Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 22 сентября.

Сегодня день памяти трёх епископов. Один хиротонисан в 1920 году и замучен в 37-м. Другой в 1921-м стал только священником, и поэтому отделался только лагерем. Правда, дважды - и в 20-е годы, и уже после войны. Только третий из них не подвергался репрессиям. Почему? Правильно, потому что жил за границей...

Архиепископ Владимирский Филипп (Гумилевский)
Гумилевский Сергей Николаевич родился в 1877 году в Московской губернии (либо в Москве) в семье священника.
Окончил Донское духовное училище и Московскую духовную семинарию (источник).

В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.
26 июля 1902 года назначен псаломщиком императорской посольской церкви во Флоренции. С 28 августа 1903 года — псаломщик посольской церкви в Риме.
С 19 августа 1904 - преподаватель Тульской духовной семинарии; 13 октября 1905 года уволен от службы в семинарии по болезни.

В 1907 году вернулся к службе в духовно-учебных заведениях.
7 июля того же года был пострижен в монашество.
Был ректором Вифанской (Сергиев Посад), Московской и Кишинёвской семинарий.
В 1918 году из-за отказа принять румынское гражданство лишён должности ректора семинарии и выслан из Бессарабии, приехал в Киев и митрополитом Антонием (Храповицким) командирован в Южную армию. С февраля 1919 года проживал в Антониевском монастыре Херсонской губернии, преподавал в детском приюте бывшего Петровского монастыря.

29 ноября 1920 года хиротонисан во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии. Хиротония состоялась в Новочеркасске. Спустя месяц арестован и выслан в Ростов в числе большой группы духовенства.

С 1922 года - епископ Балахнинский, викарий Новгородской епархии.
В 1923 году был арестован и приговорен к ссылке.
К 26 ноября 1924 года проживал в Москве без права выезда.

В 1925 году уклонился в беглопоповство. Принёс покаяние.
"В 1925 кратковременно находился в каноническом общении со старообрядцами, принес покаяние. Как говорили о нем: "Владыка весьма молитвенный и благостный, но в нужный, критический момент потерявший церковные ориентиры и спасая, как ему казалось, свое Православие, бросившись в противоположную от модных церковных течений сторону, оказался в недрах беглопоповства, т.е. в таком же примерно соотношении к Истине Православия, в каком находились и современные церковные модернизаторы слева"."

В 1926-27 годах находился в ссылке в Тамбовской губернии.
В мае 1927 года назначен архиепископом Звенигородским, временно управляющим Московской епархией.
Беглов А. Л. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920-1940-е гг.:
"...временно управляющий Московской епархией епископ Филипп (Гумилевский) по сути помогал скрывать деятельность нелегального Петровского монастыря. В 1929 г. ему было подано прошение о пострижении в схиму одного из духовников обители, в котором указывалось, что пострижение "не будет тайным, но и не будет оглашено". Несмотря на арест епископа Филиппа в 1933 г., этот постриг остался скрыт от посторонних: схиархимандрит Игнатий, будучи арестован в 1935 г, проходил по документам дела под своим именем в мантии - как архимандрит Агафон. Судя по делу Высоко-Петровского монастыря 1935 г., епископ Филипп проводил тайных постриженников обители по документации Патриархии под вымышленными именами."

Сайт Благочиния Богоявленского округа Москвы в материале о Патриархе Пимене сообщает:
"16 (3) июля 1930 года, в день перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, в день своего тезоименитства, архиепископ Филипп рукоположил монаха Пимена во иеродиакона в Дорогомиловском Богоявленском соборе в Москве. В том же соборе, к которому был приписан иеродиакон Пимен, 25 (12) января 1931 года, в день святой мученицы Татианы, архиепископ Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха."

8 или 18 февраля 1931 года был арестован по подозрению в том, что якобы "информировал папу Римского о состоянии церквей в СССР", и в том, что якобы интервью митрополита Сергия 1930 года было неискренним и должно последовать опровержение текста этого интервью.
18 ноября 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был признан виновным в "передаче зарубежным а/с кругам к/р документа и сведений, приносящих вред соввласти" и приговорен к трем годам ИТЛ.

С декабря 1931 года находился в одном из концлагерей. 25 июля 1933 года начальник 3 отделения СПО ОГПУ написал "О досрочном освобождении Гумилевского из к/л категорически возражаю".
С 1934 по апрель 1936 года отбывал ссылку во Владимире, жил на правах заштатного архиерея.
В мае 1936 назначен архиепископом Владимирским.

26 апреля 1936 года был вновь арестован. Проходил по одному делу с архиепископом Сергием (Гришиным) и епископом Афанасием (Сахаровым), осуждён 21 сентября 1936 года на 3 года лишения свободы.
Погиб в тюрьме: 22 сентября был убит во время допроса, не пожелав подписать текст ложного показания, предложенного следователем. Похоронен в Иванове на местном городском кладбище. Архиепископа Филиппа хоронили как простого монаха в закрытом гробе, а сестре сказали, что открыть гроб нельзя, так как владыка якобы умер от инфекционной болезни.

Репрессиям подвергалась также двоюродная сестра Владыки Филиппа, Гумилевская Капитолина Петровна (в иночестве
Клеопатра). См. Краткое жизнеописание сестры Марфо-Мариинской обители Клеопатры (Гумилевской).


Епископ Чебоксарский и Чувашский Николай (Феодосьев)
Феодосьев Николай Андреевич родился в 1893 году в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в семье священника. Потомок (в шестом поколении) греческого священника Иосии Феодосиса, прибывшего в Россию в числе переселенцев из Греции во второй половине XVIII века.

Окончил Бахмутское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию, затем был определён псаломщиком при Александро-Невской церкви посёлка Ртутный Рудник (ныне Горловка, Донецкая область).

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии: "Около 1920 года он, как один из немногочисленных в то время грамотных людей, был мобилизован на службу в военную канцелярию полка Красной Армии, остановившегося в его родном селе. С юности мечтая посвятить себя служению Богу, Николай тяготился военной службой. По Божиему промыслу их полк прибывает в Таганрог. Именно здесь Николай принимает твердое решение об окончании военной карьеры. Несколько раз он просит командира полка о демобилизации, но получает громогласный отказ с угрозой трибунала, если просьба повторится снова.

Пытаясь найти помощь в своей скорби, Николай узнает об удивительном таганрогском старце. После панихиды у могилы Павла Таганрогского еще живая тогда старица Мария Величко благословляет будущего архиепископа снова просить об отставке. По молитвам старца Павла Господь совершает чудо, и грозный командир отпускает его."

В июле 1921 года рукоположен во священника и назначен в Георгиевский храм села Ряженого.
В 1926 году переведён в село Курлацкое Таганрогского округа Донской области.
В 1929 году осужден на пять лет тюремного заключения и до 1934 года отбывал наказание на строительстве Беломорканала.

В 1935 году овдовел. Работал вулканизатором автомобильных камер в г. Таганрог.
"Верующие таганрожцы нашли отца Николая и обратились с просьбой служить тайно на дому. Он совершал службы в Таганроге в частном доме по адресу: Мясницкая, 5: «Рискуя, взявши на свою волю с условием принести покаяние пред епископом, самовольно и самочинно отгородивши иконостас, поставивши небольшой престол и освятив помещение по положенному церковному правилу, я дерзнул служить и Божественную литургию».

Вскоре состоялась судьбоносная встреча с архиепископом Иосифом (Черновым), о которой владыка Николай с трепетом пишет: «Вдруг приезжает законный наш епископ, бывший последним при закрытии церквей. Я падаю ему в ноги и говорю: „Согрешил я перед Богом и перед Вами, Владыко, совершивши без Вашего архипастырского благословения 33 Божественные Литургии; наказывайте же меня, как хотите…“ А он подымает меня со слезами на глазах, целует и, благословляя, говорит мне: «Так и надо было сделать; я это знал, и мое архипастырское благословение было с Вами»."

В 1943 году, во время оккупации, будучи настоятелем Свято-Никольского храма Таганрога, пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита епископом Таганрогским Иосифом (Черновым).
В 1949 году был вторично осужден сроком на 10 лет. 12 мая 1956 года освобожден досрочно и реабилитирован.
12 июня 1956 года назначен священником Преображенского собора, настоятелем Свято-Макариевского кафедрального собора г. Полтавы.

3 апреля 1960 года хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: архиепископ Куйбышевский и Сызранский Мануил (Лемешевский), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев), епископ Оренбургский и Бузулукский Михаил (Воскресенский) и епископ Дмитровский Пимен (Извеков).
Таким образом епископ Николай оказывается духовным внуком Филиппа (Гумилевского): епископ Филипп рукоположил во священство будущего Патриарха Пимена, а тот, в свою очередь, участвовал в хиротонии епископа Николая.

С 1968 по 1972 год был настоятелем Введенского кафедрального собора г. Чебоксары.
"Во время пребывания владыки на Чебоксарской кафедре он стяжал огромную любовь своей паствы. Духовные чада владыки Николая вспоминают жизнь рядом с ним как самые счастливые годы, наполненные его молитвенной помощью и назиданием. « Обычно к нему приходили со слезами, а уходили от него радостные и повеселевшие. Он каждого подробно расспрашивал о нуждах и отвечал не сразу. Обычно он глаза опускал вниз: посидит, подумает и потом только дает ответ», — вспоминает инок Захария, которого владыка Николай пригласил к себе в иподиаконы. — « Он воспитывал меня духовно, просил меня читать ежедневно Псалтирь и чтобы я непрестанно молился. Владыка жил очень тихо и миролюбиво. Советская власть его любила и уважала. К нему часто приезжали власти, исповедовались у него и даже молились вместе с ним»."

Скончался 22 сентября 1972 года после продолжительной болезни. По завещанию похоронен в Таганроге, на Николаевском кладбище.

Есть книга, включающая и его воспоминания - Архиепископ Николай (Феодосьев): Под сенью благодати Божией и под Покровом Божией Матери, правда по ссылке только библиографическое описание, текста книги в интернете мне обнаружить не удалось.


Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)
Кривошеин Всеволод Александрович родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье министра земледелия.
В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета.
В 1917 году продолжил образование в Московском университете.

В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. Поступил во 2-й полк дивизии генерала Дроздовского (Добровольческая армия генерала Деникина). Отморозил руки и ногу (потерял два пальца на руке) и в феврале 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска в Каир.

Осенью 1920 г. переехал в Париж и поступил там на филологический факультет Сорбонны, который окончил с дипломом в 1924 году. По данным ПСТБИ, в 1920-21 - учился на филологическом факультете в Париже, а в 1922-23 гг. - на философском факультете Мюнхенского университета.

Принимал участие в Русском студенческом христианском движении.
В сентябре 1925 года выехал из Франции на съезд Движения в Хоповском монастыре в Югославии, откуда в ноябре того же года отправился в паломническую поездку на Афон. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор с именем Валентин, а год спустя 5 марта - в мантию с именем Василий.

С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был "водить" иностранных гостей, посещавших монастырь.
В 1937 году избран "соборным старцем", т.е. членом монастырского собора.
В 1942 - 1945 годах был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944 - 1945 годах ещё и членом Эпистасии (административного органа Афона).

За 22 года жизни на Афоне написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы.
В 1947 году был арестовaн греческими влaстями зa вымышленное "сотрудничество с немцaми" и вынужден покинуть Aфон; поселился в Афинах.

В феврале 1951 года, по приглашению настоятеля русского храма свят. Николая Чудотворца в Оксфорде архимандрита Николая (Гиббса) и с благословения игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина, прибыл в Англию и стал работать по подготовке издаваемого Оксфордским университетом, под редакцией проф. Лампе, богословского словаря греческого патристического языка (словарь был издан в 1962-1968 гг., отец же Василий сотрудничал в нем до 1955 года).

Здесь же, в Оксфорде, 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона, а 22 мая - во иеромонаха к домовому храму св. Николая, обслуживающего православных разных национальностей.
С 1951 года состоял в юрисдикции Московского Патриархата.

Был автором многих статей и исследовaний по пaтрологии, aскетике и основному богословию. Участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 года, затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, бывших самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.

26 мая 1958 года постановлением Священного Синода был назначен епископом Мёдонским с пребыванием во Франции, вторым викарием патриаршего экзарха в Западной Европе, с тем, чтобы наречение и хиротония состоялись в Париже. Из-за трудностей с получением визы лишь 14 июня 1959 года в Успенском соборе Лондона хиротонию архимандрита Василия во викарного епископа Волоколамского совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум).

В своей речи на интронизации он произнес: "Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. […] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь."

31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. На этой кафедре пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины. Проживал при храме в Брюсселе.
За время управления Брюссельской епархией кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. Начиная с 1956 года около 20 раз приезжал в СССР.

В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.
Вообще же в Советском Союзе его побаивались как «опасного белоэмигранта», который был «себе на уме» в том, что ему представлялось «полезным» для Русской Церкви.

Во время консультации архиереев и Поместного собора Русской Церкви 28 мая – 2 июня 1971 г. (избравшего патриарха Пимена и снявшего анафемы со старообрядцев), архиепископ Василий оказался единственным, кто заявил о необходимости тайного голосования в целях придания законности процедуре.
Обличал Устав о приходских советах, принятый в 1961 году, который был, по его мнению, антиканоничным и разрушительным для Церкви.

В свою очередь, нп Западе многие считали его «красным» по причине принадлежности к Московскому Патриархату. Всем, кто его спрашивал о том, что его удерживает в лоне Московского Патриархата при всем его критическом к нему отношении, он отвечал, что, хотя и невозможно «оправдать» все действия последнего, можно, тем не менее, их частично «понять» и «простить».

15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе Ленинграда. В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела.

Во время пребывания в больнице все время находился в сознании, скончался 22 сентября. Погребен на Серафимовском кладбище Ленинграда, где находятся могилы его родственников.

Много материалов об архиепископе Василии и его собственных трудов можно найти на сайте, посвящённом его памяти: https://basilekrivocheine.org/.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху