Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 17 сентября.

И вновь - трое расстрелянных в 37-м.
Двое из них канонизированы. Примечательно, что судьба свела двух викарных епископов в середине 20-х на служении в Ленинградской епархии, затем пути их разошлись. Однако казнены они были хоть и далеко друг от друга, но в один день.

Епископ Томский Серафим (Шамшев)
Шамшев (или Шамшин) Сергей Павлович родился в 1897 году в Санкт-Петербурге, в семье дворянина.
В 1917 году окончил Петроградское реальное училище.

В 1919 году служил в армии генерала Миллера по мобилизации, выполнял обязанности делопроизводителя.
В 1920 году был арестован за то что был "чиновником генерала Миллера," приговорён к 6 месяцам высылки в Архангельск. По окончании срока наказания в том же году его выслали в административном порядке в Казань.
В Казани принял монашество.
В 1923 году был рукоположен во иеромонаха и служил в Казанском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.

В 1923 году арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и приговорён к 3 годам ссылки на Соловки. Срок отбыл полностью. После этого был направлен этапом на Урал в ссылку на 3 года. Жил в селе Викулово Ишимского района Уральская области. Был освобождён из ссылки 1 февраля 1929 года, но пробыл в Викулове до конца 1930 года, занимаясь сельским хозяйством.

В 1931 году выехал в село Усть-Ламенка Уральской области, где служил священником.
Приблизительно через месяц окрестил по просьбе родителей умирающего ребенка, который через 2 часа после крещения умер. Был арестован в Усть-Ламенке, обвинён в "убийстве ребенка", на показательном суде приговорён к десяти годам лишения свободы. Находился в тюрьме Уральской области, откуда в октябре того же года был освобожден по кассации.

В октябре 1931 года выехал в Москву, где Патриарший Синод направил его в Тарусу. Служил там приходским священником с 1932 до 1936 года.
В марте или апреле 1936 года был рукоположен во епископа Забайкальского и Читинского. Хиротонию в Московском Богоявленском соборе в Елохове возглавил митрополит Московский Сергий.

По прибытии в Читу ему, как ранее судимому, в прописке было отказано. 13 июня 1936 года определен епископом Томским. Выехал в Томск и прибыл туда в конце июля. Служил в Томском Воскресенском храме, после его закрытия в 1936 году - в Троицкой церкви.

16 августа 1937 года был уволен на покой, а 21 августа - арестован. Согласно материалам дела:
"При обыске изъято: крест серебряный наперсный без цепочки - 1, серебряную цепочку 1, крест серебряный позолоченный без цепочки 1, должностные печати 2, паспорт 1, справки разные, удостоверения... Имущества не имеет... Родственников нет."

Обвинение "участие в контрреволюционной церковной организации, привлекает антисоветски настроенных лиц к активной борьбе с Советской властью, обрабатывает их в к/р духе", ст. 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Был приговорён к высшей мере наказания. С несколькими священниками и православными мирянами 17 сентября 1937 года расстрелян в Каштачном рву под Томском.


Священномученик епископ Нарвский Сергий (Дружинин)
На сайте есть житие, содержащее очень много сведений, поэтому добавлю лишь две ссылки.
БД ПСТБИ помимо прочего приводит фрагменты переписки священномученика.
Статья М.В. Шкаровского Епископ Сергий (Дружинин), возможно, является первоисточником для многих последующих публикаций.

Епископ Сергий (Дружинин) был расстрелян 17 сентября 1937 года в подвале Йошкар-Олинской тюрьмы.


Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)
На сайте также имеется житие и подборка трудов святителя.
БД ПСТБИ позволяет уточнить, что из четверых его братьев трое стали священниками, как минимум один из них - Константин - подвергался репрессиям.

О епископе Григории рассказывается в воспоминаниях А. Краснова-Левитина:
"Одним из самых популярных тогда в Питере епископов был владыка Григорий Лебедев. Он был прислан к нам из Москвы от Патриарха Тихона в начале 1925 года. В нем все импонировало. Стоит он передо мной как живой и сейчас: пенсне, высокий рост, каштановые волосы... Он служил эмоционально, с порывом, четко и ясно произносил молитвы. Своим внешним видом и манерой служить несколько напоминал отца Михаила Яворского. И проповеди его были необычайно смелы. Помню, например, его проповедь на тему « Поддельный рай». Он произнес ее в прощенное воскресенье, в лаврском соборе, в 1926 г.

«Люди всегда стремятся к раю, к единению с Богом, к блаженству. Это свойство, заложенное в них Творцом, — это и есть Образ и Подобие Божие. Но настоящего рая достигнуть трудно; для этого нужна непрестанная работа над собой, надо очищать себя от грехов, от пороков, надо бороться с греховными мыслями, с чувствами. И вот — уловка сатаны : этот рай можно, оказывается, достичь легко и просто : надо лишь несколько иначе распределить доходы, сделать всех сытыми — и наступит земной рай. Это попытка заменить трудное легким, духовное плотским, подлинное бутафорским Но, как всякое картонное сооружение, бутафорский рай рассыпается от малейшего толчка, разлетается от порыва ветра. Таким порывом ветра является человеческая злоба, страсти, честолюбие. При одном их порыве все рассыплется в прах, рухнут картонные стены, и останется одна лишь тьма. Будем же искать истинный, подлинный рай, и для этого очистим сейчас, в наступающем посту, наши сердца и чувства, да узрим Христа, воскресшего из мертвых. Аминь».

Принципиальная линия епископа Григория резко отличалась от линии епископов Алексия и Николая. Если епископы Алексий и Николай были сторонниками компромисса с властью и воссоздания духовного центра, то епископ Григорий был сторонником децентрализации. Он считал, что в советских условиях возможен лишь церковный плюрализм. Рассредоточенная церковь, состоящая из автокефальных епархий, лучше сможет противостоять натиску безбожников, хотя бы потому, что приручить несколько сот епископов гораздо труднее, чем одного, стоящего во главе церкви. Эту теорию епископ очень умело применял на практике : пользуясь древним правом ставропигии, которую имели лавры, владыка никому не подчинялся и поминал лишь патриаршего местоблюстителя митрополита Петра.

Когда в 1927 г. была восстановлена центральная церковная власть, во главе с митрополитом Сергием, а в Питер был назначен митрополит Серафим, решено было в первую очередь избавиться от епископа Григория. В 1928 г. епископ был назначен в Крым, в город Феодосию. В Феодосию, однако, владыка не поехал, а, подав на покой, проживал в Кашине (своем родном городе). Туда к нему ездили его сторонники."

17 сентября 1937 года расстрелян в тюрьме г. Калинина.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху