Путевые заметки: Оттепель-2

Эта запись является частью серии записей Путевые заметки
Я ничего не помню о своем первом посещении Александро-Невской лавры назавтра после выпускной ночи, никаких зрительных образов память не сохранила. Зато помню толпы оживленных, радостных людей, стекавшихся однажды вечером к стенам Свято-Троицкого собора. Среди них была и я, вместе со старшей сестрой Элей. Много лет спустя, уже в бытность мою в Церкви, до меня дошли из того времени слова одного нашего родственника: «Эллка-то совсем с ума сошла! Крестилась!» Но я об этом ничего не знала и была с ней просто «за компанию»...

Вспоминая сейчас этот вечер, я думала, что, судя по настроению толпы, это было на Пасху. Зашла, как всегда, в Интернет и просто набрала: «Александро-Невская Лавра, 1955», в надежде, что, увидев там фотографии, что-то вспомню. И Сеть услужливо выдала мне статью «Борьба митрополита Григория за возвращение Церкви храмов Александро-Невской Лавры в 1945-1955 гг.» (lavra.spb.ru/about/history/1920-borba-mitropolita-grigorija-za-vozvraschenie-cerkvi-hramov-aleksandro-nevskoj-lavry-v-19451955-gg.html).

Статья эта, в числе прочих исторических материалов, готовилась к 300-летнему юбилею Лавры, торжественно праздновавшемуся 2 года назад. Кто может и хочет – прочтите ее. Погрузитесь в драматические перипетии означенной в заголовке статьи Борьбы.
Вот один ее штрих:

В то же время на весь комплекс зданий Лавры претендовали Музей истории Ленинграда и Центральный исторический архив НКВД (1944) (курсив мой. – Л.Н.)

«Претендовали…» Излюбленное разоблачителями Церкви словечко…

…И вот, читая статью, я дошла до того, что искала. Не могу не привести один фрагмент:


Развернувшийся к 1955 году процесс либерализации благоприятно сказался на положении Церкви. В 1955-1956 гг. в стране было разрешено открыть насколько десятков новых храмов. Митрополит Григорий активизировал свои усилия по возвращению Свято-Троицкого собора. 15 июля 1955 г. он подал Патриарху докладную записку, в которой просил содействия «по вопросу о разрешении открытия собора» и его ремонта на средства епархии и Патриархии, изложив ряд доводов в пользу нового ходатайства:
«1. Троицкий собор расположен на территории Государственного Заповедника и до своего закрытия являлся центром религиозной жизни г. Ленинграда.
2. В настоящее время собор разрушается. Внутри он пустует...
3. Целый ряд иностранных делегаций при их визите к Ленинградскому Митрополиту заостряли свое внимание на столь печальное состояние лаврского собора (он помещается вблизи покоев Митрополита) и высказывали открытое изумление, в особенности в связи с той информацией о внутренней свободе церкви и благожелательном к ней отношении Советского правительства, каковая неизменно предлагалась гостям Ленинградским митрополитом... Открытие Лаврского собора не должно встретить препятствий со стороны властей. Он находится в стороне от городской жизни и не помешает демонстрациям.
4. На очень большом расстоянии в этой части города нет действующих церквей.
5. Собор окружен кладбищем. При его ликвидации в собор можно перенести останки иерархов.
6. Перед фасадом Лавры расположена площадь Александра Невского. Самое название площади связывает все это место с именем благоверного князя, не только святого, но и великого государственного деятеля русской истории и принципиально требует наличия собора, где было бы возможно почитание Его светлого имени...».


И сегодня, когда уже установилась традиция в день Перенесения мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (в схиме Алексия) (1724) устраивать Крестный ход по Невскому проспекту, даже странно, что митрополиту Григорию (Чукову) приходилось все это доказывать… В пору «развернувшегося процесса либерализации», а проще говоря – «оттепели»… То есть, не самому Патриарху, конечно, а, через его посредство, «лицам, принимающим решения».

Но продолжу: я думаю, сегодня самое время воздать благодарную память этому иерарху Русской Церкви:


Со Свято-Троицким собором Александро-Невской Лавры владыку связывали его главные жизненные воспоминания. Впервые под его величественные своды выпускник Олонецкой Духовной семинарии Николай Чуков, прибывший в Санкт - Петербург поступать в Духовную Академию, вошел в августе 1891 г., и получил «благословение на успешную сдачу» экзаменов от 92 – летнего старца митрополита Исидора. Дальше были и лаврские праздники, и сослужение со священномучениками митрополитами Вениамином и Серафимом, и отпевание друзей и сослужителей – академика Б.А. Тураева, проф. А.А. Дмитриевского, и своего научного руководителя проф. И.Г. Троицкого…
Экзамен по возрождению своей «Alma mater», Санкт-Петербургских духовных школ, митрополит Григорий «сдал успешно». «Открыть собор – и умирать можно спокойно…», – сказал как-то владыка своей внучке, когда они вместе гуляли по лаврскому саду.
Для возвращения Свято-Троицкого собора верующим митрополит Григорий сделал все возможное и полностью подготовил почву для его открытия, но долгожданного события владыка не увидел.
5 ноября 1955 г. приснопоминаемый митрополит Григорий отошел ко Господу. 11 ноября его прах был торжественно погребен в Крестовой церкви св. блгв. кн. Александра Невского в Духовском корпусе Лавры.
Открытие Свято-Троицкого собора произошло через год после блаженной кончины преосвященного митрополита Григория, когда правящим архиереем епархии стал митрополит Ленинградский и Новгородский Елевферий (Воронцов).

Так что – возвращаясь к началу этой моей заметки – тот праздник, ради которого сестра привела меня с собой в Лавру, не мог происходить ранее 1956 года, когда Собор наконец-то был возвращен верующим, но более вероятно, что торжество это было связано с освящением Собора, приуроченным как раз к 12 сентября 1957 года!

…К тому времени был уже проведен хотя бы «первоочередной ремонт» Собора, а когда, в июне 1955-го, учащийся Техникума физической культуры Трудовых резервов привел меня в Лавру, этот прекрасный храм, израненный бомбежками и просто временем – с 1920 года он стоял закрытым, – был, наверное, слишком мрачен для моей юной беспечальной души, и я поспешила его забыть…

…Ровно через 40 лет, как я писала в предыдущей заметке, мы с сыном пришли на собеседование в школу при Институте Богословия и Философии, который ютился в здании, принадлежавшем некогда Духовной Академии, а теперь – тому самому Техникуму. Тогда, еще на подступах к Церкви, я хоть и вспомнила о том юном физкультурнике, но не придала этому особого значения. Гораздо важнее для меня было тогда то, что сын мой будет учиться в этих стенах (где он и провел, сначала в школе, а потом уже – в самом Институте, шесть лет своей жизни…). Сейчас я уже не могу представить их во всех деталях, но глубинная память хранит…

Со временем Институту пришлось переехать в другое место, а Колледж физкультуры и спорта, экономики и технологии (так теперь назывался бывший простецкий Техникум) упорно оставался в отнятом когда-то у Церкви здании. Как будто и не было никакой оттепели, не говоря уж о весне. Время от времени я наводила в Интернете справки – не переехал ли. Нет, не переехал. И лишь вот сейчас, когда взялась за эту книгу, к великой радости, обнаружила следующее сообщение (http://www.severinfo.ru/other/13215...-vozvrascheny-zdaniya-na-obvodnom-kanale.html):


Санкт-Петербургской православной духовной академии полностью возвращён исторический комплекс зданий на набережной Обводного канала. Впервые после 1918 года 29 ноября в домовом храме Двенадцати апостолов, где находился спортзал (Sic!..) Колледжа физкультуры и спорта, экономики и технологии, было совершено Богослужение.
После революции в комплексе зданий академии был организован приемник-распределитель для трудных подростков, и уже к 1920 году храм, расписанный в стиле Васнецова, узнать было невозможно. Процесс возвращения здания Церкви длился не одно десятилетие.
Благодарственный молебен перед иконой святых, вышедших из стен академии, возглавил ректор СПбПДА Епископ Петергофский Амвросий.
По его словам, большой вклад в возвращение исторических зданий академии внесли Патриарх Кирилл, который в течение десяти лет был ректором духовной академии, а также президент России Владимир Путин.
Как отмечают в пресс-службе Санкт-Петербургской митрополии, комплекс зданий академии на Обводном канале стал первым объектом религиозного назначения, переданным РПЦ на территории Санкт-Петербурга в рамках федерального закона, принятого в 2008 году. Передачу осуществляло Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Так натянулась, крепко, как струна, еще одна сквозная нить моей жизни…

Ах да, как же я могла забыть?.. На коммунистической площадке Лавры, против Троицкого Собора, с 1932 года лежит моя тетушка Мария... В Лавре, на берегу Монастырки, в университетские времена мы готовились к экзаменам. Не где-нибудь, а в храме Ап. Иоанна Богослова я приняла Святое Крещение.
Я очень люблю нашу Лавру...
Вдали от шума городского...
Перейти к следующей записи Путевые заметки: «И сквозь магический кристалл…»
Перейти к предыдущей записи Путевые заметки: Оттепель
  • Like
Реакции: 2 человек

Комментарии

Сквозная нить моей жизни...
Как хорошо, что Вы чувствуете эти нити, переплетенные, переплетающие каркас жизни, удерживающие ее, жизнь, в сфере памяти личной, в памяти эпохи. Спасибо за детали, в которые даже не пришло бы в голову погрузиться...
 
Дорогая Елена, лет через двадцать Вы тоже все это почувствуете, и увидите, и погрузитесь:) Но держась при этом за такой вот спасительный поплавок: «…прошлое как прошлое — то есть непонимаемое, абсолютизированное, не претворяемое в настоящее, — только груз, только идол, яд, отравляющий организм своим собственным разложением» (о. Александр Шмеман).
 
Дорогая Людмила Александровна, спасибо за "спасательный поплавок" и за то, что вернули в год 2011, в котором познакомили (получилось, чуть забегая вперед) с началом студенческой жизни, с самой счастливой ночью, и в котором сказали: "Когда-нибудь, даст Бог, я расскажу, как всё это было…" Буду теперь молиться за упокой души своей тезки Антонины.
 
Спаси Вас Господь, дорогая Антонина Александровна! Тронули. Ваша тезка будет рада...
Правда, сегодня о своей студенческой и прочей жизни я буду рассказывать несколько по-другому, чем это было бы в 2011-м.
 
Главной святыней Троицкого собора являются мощи св. Благоверного Александра Невского. Обычно сообщается о том, что они были изъяты из собора в 20е -30е годы. И только в 1988 г. они были вновь обретены в подвалах Казанского собора, в котором долгие годы размещался Музей религии и атеизма.
Однако, в книге "Архитекторы блокадного Ленинграда",я встретила упоминание о том, что в 1942 г. были оформлены, как там сказано "Надгробия великих русских полководцев". Имелись в виду Петр 1, А.В Суворов, М.И. Кутузов ...и Александр Невский. У этих надгробий должны были приносить присягу бойцы, отправлявшиеся на фронт.
Более того, на стр. 141 помещены соответствующие фотографии. И, в том числе, на фото, под надписью "Оформление надгробия Александра Невского" мы видим хорошо знакомую сень, под ней рака, над которой склоняются советские знамена. Где в это время пребывали мощи? ...Неизвестно. Вот такая загадка.
 
Последнее редактирование:
Татьяна Анатольевна, хотя то, о чем Вы пишете, и выходит за рамки и задачи моего рассказа, довольно ограниченные и частные, но я понимаю, что историк в Вас превыше всего, и потому Ваши дополнения и уточнения всегда воспринимаю с интересом и благодарностью.
 
Сверху