Родина Иисуса Христа: Назарет

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
18: Родина Иисуса Христа: Назарет

В этом городе надо пожить несколько дней. Походить по улочкам, облазить раскопки и исследовать археологические находки... Вот тогда сложится картина того, как мог выглядеть этот город, когда здесь жил Господь наш Иисус Христос.
У меня такой возможности не было. Посещение основных достопримечательностей – и... к другим святыням.

Впрочем, составить хотя бы общую картину того, как все это было в древности, возможно. Об этом – ниже.

Хотя родился Иисус Христос в Вифлееме, родиной Его считается Назарет, поскольку здесь Он провёл Свои детские годы.
Во времена Спасителя Назарет был небольшим городом, по-нашему – деревней, в которой проживало около 200 человек. От тех времен наряду с захоронениями остались преимущественно выбитые в камне резервуары для воды и ямы для силоса.
В часе ходьбы от Назарета находился крупный город Сепфирис, который считался столицей древней Галилеи. Во времена царя Ирода, т.е. незадолго до Рождества Христа, там даже был построен театр. Кроме того, Назарет находился рядом с одним из важных торговых путей Римской империи – дорогой из Египта в Дамаск.
По мнению современных ученых, около 3-го или 2-го века до Р.Х. сюда переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Это объясняет, почему в таком захолустье жили Иосиф и Мария, оба происходившие из рода Давида (их родиной был Вифлеем, под Иерусалимом).
Местные жители лелеяли свое царское происхождение, были несколько надменны и не очень тепло принимались простыми жителями окрестных галилейских городков. У жителей окрестностей была даже злая поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

Назаретцы жили крестьянским трудом, а также нанимались на работу в близлежащий Сепфорис. Иосиф, мнимый отец Иисуса,владел хорошим ремеслом – он был строитель. Это ремесло позволяло иметь семье достаточный заработок, так что семья Иисуса совсем не была бедной. Слова Евангелиста: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи… (Лк. 2: 41) – показывают нам, кроме благочестия семьи, ее финансовые возможности. В то время ежегодно паломничали только люди не бедные, так как паломничество всей семьи (проживание, питание, оплата ритуальных действий в Храме) было очень дорогим.

Найденные при раскопках греческие надписи времен Христа показывают, что жители тех мест преимущественно были образованными и знали греческий язык. Великий российский ученый, специалист по Древнему Востоку, Василий Болотов, умирая, сказал: «Завтра я, наконец, узнаю, на каком языке говорил Спаситель».
Это действительно вопрос, который еще сто лет назад волновал многих ученых. Мы знаем, что Евангелие было написано на греческом языке. А на каком говорил Христос? Мог ли Он говорить на греческом? Или он говорил на простонародном арамейском? Или же на древнееврейском языке – иврите?
Сегодня большинство ученых уверено, что Спаситель знал все три языка, но греческий, может быть, хуже. С разной аудиторией Спаситель говорил на ее языке. Этим объясняются отличия в стилистике в разных речах Иисуса, которые мы встречаем у Синоптиков (Матфея, Марка, Луки) и в Евангелии от Иоанна.

…Из-за того, что древний Назарет погребен под многовековым культурным слоем и поверх него построен новый город, археологические раскопки проводить трудно. Сегодня это арабский город, и на 80% мусульман приходится всего около 20% христиан. Мусульмане резко отрицательно относятся к каким бы то ни было археологическим изысканиям, кроме того, невозможно вести раскопки под жилыми кварталами. Поэтому ареал раскопок невелик. Конечно, тщательно исследованы те места, которые принадлежат христианам и на которых построены христианские храмы.
Так, самое пристальное внимание уделено базилике Благовещения, о которой сегодня я расскажу.

Раскопки под базиликой и в ее окрестностях показали, что в 4-м веке на этом месте был построен византийский храм. Но, что самое важное, он построен на руинах здания, которое, по-видимому, было иудео-христианской синагогой 2-го века. (Бояться слова иудео-христиане не стоит. Так в науке называют первохристиан из евреев, в противовес христианам из язычников.)
Это очень важные находки. Прежде в науке были споры: имело ли христианство какое-то распространение среди евреев, или оно совершенно оказалось чуждым евреям и привилось и сформировалось на греческой почве. Раскопки 20-го века подтвердили: христиане имели свои общины практически во всех городках Иудеи и Галилеи.
Иудео-христианская синагога, или же, как совершенно законно можно называть это здание, храм иудео-христиан, стоит на основании жилого дома. Элементы дома, например, грот, когда-то приспособленный под жилье, не уничтожены, а сохранены. Какой дом мог быть подходящим для того, чтобы первые христиане его переоборудовали в место молитвы? И не только переоборудовали, но постарались сохранить интерьер дома? Вероятней всего – дом, тесно связанный с жизнью Иисуса и Его семьи. Значит, скорее всего, и это признают даже неверующие историки, нынешняя Базилика Благовещения, действительно, располагается на месте дома, который принадлежал родителям Иисуса Христа.

Это место за 2 тысячи лет пережило многое:
2-4-й века – храм иудео-христиан;
4-й век – помещение разрушено, и здесь построен ранневизантийский храм;
7-й век – храм разрушен мусульманами;
1102 год: крестоносцы захватили Назарет, расчистили это место и возвели католический храм;
1260 год: после взятия Назарета Бейбарсом I храм разрушен;
В последующие века францисканцы несколько раз изгонялись и возвращались в Назарет в зависимости от политической ситуации;
В 1620 году эмир Фахр ад-Дин II окончательно разрешил францисканцам вернуться в Назарет. Они соорудили на руинах церкви небольшое святилище над гротом;
В середине 19-го века церковь была перестроена;
В 1954 году церковь была полностью разобрана для строительства нового здания базилики;
Новая Базилика Благовещения построена в 1969 году.

Из дошедших до нас свидетельств паломников, посещавших Назарет в древности, приведу два интересных свидетельства.
Первое относится к 600-м годам, то есть ко времени, когда Назарет переживал лучшие времена и еще стоял храм, построенный в 4-м веке. Второе свидетельство – русского игумна Даниила, посетившего Назарет в 1106–1108 годах. Он видел только что построенный крестоносцами новый храм.

Антонин из Плаценции, конец 7-го века:
«Затем мы прибыли в город Назарет, в котором находятся многие чудеса. Там, в синагоге, находится лист, на котором было написано для Господа АВСД; в этой же синагоге есть и бревно, на котором Он сидел с другими детьми. Это бревно христианин может и подвинуть, и приподнять, но иудеи никоим способом не могут его сдвинуть и оно не допускает, чтобы его вынесли вон. Дом Святой Марии есть базилика, и там совершаются многие чудеса от Ее одежд. В этом городе еврейские женщины до того прелестны, что в этой стране нет евреек красивее, и говорят, что это им даровано Святою Марией; они говорят, что она была их родственница, и хотя у евреев нет никакой любви к христианам, однако эти исполнены всяческой любви. Округ подобен раю, по пшенице и плодам похож на Египет, небольшой, но превосходит Египет вином, маслом и овощами. Просо чрезвычайно высоко, превосходит человеческий рост, с толстым стеблем».

Игумен Даниил, 1106–1108 годы:
«Назарет – городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него, его можно видеть. Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами, одни из них – с запада, а другие – с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана.
В этой пещере, если войти западными дверями, на левой стороне находится гроб Иосифа-обручника, мужа Марии. Тут его Христос Сам, Своими пречистыми руками, похоронил. Исходит из стены около гроба вода святая белая, и берут ее на исцеление больных.
В этой пещере, близ западных дверей, есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел архангел Гавриил, посланный Богом к девице Марии...
Здесь, где пещера, был дом Иосифа, и все сказанное происходило в этом доме Иосифа, мужа Марии. Над пещерой создана церковь во имя Благовещения.
Место это сначала было заброшенным, но католики его обновили и устроили
хорошо, здесь находится католический епископ, очень богатый, он владеет этим святым местом.
Здесь угостили нас хорошо и питьем, и едой, и всем возможным. В этом городе мы ночевали. И, хорошо отдохнув, утром встали и пошли в церковь поклониться святому месту. Затем вышли из города и пошли на юго-восток, встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя архангела Гавриила.
Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице от архангела. Пришла она по воду, и, как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: "Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!" Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: "Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?
Пришла она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошениливую красную пряжу). Тогда явился архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил ей о рождении Христа».

28...0а.JPG
Назарет глазами путешественника Дэвида Робертса в 1839 году. Если увеличить фотографию, можно увидеть храм Благовещения, построенный на месте, где стоял дом родителей Иисуса Христа.

28...0а1.JPG
Интерьер храма Благовещения. Мы видим ступеньки, ведущие вниз; это вход в грот, то есть, часть дома, в которой жили Пресвятая Богородица и Иосиф-Обручник. (Рисунок того же путешественника. К сожалению, более ранние зарисовки мне неизвестны.)

28...0б.jpg
Назарет на открытке начала 20-го века.

28...1.JPG
Современный храм, Базилика Благовещения, построенная в 1969 году.

28...1б.JPG
Войдем под своды храма. Благодаря витражам храм в солнечную погоду становится сказочным.

28...2.JPG
Мы видим престол, а позади него решетку, которая закрывает вход в грот.

28...4.JPG
Вот он, грот, то есть пещера, приспособленная под жилье. Это остаток иудейского дома 1-го века. С раннехристианских времен считалось, что это дом, в котором жила Пресвятая Богородица.
Скорее всего, к Благовещению (несмотря на традиционное название этого храма) это место не имеет отношения. Не был это и дом родителей Богородицы или дом Иосифа. Вероятней всего, это был дом, в котором жила семья Иосифа, Марии и Иисуса.
Надпись на престоле по-латински гласит: «Здесь Слово стало плотью».

28...4а.JPG
Чуть в стороне остатки византийского храма 47-го веков и храма крестоносцев 12-го века.

28...5.JPG
Поднимемся на второй этаж. Здесь располагается главный храм. Он внушителен и необычен. Вдоль стен картины (или, вернее, композиции), изображающие Богородицу в соответствии с тем, как Ее видят христиане разных стран. Смысл этого в том, чтобы продемонстрировать, что Богородица и ее Сын актуальны для людей разных культур и рас.

28...7.JPG
Японская Богородица.

28...8.JPG
Американская Богородица (честно говоря, мне жутковато).

28...9.JPG
Богородица... для марсиан.
Нет, на самом деле для африканцев, но местные называют эту фреску «Марсианская Дева».

28...10.JPG
Канадская Богородица.

Несомненно, что и такие изображения Богородицы имеют право на жизнь, но, по моему субъективному мнению, здесь уже какое-то чувство меры и церковного вкуса нарушено.

Подробней о Базилике Благовещения и о изображениях Богородицы, принятых в разных культурах
Перейти к следующей записи Детство Иисуса
Перейти к предыдущей записи Иерусалимский храм времен Иисуса Христа

Комментарии

Наверное, мозаики – иконы Богородицы, как Ее в 1960х представляли и изображали в разных культурах, храм получал в дар от этих стран. Жаль, но среди 40 фото русской не нашлось, дело не в гордыне, почему то действительно очень хотелось увидеть родное в чертах Богородицы и в ее окружении. Прости Господи, не знаю почему хотелось, попутал лукавый.
 
Батюшка, вы пишете: "Сегодня большинство ученых уверено, что Спаситель знал все три языка, но греческий, может быть, хуже."
Как сам Господь может знать хуже какой то язык? Когда Он Сам, сотворивший небо и землю? Думаю, что Бог мог говорить на любом языке.
 
ольгавв написал(а):
Батюшка, вы пишете: "Сегодня большинство ученых уверено, что Спаситель знал все три языка, но греческий, может быть, хуже."
Как сам Господь может знать хуже какой то язык? Когда Он Сам, сотворивший небо и землю? Думаю, что Бог мог говорить на любом языке.

Ольга, а заодно, следуя Вашей логике, Спаситель кроме десятка тысяч языков и диалектов Своего времени, должен был знать как лечить скот, как прясть и ткать, как печь пирожные и добывать железную руду... То есть, Христос должен был знать все тысячи и тысячи ремесел и профессий принятых у людей земного шара в Его время? А также знать политические, экономические и социальные механизмы истории? А также уметь играть на тысячах музыкальных инструментов своего времени? А также держать в памяти все написанные писателями мира тексты? А также знать все сочиненные людьми анекдоты?..
Нет, человеческие знания (языки в их числе) - это все земное. Это относится к сфере человеческого опыта. Все это знал Христос на уровне Своего человеческого опыта и способностей.
Его Божественная сторона сообщала Ему знания другого порядка. Относящиеся к сфере вечности, судеб людей, душ человеческих и т.д.
 
Иисус "получал" мысли, знания и умения через Свою человеческую душу, через переживания
(иначе получилось бы что Иисус действовал как зомби, или ангельский персонаж, а Его молитвы - как спектакль).
 
Евгений Горчагов написал(а):
Жаль, но среди 40 фото русской не нашлось, дело не в гордыне, почему то действительно очень хотелось увидеть родное в чертах Богородицы и в ее окружении.
А как же греческая православная икона - фото №137, если пройти по ссылке - очень даже родное изображение!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
23.235
Комментарии
5
Последнее обновление
Сверху