Радоница (1)

Эта запись является частью серии записей Радоница
Обернувшись на Крик Небесный… (1)
К двухлетию родительской общины «РАДОНИЦА»

Те, кто читал книгу Людмилы Зотовой «Я тоже потеряла ребенка», может быть, помнят, что «с первых же дней» она стала искать матерей, уже испытавших на себе это тяжелейшее горе. «Мне верилось, – писала она, – что они постигли тайну преодоления этого невозможного ужаса, раз они остались живы. В них, матерях, похоронивших детей, я искала поддержки. Бог дал мне ее, в том числе и устами моих сестер по несчастью. Встречи с ними были для меня неожиданны, случайны и радостны, насколько это мыслимо в нашем положении. Мы вместе плакали, утешались и были друг для друга роднее родных». А спустя два года она написала книгу, для «сестер по горю»…

С тех пор прошло уже немало лет, но все это время идея материнской взаимопомощи не оставляла Людмилу. И вот весной 2009 года я получила от нее приглашение на первую встречу (я на ней, к сожалению, не могла быть). Там было 12 матерей и психолог-психотерапевт Анна. Потом она позвонила мне, рассказала о том, как все прошло, и, обсуждая эту встречу, мы с ней пришли к выводу, что лучше всего роль своего рода духовного лидера такой родительской общины мог бы сыграть священник, но такой священник, который о ситуации потери ребенка судил бы на своем собственном печальном опыте…

И тут я вспомнила о протоиерее Борисе Куприянове, настоятеле храма Казанской иконы Божией Матери в Александровской. Я никогда его не видела, никак не была с ним знакома, лишь слышала о нем через общих знакомых много хорошего. А осенью 2006 года по причинам, ведомым только Ему Самому, Господу угодно было, через тех же знакомых, известить меня о гибели его 15-летней дочки, Устины... Излишне говорить, что имя ее пополнило столбик детских имен в моем помяннике… И я сказала Людмиле: «Кажется, я знаю такого батюшку…». Дала его координаты, они у меня были в связи с одним из моих редакторских дел. Она с отцом Борисом связалась, съездила к нему в храм вместе с Анной...

И вот на следующий день после Радоницы 2009-го отец Борис и матушка Марина принимали нас, своих товарищей по несчастью, у себя на приходе…
Каждую из нас они обняли и расцеловали. Провели в светлый, нарядный храм, и отец Борис отслужил о наших детях панихиду. А потом нас пригласили в трапезную, и, когда мы уселись за большим столом, накрытым к чаю, отец Борис начал, твердо и спокойно:
«Я должен сказать вам, дорогие мои, что Страстная Неделя у вас будет длиться до конца жизни.
Но вчера мы праздновали Радоницу. Радоница – это праздник, единство живых и усопших. А у Господа, как известно, все живы. Церковь земная, воинствующая и небесная, торжествующая – один храм, одно сердце, одна любовь, один плач, одна река полноводная, блаженство познавших Бога и доверяющих ему всегда и во всем. Храни всех Господь!»

...Почти у всех потери были совсем свежие: три месяца, полгода, год…
Конечно, им еще предстоит пройти, думала я, глядя на этих в большинстве своем совсем еще молодых женщин, тот каменистый путь, которым шла все эти годы и я, и все же… тот, да не тот. Лишь через 27 лет после черного понедельника 30 октября 72-го дошла я до Церкви Христовой: поскитавшись в поисках ответов на свои вопрошания к Богу первые года два после трагедии, все последующее время душа моя «по переулочкам бродила» (мать Мария). И только приняв Святое Крещение, я вышла, наконец, на Главную улицу. И тогда процесс осмысления случившегося, с участливой и мудрой помощью (удивительной для совсем еще юного священника, каким был, когда Господь меня с ним свел, отец Константин Пархоменко) пошел непредставимо быстро.

…Счастливы те, думала я, кто сидит сейчас за этим столом: они уже на Главной улице, коль скоро пришли не куда-нибудь, а в храм Божий, к священнику, и, пусть пока не все из них поняли, что все ответы на все вопросы – только в Церкви, у Господа, и только там, – но поймут. Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны (Осия 6, 1)…

…Читая вскоре после этой встречи «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, я вдруг поняла то, что понимала и раньше, но умом, а теперь – сердцем. Ведь что такое наши эти «внезапные случайности», говорит он. Крик Небесный, вопиющий к человеку о необходимости изменить всю свою жизнь! На крик нельзя не обернуться. И мы оборачиваемся… к Богу. И нам вручают крест. «Через крест не перепрыгнуть, без креста не войти в Царство Небесное», – как сказал один священник. Крест, как известно, у каждого свой; у нас – такой. Поэтому, обернувшись на Крик Небесный, мы должны делать все, что в наших силах, чтобы соответствовать своим детям... Жить так, чтобы им не было за нас стыдно, чтобы они могли молиться о нас не через боль, но через радость о нас.

Наша небольшая родительская община, которую мы так и назвали – «Радоница», собирается раз в три-четыре недели, традиционно – по средам. Вначале идет молитва о здравии всех нас и наших близких, а затем – о упокоении души наших почивших детей. И мы все точно знаем, ощущаем единодушно, что дети наши – тут, с нами. Мы даже уверены, что все они давно перезнакомились!..
А потом идем в трапезную. Там, за общим столом, за которым только и возможно задушевное общение, идет долгий разговор. Не «зацикливаясь» на общем горе, он дает силы жить дальше. Помнить, что за Страстной Пятницей непременно приходит Пасха.

Общину родителей, потерявших детей, подобную той, что при Казанском храме в Александровской, готов создать при Свято-Троицком Измайловском соборе и прот. Константин Пархоменко.

Конечно, в эти общины может прийти любой человек, оказавшийся в ситуации потери, он может быть прихожанином любого другого храма или вообще еще ни разу не переступить порог храма. Главное – чтобы человек, которому выпало такое немыслимое горе, не оставался с этим горем наедине, чтобы те, к кому он придет, знали по себе, с чем он пришел… А какую из этих двух общин он выберет – тут уж кому что Бог на душу положит, кого куда приведет. Но, куда бы он ни пришел, его ждет ни с чем не сравнимая радость – радость совместной молитвы о детях.

4 мая, на следующий день после Радоницы, такая молитва вновь состоялась в Казанском храме в Александровской. «Юбилейная»… Предлагаю свой фоторассказ о ней.

№1.jpg
Вот он, храм во имя Казанской иконы Божией Матери возле станции Александровская, уже ставший для всех нас родным… К сожалению, день был хмурый. Впрочем, легко представить себе, как радостен этот храм при свете солнца...
Добраться до храма несложно: 15-20 минут на электричке с Балтийского вокзала. Те, у кого есть машина, прихватывают кого-то с собой. К 16.30 обычно все в сборе…

№2.JPG
…но все-таки до 17 ждем запаздывающих. Тем временем прикладываемся к иконам, ставим свечи, пишем записки о здравии и об упокоении, кладем их на аналой праздника и к Распятию (оно в правом углу храма).

№3.JPG
Но вот отец Борис выходит на молебен о здравии…

№4.jpg
«всех, зде предстоящих и молящихся…

№5.jpg
… и о еже умножити лета жития их…»

№6.jpg
«Во время оно…»

№7.jpg
После чтения целуем Евангелие…

№8.jpg
…а в завершение молебна – крест.

№9.jpg
А здесь мы молимся о упокоении души детей наших. Но в светлое и достаточно теплое время года, как, например, сегодня…

№10.JPG
…идем на кладбище…

№12.jpg
…к могилке Устеньки, которая всех
собрала около себя – и нас, родителей, и детей наших…

№13.jpg
Здесь отец Борис и служит литию.

№14.jpg
Совместная молитва...

№15.jpg
Вечная память всем, во младенческие и в детские годы в жизнь вечную отшедшим!..

Как говорили когда-то «прочти сам и передай товарищу».
Может быть, братья и сестры по беде нас ищут...


Контактный адрес: edit1938@yandex.ru

См. продолжение: http://azbyka.org/forum/blog.php?b=364
Перейти к следующей записи Радоница (2)

Комментарии

Спаси Вас Господь! В эту Радоницу общине нашей исполнится уже 5 лет... Так и держимся друг за друга. Слава Богу за всё!
 
«Я должен сказать вам, дорогие мои, что Страстная Неделя у вас будет длиться до конца жизни."
Как правильно сказал батюшка -- его слова сразу поставили меня на своё место , место служения Господу , у которого моя дочечка . Спасибо отцу Борису , спасибо общинке "Радоница" , спасибо Вам дорогая Людмила Александровна ,что познакомили меня с таким уникальным опытом !
 
Спасибо Вам, дорогая Алевтина Алексеевна! Я только хочу напомнить, что еще сказал отец Борис. А он сказал, что "за Страстной Пятницей непременно приходит Пасха". Давайте и об этом помнить... С почти уже наступившим Великим Постом!
 
Последнее редактирование:
Благодаря Алевтине Алексеевне я только сегодня прочитала эту публикацию, которая была размещена в 2011 г. еще при жизни моего сына. Спасибо ей и, конечно, Людмиле Александровне! "...за Страстной Пятницей непременно приходит Пасха". Теперь я поняла, что именно этих слов мне не хватало после окончания молитв о сыне. После них уходят слезы, и на душе - радость, а в сердце надежда. Впереди Пасха и... слава Богу за все!
 
Сверху