Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 20 сентября.

Один из поминаемых сегодня епископов расстрелян в 1937-м; он прославлен нашей Церковью. Двое других канонизированы в РПЦЗ, но в отношении одного из них это решение выглядит очень спорным.

Священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов)
Житие на сайте достаточно полное, но кое-что можно добавить, в основном с сайта БД ПСТБИ. Буду делать это в хронологическом порядке, с указанием года.

1877. Родился в семье Зернова Алексея Семеновича — диакона церкви Иоанна Предтечи у Крестовой заставы (позже диакон церкви Знамения в Переяславской слободе). Мать — Любовь Петровна. У Семена был брат Николай, сестра София (1875г.р.) и сестра Екатерина. София впоследствии вышла замуж за Михаила Сергеевича Соколова, ставшего священником, неоднократно подвергавшегося репрессиям и расстрелянного в марте 1938 года.

1923. Арест епископа вызвал массовый протест верующих, которые уже наутро, когда пастыря не оказалось за литургией, собрались у здания ОГПУ, требуя предъявить им Владыку, чтобы удостовериться, что он жив. В ответ на это власти разогнали толпу, вызвав пожарную команду, которая обливала протестующих людей водой. Епископа перевели в городскую тюрьму из здания ОГПУ, а в городе арестовали 54 человека, преимущественно женщин, из которых уже никто не вернулся домой. Пока он содержался в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что Владыка кормил чуть ли не всех заключенных. Кое-как как усыпив бдительность народа, следившего за тюрьмой и железнодорожной станцией, большевики вывезли архиерея в Читу, а оттуда потом в Москву, где он был временно освобожден. (В Москве обычно привезенных архиереев выпускали на некоторое время на свободу.)

1924. Постановлением Св.Патриарха и Св.Синода от 21 мая архиепископ Евгений был включен в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. При этом за непризнание им политики обновленцев он уже снова находился в заключении.

1934. По своему внешнему виду Преосвященный Евгений был очень заметным человеком, несмотря на годы, проведённые им в заключении и ссылке: высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шел по городу, все невольно обращали на него внимание: люди останавливались и просили благословения. Богослужения Владыки в Нижнем Новгороде отличались величием, покоем и благоговением. Он обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев. В течение всего года, что митрополит был на Горьковской кафедре, он реально управлял делами и служил в храмах епархии.

1935. 3 мая он был арестован. Вместе с Владыкой по данному делу были арестованы прот.Николай Македонский (настоятель Крестовоздвиженского храма); свящ.Петр Новосельский — член епарх. Совета; известный проповедник и миссионер, бывш. настоятель Ильинской церкви Василий Адаменко; прот.Петр Добротворский, настоятель Спасо-Преображенского храма; священник Александр Лебедев.
По некоторым сведениям Владыка Евгений был арестован на основании доноса одного из клириков.
За неимением конкретных доказательств 9 июля 1935г. было возбуждено дело "в связи с наличием признаков организованной к/р деятельности и руководства со стороны Зернова Евгения".
04.11.1935г. решением ОСО он был приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывая наказание, Владыка по-прежнему оставался
проповедником Слова Божьего и духовным пастырем (уже для заключенных).

1937. 7 сентября был арестован в лагере "за организованную а/с деятельность в местах заключения".
Обвинение "к/р религиозная агитация монархического направления, создание вокруг себя к/р группы служителей культа, нелегальные моления, распространение к/р акафистов и молитв, служил панихиды по расстрелянным"
Статьи 58–10, 58–11 УК РСФСР
Групповое дело "Дело митрополита Евгения (Зернова) и др., Караганда, 1937г."
Из следственного дела: "Зернов, восхваляя положение крестьянства при царской власти, гнусно клеветал на колхозное строительство. Клеветал на Конституцию СССР. Для к/р агитации в письмах подписывался "митрополит", чем находящимся на воле знакомым о себе говорил, что он на звание митрополита якобы имеет право и находясь в лагере".
Из обвинительного заключения: "Зернов и другие привлеченные с ним по делу отбывающие наказание "находясь в Карлаге, систематически проводили к/р агитацию среди заключенных, разлагательно действовали на трудовую дисциплину".
В многочисленных обвинениях, предъявляемых ему, Владыка Евгений никогда не признавал себя виновным.
20 сентября приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян.
Всё "дело", как видим, было проведено в течение двух недель.

2015. На сайте "Соловецкой энциклопедии" в статье под названием Евгений (Зернов) - священномученик, правящий епископ Соловецкий приводится цитата из новостного издания, которое на данный момент недоступно:
"Епископ Якутский и Ленский Роман освятил в минувшее воскресенье в поселке Маган часовню во имя священномученика Евгения (Зернова). После службы архиерей передал в поселковую библиотеку православные издания, включая книги об истории православия в республике и Священное Писание... Священномученик Евгений (Зернов) начинал свое служение архипастыря, окормляя территорию Ленского района (Южная Якутия). В течение полутора лет, с января 1913 по июль 1914 года, он носил титул епископа Киренского, викария Иркутской епархии. За это время он успел совершить миссионерскую поездку по вверенной ему территории." (Автор не известен. В якутском поселке появилась первая в России часовня в честь служившего здесь епископа, уничтоженного большевиками. Онлайн-издание "NEWSru.com – самые быстрые новости". Москва. www.newsru.com. 29.06.2015)


Архиепископ Иркутский Анатолий (Каменский)
Каменский Алексей Васильевич родился в 1863 году в Самарской губернии в семье диакона.
Окончил Самарские духовные училище и семинарию; был определен надзирателем той же семинарии.

Женился и 6 августа 1888 года был рукоположен во священника церкви села Хилкова Самарского уезда.
6 июня 1889 года овдовел.
В 1891 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 году. В этом же году 26 августа пострижен в монашество епископом Никандром (Молчановым) и назначен настоятелем Михаило-Архангельского собора города Ситки, Аляска, смотрителем миссионерской школы и благочинным церквей Ситкинского округа.

Окончил три курса исторического факультета университета штата Миннесота.
В 1898 году причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско.
16 марта 1899 года назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школой, с 28 июня того же года был также смотрителем приюта при ней.

По возвращении в Россию, с 6 июня 1903 года - ректор Одесской духовной семинарии.
В Одессе входил в руководящие органы всех монархических организаций.

10 декабря 1906 года хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии.
С 1912 года - почетный член Совета фракции правых. С 1913 года - член правления Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. В 1912-1914 годах - товарищ председателя Главного совета Союза русского народа. Активный участник монархических съездов.
Был членом Государственной Думы 4 созыва.

30 июля 1914 года назначен епископом Томским и Алтайским. В связи с этим назначением вышел из состава Главного совета СРН, а в ноябре того же года отказался от звания члена Государственной Думы (полагавшееся жалование передал Алексеевскому госпиталю).
В Томск прибыл 8 января 1916 года.
Инициатор создания в Томской епархии монастырских миссионерских курсов, воскресных и праздничных школ для детей.

После Февральской революции часть духовенства Томской епархии выразила недоверие владыке как политическому деятелю и возбудили ходатайство перед Святейшим синодом об освобождении епархии от владыки Анатолия и назначении вместо него управляющим викарного епископа Бийского Иннокентия, однако жалоба осталась без последствий.
Член Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве, участвовал в I сессии.

В декабре 1917 г. в Томске пришли к власти большевики. В начале 1918 г. Томский Губком народного образования объявил, что Закон Божий более в школах не должен преподаваться, и с 1 марта прекращается финансирование законоучителей и закрываются все церковные учебные заведения. Начались погромы храмов, аресты и убийства священников.

В "Томских епархиальных ведомостях" за май 1918 года было помещено "Послание к православным жителям Мариинского и Томского уездов" епископа Анатолия (Каменского):
"...Под Новый 1918 год в селе Ишим шайкой грабителей, называющих себя большевиками, был убит священник Соколов. Под Крещение в селе Богороднем той же шайкой расстрелян священник Сердобов. В продолжение нескольких месяцев вооруженные шайки бродят по селам..., нападают, прежде всего, на священников, грабят и подвергают их и их семейства всяческим издевательствам и тем заставляют их бежать из своих приходов. Многие приходы... остались без священников. Заместить пустующие вакансии не представляется уже возможным... Никто не желает разделить участь убитых и поруганных...".
Епископ Анатолий принимал все меры к тому, чтобы при участии городских приходских советов все недоразумения, возникающие при проведении в жизнь "Декрета о свободе совести", секвестрацию различных зданий церковного ведомства, изъятие архивов, метрик, и прочее улаживать без особых трений и без оружия в руках.

1 июня 1918 года советская власть в Томске пала, установилась власть Временного сибирского правительства. Летом на территории Томской губернии шла жесточайшая гражданская война. В ноябре 1918 г. там установилась власть Сибирского правительства адмирала Колчака.
23 июля 1918 года была создана и утверждена епископом Анатолием комиссия для испытания кандидатов на священно-церковные должности. В августе 1918 года объявили набор в Томскую духовную семинарию, Епархиальное женское училище и мужское духовное училище. В сентябре начались занятия.
В ноябре 1918 г. епископ Анатолий стал Председателем Сибирского Соборного Церковного совещания в Томске при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора, из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. На Совещании было образовано Временное Церковное управление Сибири во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским).

Для борьбы с большевистскими бандами на территории Томской губернии, по благословению епископа Анатолия, было учреждено братство Святого Креста: "Братство Святого Креста учреждается для борьбы с большевизмом как в тылу, так и на фронте, для защиты веры и родины". Было решено создавать боевые дружины Святого Креста.

Осенью 1919 года началось отступление армии Колчака. Вместе с ней уходили и многие священнослужители. Вынужден был уехать и епископ Анатолий, известный своими призывами против большевиков. Увёз с собой святые мощи Святителя Иоанна Тобольского, эвакуированные из Тобольска.
Вместе с отступающими из города Томска войсками направился в сторону Дальнего Востока и решил остаться в городе Иркутске.

С 12 июля 1920 года - епископ Иркутский и Верхоленский.
22 апреля 1922 года был арестован, обвинение гласило: "Будучи в Царское время епархиальным епископом в Петрограде, Одессе и других городах России, товарищем председателя Главного Совета "Союза Русского Народа", членом IV Государственной Думы, проводил активную борьбу против революционного движения, имел связь с бандитами Иркутской губернии, пособничал им. Оказывал приют посланцев от банд, информировал через последних бандитов. Вел организационную работу по подготовке вооруженной борьбы с Советской властью. Участвовал в расхищении народного достояния и сокрытии церковных предметов и ценностей от изъятия их органами Советской власти в пользу голодающих".

Ни в одном из предъявленных обвинений виновным себя не признал. В июле того же года Иркутским губернским ревтрибуналом был приговорен к расстрелу. Определением кассационной Коллегии Сибирского отделения Верховного Трибунала ВЦИК от 21 августа приговор был оставлен в силе. Постановлением Президиума ВЦИК от 12 января 1923 года приговор Томского трибунала от 14 июля 1922 года о расстреле был заменен ему на 10 лет тюремного заключения со строгой изоляцией.
Находился в Иркутской тюрьме в одиночном заключении. Постановлением Президиума ВЦИК от 28 июля 1924 года неотбытый срок ему был признан условным с освобождением его из-под стражи.

6 августа 1924 года вновь назначен архиепископом Иркутским. В Иркутске местная администрация отказала архиепископу Анатолию в регистрации в качестве архиепископа Иркутского. Также он не мог вступить в должность настоятеля Иркутского собора, который был занят обновленцами.
С октября по декабрь 1924 года был архиепископом Омским.
Проживал в Омске при архиепископе Омском Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил.

Скончался 20 сентября 1925 года во время всенощного бдения под воскресенье в алтаре Братской церкви Омска. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении "Слава в вышних Богу" тихо скончался.
В 1981 году решением Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти).


Епископ бывший Михайловский Исидор (Колоколов)
Пётр Александрович Колоколов родился в 1866 году в Санкт-Петербурге, в семье учителя гимназии.
Окончил Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию.

28 сентября 1888 года (на втором курсе академии) по благословению митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) в Троицком соборе лавры был пострижен в монашество с наречением имени Исидор. 17 октября того же года рукоположён в сан иеродиакона. Служил в Александро-Невской лавре.

4 июля 1891 года был назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии; 28 апреля того же года рукоположён во иеромонаха. В том же году назначен епархиальным миссионером и членом совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе.
18 июля 1892 года назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии.

20 января 1893 года отозван в Санкт-Петербург и назначен исполняющим обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Из дневника начальника архива Святейшего синода Аполлинария Львова: «Исидор, пригодный только б[ыть] м[ожет] для преподавания в духовном училище, взойдя на академическую кафедру, с апломбом заявил студентам о своем полном невежестве, что он может читать только по книге, что не будет в претензии, если студенты не будут ходить к нему на лекции, но будет преследовать тех, которые не пойдут в церковь, п[отому] ч[то] это гораздо важнее всяких лекций, всякой науки. Студенты, пораженные этой развязностью, стали ему хлопать. Говорят, впрочем, что некоторые совершенно искренно».

26 марта того же года 27-летний иеромонах Исидор был возведён митрополитом Палладием в сан архимандрита и утверждён инспектором академии. По воспоминаниям профессора Александра Катанского, архимандрит Исидор получил эту должность по протекции митрополита Палладия (Раева), «несмотря, как слышно было, на сильные возражения в Св. Синоде против этого назначения».

Из дневника Аполлинария Львова: «Не хочется как-то верить случившемуся, хотя, к сожалению, это факт. Притычкинский постриженник-ставленник и палладиевский любимец, новоиспеченный архимандрит, I инспектор Академии Исидор попался в педерастии с студентом 1-го курса. Когда дело обнаружилось и доложили Палладию, то он будто бы сказал: „Всю Академию разгоню, никого и ничего не оставлю, а Исидора не позволю тронуть“. Однако студенты, составив круговую между собою поруку, то есть подписавши акт о действиях Исидора, в количестве более сотни человек, заявили об этом письменно Об[ер]-Прокурору, и тот побудил Палладия отказаться от своего намерения защищать невозможное <…> Рассказывают, что Палладий хотел во что бы то ни стало замять это дело и не велел ректору даже выходить из Академии, а равно и студентам не велено было ходить в город. Надеялся, что этим путём сохранится тайна». По воспоминаниям профессора Александра Катанского, «начались сильные волнения студентов, с подачей ими заявления К. П. Победоносцеву, не коллективно, впрочем, а от имени каждого студента в отдельности, согласно полученному ими от обер-прокурора дозволению». Упоминает об этом происшествии профессор Николай Глубоковский в письме к Василию Розанову.

Тем не менее архимандрит Исидор не был сразу уволен из Академии, а первоначально получил трёхмесячный отпуск. По воспоминаниями Львова, уезжая, он говорил, что чрез три месяца вернётся.
В августе 1893 года командирован в ведение епископа Ставропольского и Краснодарского Агафодора (Преображенского) для исполнения обязанностей епархиального миссионера «по предложению, без сомнения, митрополита Палладия, который продолжал верить в необыкновенные будто бы, миссионерские способности архимандрита Исидора».

13 марта 1896 года назначен настоятелем Переяславского Никитского монастыря Владимирской епархии.
7 июня 1900 года переведён настоятелем московского Златоустова монастыря.
12 мая 1902 года в Черниговском Спасо-Преображенском соборе хиротонисан в епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии.

4 ноября 1903 года назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии.
Принимал участие в формировании право-монархических организаций в Нижнем Новгороде. Возглавлял первые монархические манифестации в октябре 1905, освящал хоругвь Союза.
10 ноября 1906 года назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии.

26 мая 1911 года за «деяния, недостойные сана епископа» лишён кафедры епископа Михайловского. С этого времени проживал в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. 19 октября откомандирован в распоряжение епископа Омского с назначением местопребывания в Покровском общежительном монастыре, а 9 декабря назначен управляющим Омским Покровским монастырем.
В июне 1913 года освобождён от управления монастырём с назначением местопребывания в Александро-Невском Филейском монастыре Вятской епархии.

В декабре того же года перемещён в Трифоновский Успенский монастырь той же епархии. Прослужил там три года, но вновь оскандалился, возникло «дело епископа Исидора». В результате в 1916 году указом Святейшего Синода направлен в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии, где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить. Благодаря заступничеству митрополита Петроградского Питирима (Окнова) дело было пересмотрено, Исидор назначен управляющим на правах настоятеля Тюменского Свято-Троицкого монастыря.

В Тюмени познакомился и сблизился с Григорием Распутиным, который часто посещал Тюменский монастырь, поскольку являлся крестьянином Тобольской губернии. Влиятельный Распутин сделал возможным приезд епископа Исидора в Петроград и сблизил его с императрицей Александрой Фёдоровной, а через неё и с императором Николаем II. В книге Олега Платонова «Жизнь за царя» епископ Исидор называется ближайшим другом Распутина в последние месяцы его жизни, приводятся сведения охранного отделения, по которым епископ встречался с Распутиным за эти последние месяцы 56 раз.
7 декабря 1916 года Распутин в результате заговора был убит. Когда тело Распутина было обнаружено, епископ Исидор отслужил по нему панихиду.

После Февральской революции был уволен от управления Тюменским Свято-Троицким монастырём и перемещён в число братии Свияжского монастыря Казанской епархии. С июня 1917 года проживал в Вятке.
Один из активных участников установления советской власти в Вятке Алексей Трубинский в своих воспоминаниях указывает: «Появился он в Вятке в плохой одежде, в рваных сапогах, на голове наскоро сшитая тёплая камилавка, в которую он собирал подаяния для нищих. Этот тип пробрался в комитет нищих и стал его председателем… Епископ не любил рассказывать о Гришке Распутине или о царской семье, в таких случаях он отделывался фразой: „У меня плохо работает голова… Не помню всего и могу перепутать…“ Несмотря на свои юродства и маскировку, Исидор всё-таки сумел снюхаться с подпольными вятскими контрреволюционерами, тут его голова хорошо работала, за что впоследствии он и был изъят ЧК по борьбе с контрреволюцией…»

6 сентября 1918 года был арестован вятским ЧК по обвинению в антисоветской деятельности вместе с иеромонахом Флавианом. В своих показаниях указывал, что против большевиков нигде не выступал, декрет об отделении церкви от государства приветствовал, вины за собой не чувствует. В деле подшито письмо из вятской тюрьмы в Уральскую областную ЧК: «Мы держались мировоззрения коммунистов (социализм с равенством всех) на основании того, что у Христа было все общее, никто ничего не называл своим и верующие составляли коммуну, но не имеем права по нашему духовному сану принадлежать к политическим партиям. Будучи свободными от епархиальной службы, мы трудились безвозмездно. Мы вполне и безусловно подчиняемся существующей в России власти и принимаем к немедленному исполнению ее декреты и распоряжения. Наш арест – недоразумение, и мы просим освободить нас и возвратить к посильному труду на пользу народа». И подпись: «Граждане Российской Социалистической Советской Федеративной Республики епископ Исидор и иеромонах Флавиан. 15 сентября 1918 года».

Постановлением Уральской областной ЧК от 19 сентября 1918 года приговорен к расстрелу. 20 сентября епископ Исидор, иеромонах Флавиан и ещё 15 вятчан были расстреляны.

Протопресвитер Михаил Польский, бежавший в 1930 году на Запад, в своей книге «Новые мученики российские» написал, что епископ Исидор был «умерщвлён в Самаре, будучи посажен на кол» (впрочем, в этой книге неточностей вообще достаточно много). Это ошибочное сообщение затем получило широкое распространение.
В дальнейшем, опираясь на это неточное свидетельство и не имея надёжных данных о его жизни, Русская Зарубежная Церковь внесла имя епископа Исидора в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году.

Однако судить может только Бог, и кто знает, каков будет Его суд?
На память приходит небольшой рассказ из книги "Несвятые святые" Тихона (Шевкунова).
"Где-то в глубине России перед революцией был монастырь, о котором по округе ходила скверная молва, что монахи здесь — сплошь лентяи да пьяницы. В Гражданскую войну в городок, рядом с которым находился монастырь, пришли большевики. Они собрали жителей на рыночной площади и туда же под конвоем пригнали монахов.
Комиссар громко обратился к народу, указывая на чернецов:
— Граждане, жители города! Вы все лучше меня знаете этих пьяниц, обжор и бездельников! Теперь их власти пришел конец. Но чтобы вы до конца поняли, как эти тунеядцы столетиями дурачили трудовых людей, мы кладем на землю перед ними их Крест и их Евангелие. Сейчас, на ваших глазах, каждый из них растопчет эти орудия обмана и порабощения народа. А потом мы отпустим их, пусть убираются на все четыре стороны.
В толпе захохотали.
И вот, под улюлюканье народа, вперед вышел игумен — грузный мужик с мясистым испитым лицом и красным носом — и сказал, обращаясь к своим монахам:
— Ну что ж, братия, жили как свиньи, так хоть умрем как христиане!
И ни один из монахов не сдвинулся с места. Всех их в тот же день зарубили шашками."

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху