюционной организации церковников-нелегалов. Признал, что после тайных богослужений говорил: "Православная Церковь в настоящее время находится в очень тяжелом положении. Советская власть открыто проводит гонение на Православную Церковь и духовенство, церкви по прежнему закрываются против желания верующих. Новая Конституция выпущена исключительно для заграницы и людей неискушенных, а на самом деле все идет по-прежнему. Советская власть поставила своей задачей ликвидировать Церковь в СССР и поэтому я предлагал переходить к совершению тайного богослужения в домах верующих, как в первые века христианства. Православная Церковь неоднократно переживала гонение и снова возрождалась, так и в настоящее время.
Положение, которое переживает Церковь при Советской власти, должно измениться, Церковь будет восстановлена и снова откроются монастыри. Советская власть будет свергнута народом и управлять страной будут русские верующие люди, преданные Православной Церкви"."

26 сентября 1937 года тройкой НКВД Московской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 27 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Вместе с еп. Арсением по одному делу были расстреляны священники Сергий Сидоров, Михаил Шик, Петр Петриков, иером. Андрей (Эльбсон), монахини Матрона (Чушева), Вера (Рожкова), Валентина (Засыпкина), 6 человек были осуждены на разные сроки заключения в ИТЛ.

На сайте есть подборка сочинений епископа Арсения - дневники, воспоминания, нравственно-аскетические труды.


Епископ Ижевский и Вотский Синезий (Зарубин)
Зарубин Сергей Григорьевич родился в 1886 года в Бронницком уезда Московской губернии, в благочестивой православной крестьянской семье. Всего у Зарубиных было четверо детей: Сергей, Ольга, Елизавета и Савва, Сергей был старшим. После рождения младшего сына Саввы отец ушел в Москву на заработки и не вернулся. Воспитывать детей помогали родственники отца. Всю свою юность Сергей находился под непосредственным воздействием своего дяди по отцу - иеромонаха Саввы. Ко времени выхода на самостоятельную жизнь Сергей, как он писал будучи епископом, "полагал уже, что без Бога жить нельзя и жизни быть не может". Немалое влияние оказала и его тетя, бывшая единоверкой, которая привила ему любовь к старообрядческому богослужению единоверцев.

Окончил специальное техническое художественное училище в Москве, в 1906-1917 годах служил преподавателем среднего ремесленного училища в Иркутске.
После провозглашения новой властью Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, когда школьное воспитание было объявлено безбожным и безрелигиозным, счел для себя невозможным продолжать преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя служению Богу и Церкви. По его словам: "ушел туда, где еще предоставлялась возможность проявления личной свободы и на что коммунизм, как теория, не проявлял своих притязаний и провозгласил полное невмешательство в церковно-религиозную жизнь, которая с детства была мне хорошо знакома и любима - как по глубине и чистоте религиозных принципов, так и по форме, где я усматривал искусство и в быте, и в одежде... и во всех ритуалах и форме христианских Таинств."

В 1917 году был пострижен в монашество и рукоположён в священный сан.
С 1 января 1918 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви.
Впоследствии служил в единоверческих приходах Омска, Тюмени, затем снова в Омске.
В Омске 4 октября 1922 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации." 1 ноября того же года Омский Губотдел политуправления постановил прекратить дело и освободить его из-под стражи.

Затем служил в многочисленном единоверческом приходе Тюмени и в 1923 году был избран кандидатом от одиннадцати единоверческих благочиний для посвящения в единоверческого епископа.
В 1923 году был переведен в Коломну, в 1923-1926 годах - архимандрит Коломенского Спасо-Голутвина монастыря.
13 июня 1926 года рукоположен во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии.

С 1927 года — епископ Якутский и Вилюйский, служил на Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана среди тунгусов.
Сайт Удмуртской епархии: "Сохранилась фотография, как он 25 июня 1927 года освящает закладку нового храма в селении Куман Сурит в окружении тунгусов в праздничных одеждах."

Критически отнёсся к "Декларации" митрополита Сергия. После ее публикации в печати в конце июля 1927 года лично высказал митрополиту Сергию свое с ним расхождение в понимании лояльности. Считал, что "Декларацией" Церковь слишком вовлекается в область мирской власти, между тем, по мнению епископа Синезия, "интересы гражданские (как мирские) несовместимы с учением православной религии, строго разграничивающей «Божие Богови»." Обозначение своего расхождения с митрополитом Сергием епископ Синезий считал "достаточным для своей совести на предмет моих дальнейших служений и взаимоотношений с ним, как Патриаршим местоблюстителем, и им сделанное очередное назначение на дальнейшее мое служение я считал и его согласием на мои убеждения."

12 декабря 1928 года был переведен на Ижевскую кафедру.
"Советская власть, наряду с репрессивными мерами, пыталась экономически задушить Церковь. Для этого облагала храмы настолько большими страховыми налогами, что общины не могли содержать здания храмов, священники и члены приходских советов облагались непомерно большими налогами или трудовой повинностью без учета возраста и состояния здоровья. Доходы духовенства при обложении налогом высчитывались произвольно. На епископа Синезия в начале 1929 года было начислено 10300 руб. подоходного налога и после этого еще больше 7000 руб. в качестве «аванса» на будущий год.

15 февраля 1930 года митрополит Сергий дал интервью представителям советской печати, которое на следующий день было опубликовано в «Известиях». В интервью он заявил: «Гонения на религию в СССР никогда не было, и нет… Репрессии, осуществляемые Советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния…
К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники Советского государства».

После этого заявления митрополита Сергия епископ Ижевский Синезий счел для себя невозможным находиться в подчинении ему и послал ему «и его Синоду свой отказ в молитвенном с ним общении и сослужении, а также от звания и титулования «Ижевским и Вотским», отнюдь не отказываясь от своих прав православного епископа». «Моя ориентация, — заявлял следствию в Ижевской тюрьме в 1931 году епископ Синезий, — прежний, постоянный староцерковник, мой глава – глава законныя церкви, не мудрствующая лукаво и не раскланивающаяся «семо и овамо» — Местоблюститель Патриарший Петр, Митрополит Крутицкий».

В рапорте митрополиту Сергию за № 421 епископ Синезий писал, что с 19 февраля 1930 года он прекратил управление Ижевской епархией. В ответ митрополит Сергий и временный при нем Священный Синод указом № 21 от 26.02.1930 постановили: «Епископа Синезия уволить от управления епархией на покой».
Некоторое время в Успенской церкви г. Ижевска епископа Синезия не поминали. В конце февраля – начале марта 1930 года церковно-приходской совет Успенской церкви пригласил епископа Синезия для служения в их храме. Владыка заявил им, что он отошел от митрополита Сергия и не поминает его. Церковно-приходской совет Успенской церкви Ижевска все же пригласил епископа Синезия, и он служил вечерню 2 марта 1930 года. С владыкой служили священник Павел Мезрин и диакон Григорий Остроумов. После этого епископ Синезий продолжительное время служил в Успенской церкви по воскресным и праздничным дням.

На вопрос благочинного Ижевска священника Иоанна Стерхова к епископу Синезию о причинах его отделения от митр. Сергия, Синезий ответил (в изложении священника И. Стерхова): «…видели, что пишет митрополит Сергий? У нас в епархии духовенство разуто и раздето, церкви закрываются, духовенство обкладывается непомерными налогами, арестовывается и высылается, а он пишет: «нет, и не было никакого гонения на Церковь». Что за ложь! Я его больше двух лет защищал в глазах верующих после его декларации, выпущенной в июле 1927 года, а теперь уж после такой лжи и обмана, помещенной им в интервью, я с ним порываю всякую связь и прекращаю с ним молитвенное общение».

В июне-июле 1930 года епископ Синезий ездил в Ленинград, где встречался... с епископом Нарвским Сергием, епископом Олонецким Василием (в начале 1930 года) и с митрополитом Иосифом (Петровых), чтобы определиться в своих дальнейших действиях по отделении от митрополита Сергия. У них он хотел, в частности, выяснить, «имеет ли место их служение и пребывание на кафедре после расхождения с митрополитом Сергием».
Выяснив, что они легально служат, не поминая митрополита Сергия, и увидев, что в Ленинграде иосифлянские храмы (т.е. храмы, в которых служило духовенство, подчинявшееся митрополиту Иосифу и не поминавшее митрополита Сергия) переполнены молящимися, епископ Синезий по возвращении в Ижевск из Ленинграда приступил к служению в Троицкой, а затем в Успенской церквях Ижевска."

24 мая 1931 года был арестован сотрудниками ОГПУ в Ижевске у себя на квартире, где с ним жила его престарелая мать. При обыске были изъяты все бумаги из его канцелярии. Обвинялся в том, что "являлся руководителем Удмуртского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь», проводил контрреволюционную деятельность среди населения по заданиям этой организации." Вместе с ним в Ижевске по этому же делу был осужден еще 21 человек на срок от 5 лет до полугода. Вины не признал.

26 января 1932 года был осужден Коллегией ОГПУ СССР и приговорён к 10 годам концлагерей. В конце января был отправлен в Соловецкие лагеря. Отбывал наказание в Мурманском отделении Беломоро-Балтийского комбината НКВД.
20 сентября 1937 года, за то что "вел повстанческую контрреволюционную агитацию среди заключенных в лагере, выступал против стахановского движения," тройкой при НКВД Карельской АССР был приговорён по ст.ст.58-2, 10,11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Был расстрелян 27 сентября 1937 года - либо в Медвежьегорском районе Карелии, либо на Водоразделе (VII-VIII шлюз Беломоро-Балтийского канала).

И в советские времена, и после, в Ижевской епархии почитался православными верующими как священномученик.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху